Администрация Фрунзенского района г. Минска
220073, г. Минск, ул. Кальварийская, 39
ЗАЯВЛЕНИЕ
С 14 января 2019 года по 7 февраля 2019 года проходит общественное обсуждение проекта детального планирования «Внесение изменений в градостроительный проект детального планирования территории в границах ул. Рафиева - северная граница ландшафтно-рекреационной зоны 334 ЛР** (корректировка градостроительного проекта детального планирования комплексной реконструкции деревни Сухарево) с включением всей территории зоны 174 Жсп и части территории ландшафтно-рекреационной зоны 333 ЛР севернее ул. Рафиева» (далее – Проект детального планирования).
Я предлагаю не утверждать этот Проект детального планирования. Считаю, что он должен быть отклонен и отправлен на доработку с учетом следующих замечаний и предложений.
1. Вопросы противоречия Проекта детального планирования положениям Генерального плана г. Минска
1.1. Согласно п. 2.2 главы 1 части 1 Генерального плана г. Минска (Основные положения градостроительного развития г. Минска. Система градостроительных регламентов) (далее – Генплан г. Минска), “величина численности населения столицы в ее существующих административных границах должна стабилизироваться и на расчетный срок (2030 г.) не превышать 2 млн. человек”. При этом население Минска на 1 января 2018 г. уже составляло 1 982 444 человека. На этом фоне проектирование увеличения населения на рассматриваемой территории более чем на 15 тысяч человек противоречит указанной директиве Генплана.
1.2. Согласно Генеральному плану г. Минска, большая часть территории, на которую распространяется Проект детального планирования «Внесение изменений в градостроительный проект детального планирования территории в границах ул. Рафиева - северная граница ландшафтно-рекреационной зоны 334 ЛР** (корректировка градостроительного проекта детального планирования комплексной реконструкции деревни Сухарево) с включением всей территории зоны 174 Жсп и части территории ландшафтно-рекреационной зоны 333 ЛР севернее ул. Рафиева» (далее – Проект детального планирования), определяется как 174 Жсп, то есть зона жилой смешанной пространственно застройки.
Согласно таблице 2.2.1 Системы регламентов Генплана г. Минска, плотность населения для зон Жсп определяется детальным планом. В рассматриваемом Проекте детального планирования она составляет 295 чел./га для многоквартирной застройки и 44 чел./га для усадебной застройки. Таким образом, плотность многоквартирной застройки будет выше, чем предельно допустимый норматив для высокоплотной застройки зон Жмв – 290 чел./га. Такая высокая плотность населения не даст возможность жителям реализовать свое право на благоприятную среду обитания, гарантированное статьей 4 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» от 5 июля 2004 г. № 300-З.
1.3. Согласно пункту 2.1. Направления 2 Главы 4 Генплана г. Минска, необходимо «исключить в процессе нового строительства и реконструкции сложившихся районов разрушение исторической планировки города и его силуэта, нарушение градостроительного масштаба и стилистических качеств застройки».
Населенный пункт Сухарево упоминается уже в документе 1503 года «Подтверждение господарскому боярину Богдану Корейвичу на его отчинное имение Сухаревское в Минском повете…». Высказываются предположения, что этот населенный пункт существовал как минимум с XI века, подтверждением чему – курганы по улице Янковского.
Таким образом, вероятно, что существующая планировка по крайней мере части усадебной застройки в границах проекта имеет многовековую историю. Ее разрушение противоречит цитированному выше положению Генплана г. Минска.
Кроме того, рассматриваемая территория обладает уникальным рельефом.
Согласно статье 83 Кодэкса Рэспублікі Беларусь аб культуры ад 20 ліпеня 2016 г. №413-3, “Да матэрыяльных гiсторыка-культурных каштоўнасцей адносяцца:
… запаведныя мясцiны – тапаграфiчна акрэсленыя зоны або ландшафты, створаныя чалавекам або чалавекам i прыродай;
… помнiкi горадабудаўнiцтва – забудова, планiровачная структура забудовы або фрагменты планiровачнай структуры забудовы населеных пунктаў з культурным пластом (слоем). Помнiкi горадабудаўнiцтва з'яўляюцца комплексамi гiсторыка-культурных каштоўнасцей”.
Предлагаю в установленном законодательством порядке рассмотреть вопрос придания ландшафту и исторически сложившейся планировочной структуре усадебной застройки на проектируемой территории статуса историко-культурной ценности.
1.4. На территории Детального плана предполагается снос 79 усадебных домов. Однако снос усадебных домов, особенно, без согласия их владельцев, не соответствует подтипу рассматриваемой жилой зоны – Жсп, предполагающей наличие в том числе усадебной застройки. Согласно пункту 2.1. Направления 2 Главы 5 Генплана г. Минска, в срединном планировочном поясе предполагается реконструкция сохраняемой на перспективу усадебной застройки и строительство блокированных и отдельно стоящих домов.
Согласно пункту 2.1.1 Направления 2 главы 17 Генплана г. Минска, в Сухарево предполагается частичное сохранение усадебной застройки.
В периферийном планировочном поясе комплексное развитие сферы жилищного строительства достигается «за счет освоения незастроенных территорий с размещением преимущественно среднеплотной многоквартирной застройки и усадебной застройки одноквартирного и блокированного типов, реконструкции сохраняемых усадебных территорий с модернизацией жилой застройки…».
Кроме того, согласно детальному плану, многие строения обозначены как сносимые без указания, какие новые объекты будут размещаться на их месте, и будут ли они размещаться там вообще. В частности, в восточной части квартала №1 сносится целый ряд усадебных домов на территории, обозначенной как Жм-в, однако контуры новых зданий не прорисованы. На территории Микрорайона 5 также, очевидно, изображены не все запроектированные здания.
Такой подход к представлению гражданам материалов проекта противоречит п. 1 статьи 4 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» от 5 июля 2004 г. № 300-З: «Физические лица имеют право на … достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды обитания и ее предполагаемых изменениях, если иное не установлено в соответствии с законодательными актами».
Согласно пункту 6.3 ТКП 45-3.01-284-2014 (02250), «В составе детального плана может быть разработан эскиз застройки, если это предусмотрено заданием на проектирование». Предлагаю разработать в составе Проекта детального планирования эксиз застройки на всю проектируемую территорию, а не на ее часть.
1.5. В Микрорайоне №3 запроектировано отдельно стоящее здание №26 – бассейн. Однако, согласно разделу 10.3 таблицы 2.2.7 Системы регламентов Генплана г. Минска, размещение бассейнов на территории зон Жсп возможно только в составе комплексов школьных и детских дошкольных объектов.
В Микрорайоне №3 запроектировано здание №37 – спорткомплекс. Согласно разделу 10.4 таблицы 2.2.7 Системы регламентов Генплана г. Минска, размещение спорткомплексов (городского уровня) зон Жсп запрещено.
В микрорайонах №3 и №5 запроектированы два здания (№27 – микрорайон 3 и №1 – микрорайон 5), описанных идентично: «многофункциональное здание с инженерн. сооруж. на 100 единовр. посетит. (ЖЭС, ОДС, ФОК, отделение милиции, обществ. туалеты), спорт. залы 200 м2 пл. пола». Сомнительно, что в проектируемом районе есть нуждаемость в двух ЖЭС-ах, ФОК-ах отделениях милиции, спортзалах на 200 м2 пл. пола и т.д.).
Проектом предусматривается комплексных спортивных площадок 1,57 га; 0,06 га/1000 чел. При этом 1,57 га / 27,8 тыс.чел. = 0,056. Раздел 4 таблицы Раздела IV Генплана г. Минска определяет обеспеченность спортплощадками на уровне 0,09 га/чел. к 2020 году и 1 га/чел. к 2030 году. Следовательно, обеспеченность проектируемой территории спортплощадками должна быть увеличена.
1.6. В настоящий момент на территории, охватываемой Детальным планом (Микрорайон 2), находится здание церкви «Новая Жизнь» (ул. Ковалева, 72). Согласно разделу 8 таблицы 2.2.7 Системы регламентов Генплана г. Минска, размещение культовых объектов разрешено в зонах Жсп. Церковь занимает указанное помещение уже давно, имеет множество прихожан в рассматриваемом районе и ведет в нем активную социальную деятельность, приносящую пользу обществу.
Предлагаю сохранить за церковью «Новая Жизнь» занимаемое ей сейчас помещение. Запроектированный на ее месте объект может быть размещен, например, на территории Микрорайона №5.
2. Охрана окружающей среды
2.1. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23.04.2003 № 165 «Об утверждении генерального плана г.Минска и некоторых вопросах его реализации» целью градостроительного развития г. Минска является создание благоприятной среды жизнедеятельности и обеспечение устойчивого развития города и Минской агломерации в интересах настоящего и будущего поколений.
Согласно пункту 3.1. Направления 3 Главы 5 Генплана г. Минска, недопустима реконструкция с увеличением жилой площади домов и размещения новой жилой застройки в зонах негативного экологического воздействия (химического, физического, биологического) объектов.
При этом, согласно пункту 392 Санитарных норм и правил «Требования санитарно-защитным зонам организаций, сооружений и иных объектов, оказывающих воздействие на здоровье человека и окружающую среду» (утверждены Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 11.10.2017 № 91), «Для котельных всех типов, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе, расчетный размер СЗЗ определяется с учетом высоты жилых зданий в зоне максимального загрязнения атмосферного воздуха (10-40 высот дымовой трубы), уровней физического воздействия».
Высота дымовых труб ТЭЦ-4 – 180 метров. Таким образом, зона максимального загрязнения атмосферного воздуха от ТЭЦ-4 составляет 1,8 – 7,2 км. Проектируемая территория находится на расстоянии 1,62 – 3,85 км. от дымовых труб ТЭЦ-4 и, следовательно, полностью попадает в зону максимального загрязнения. Кроме того, в непосредственной близости от западной части проектируемой территории проходит Минская кольцевая автодорога, также являющаяся источником загрязнения воздуха.
Таким образом, размещение новой жилой застройки на проектируемой территории прямо противоречит указанным выше положениям Генплана г. Минска.
2.2. В представленной на общественное обсуждение таблице «Основные технико-экономические показатели проекта» не заполнены разделы 8 «Охрана окружающей среды» и 9 «Охрана среды материальных недвижимых ценностей». Этот факт нарушает право участников обсуждения на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды обитания и ее предполагаемых изменениях, зафиксированное в п. 1 статьи 4 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» от 5 июля 2004 г. № 300-З. Соответствующая информация должна содержаться в указанной таблице, согласно Приложению Г. к ТКП 45-3.01-284-2014 (02250) «Градостроительство градостроительный проект детального планирования. Состав и порядок разработки».
Отсутствие информации в разделах 8 и 9 указанной таблицы нарушает пункт 11 «Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 01.06.2011 № 687»: «В состав экспозиции (выставки) и (или) презентации проекта, выносимого на общественное обсуждение, включаются графические и текстовые материалы в доступной для восприятия и обсуждения форме с основными технико-экономическими показателями по проекту, за исключением сведений, отнесенных в соответствии с законодательством к государственным секретам».
Согласно таблице 2.2.3 Системы регламентов Генплана г. Минска, процент застроенности и озелененности жилых территорий для зон Жсп определяется детальным планом. Таким образом, в данном детальном плане эти показатели не определены.
Нужно принять во внимание то, что, согласно «Экологическому докладу по СЭО объекта «Схема озелененных территорий общего пользования, в т.ч. объектов озеленения, подлежащих охране в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» Фрунзенского района г. Минска»», существующая обеспеченность жителей района озелененными территориями общего пользования составляет: 5,1 м2/чел., в т.ч. районного значения 4,4 м2/чел.
Согласно табл. Б6 Приложения Б к ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности» (утверждены Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18.07.2017 № 5-Т), для крупнейших городов обеспеченность населения озелененными территориями общего пользования составляет:
- озелененными территориями общего пользования районного значения – не менее 8 кв.м./чел.;
- озелененными территориями общего пользования городского значения – не менее 9 кв.м./чел.
Таким образом, обеспеченность жителей Фрунзенского района озелененными территориями общего пользования значительно ниже нормы.
Более того, обеспеченность озелененными территориями общего пользования планировочного района З-6, в которую входит территория данного Детального плана ниже среднерайонного уровня и составляет лишь 3,6 м2/чел.
Следовательно, в Проекте детального планирования необходимо предусмотреть значительное увеличение степени озелененности территории, чтобы привести ее в соответствие с указанными выше нормативами.
2.3. Вырубка озелененной территории под коммунально-обслуживающую зону 1
В границах Проекта детального планирования находится озелененная территория в границах ул. маршала Лосика – ул. Мачульского – граница 334ЛР – 333ЛР, на которой, согласно проекту, предполагается размещение коммунально-обслуживающей зоны 1 (см. рис. 1, 2).
Рис. 1
Рис. 2
Следует отметить, что это редкое место в городе, где водятся зайцы и белки. На этом участке произрастает одна из наиболее ценных пород деревьев в Беларуси – Дуб черешчатый. Кроме того, эта территория фактически является частью лесного массива, входящего в ландшафтно-рекреационную территорию ЗЗЗЛР. Эту территорию целесообразно включить в состав 333ЛР. Это соответствовало бы пункту 2.2. Направления 2 Главы 12 Генплана г. Минска, требующему «Повысить экологическую эффективность природного-экологического комплекса города путем пространственно-планировочного объединения в целое всех территорий, подлежащих особой и специальной охране, лесных, болотных и водных экосистем, выполняющих природоохранные, санирующие, санитарно-защитные и рекреационные функции». Это также будет соответствовать пункту 2.5. Направления 2 Главы 12 Генплана г. Минска, требующему «Установить приоритет экологических (природоохранных, средозащитных и оздоровительных) функций природных комплексов и ландшафтно-рекреационных территорий при всех видах их использования».
В ноябре 2018 года на рассматриваемой территории были вырублены сотни деревьев и начаты строительные работы. Это идет в разрез с пунктом 3 статьи 4 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» от 5 июля 2004 г. № 300-З: «Решения местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам планирования и застройки населенных пунктов, жилищного строительства принимаются после проведения общественных обсуждений».
На презентации проекта 16 января 2018 года представитель администрации Фрунзенского района г. Минска П. Н. Тумас сообщил, что проводимые на рассматриваемом участке работы, согласно требованиям законодательства, остановлены. Тем не менее, работы на участке продолжаются.
Согласно детальному плану Проекта детального планирования, южная часть коммунально-обслуживающей зоны 1, (а также Микрорайон 5) располагаются на участках ландшафтно-рекреационных территорий ЗЗ4ЛР и 333ЛР.
При этом, согласно статье 33-1 главы 7 Закона Республики Беларусь «О растительном мире», «Не допускаются уменьшение площади и (или) ухудшение баланса озелененной территории общего пользования, включенной в схему озелененных территорий общего пользования, а также проектирование строительства объектов, предусматривающих такое уменьшение и (или) ухудшение, до внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в схему озелененных территорий общего пользования в порядке, установленном частями третьей–пятой настоящей статьи.
Ухудшение баланса озелененной территории запрещается, если в границах озелененной территории общего пользования не выполняются нормативы в области озеленения либо если это приведет к невыполнению таких нормативов».
Следует подчеркнуть, что в октябре 2017 года Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко потребовал «прекратить разбой с необоснованным уплотнением жилищной застройки и рубкой деревьев в населенных пунктах» (https://www.belta.by/president/view/lukashenko-trebuet-prekratit- ... 017/?fbcli).
Предлагаю не застраивать озелененную территорию в границах ул. маршала Лосика – ул. Мачульского – граница 334ЛР – 333ЛР и восстановить на ней озеленение в прежнем объеме.
2.4. Пункт 2.17 Направления 2 Главы 3 Генплана г. Минска требует создать непрерывную взаимосвязанную систему ландшафтно-рекреационных территорий путем формирования в т.ч. зеленых клиньев на незастроенных территориях, связывающих природные ландшафты города и пригородного окружения, с приоритетным размещением парков районного значения.
Ландшафтно-рекреационные территории 333ЛР и 334ЛР**, непосредственно примыкающие к проектируемой территории, представляют собой один из зеленых клиньев столицы.
При этом пункт 3.4. Направления 3 Главы 5 Генплана г. Минска требует исключить развитие жилых территорий в зонах зеленых клиньев города, связывающих природно-ландшафтный комплекс города и незастроенные пригородные ландшафты.
2.5. Согласно пункту 2.1. Направления 2 Главы 12 Генплана г. Минска, необходимо создать устойчивую систему природно-экологического комплекса г. Минска на основе сохранения и развития «экологических коридоров», обеспечивающих санацию воздушного бассейна города. Согласно Приложению (Графические материалы) к Генплану г. Минска «Зоны экологических коридоров», почти вся проектируемая территория входит в один из экологических коридоров 3-го порядка (Рис. 3).
Рис. 3
Пункт 2.7. Направления 2 Главы 12 Генплана г. Минска, требует «обеспечить естественную санацию с беспрепятственным движением атмосферного воздуха на территории г. Минска в пространстве экологических коридоров I, II и III порядков», в т.ч. долинного комплекса реки Мышка.
Таким образом, застройка проектируемой территории многоэтажными домами будет препятствовать санации воздушного бассейна города, что противоречит указанным выше положениям Генплана г. Минска.
2.6. На представленном опорном плане (изображающем теперешнюю ситуацию) обозначена прибрежная полоса, проходящая от ул. Горецкого до ул. академика Карского. Однако, согласно детальному плану (изображающему ситуацию после реализации Проекта), на части этой прибрежной полосы (севернее части ландшафтно-рекреационной зоны 333 ЛР) предполагается постройка зданий. Еще одна часть прибрежной полосы попадает под прокладку проектируемой улицы №7 (продление улицы маршала Лосика). При этом, согласно пункту 1.10 статьи 54 Водного кодекса Республики Беларусь от 30 апреля 2014 г. № 149-З, в границах прибрежных полос не допускается возведение жилых домов, строений и сооружений, необходимых для обслуживания и эксплуатации жилых домов.
На представленном детальном плане прибрежная полоса обозначена только вокруг водоема по ул. Горецкого.
Указанная прибрежная полоса на опорном плане обозначена как «территория распространения незащищенных грунтовых вод, приуроченная к историческому руслу реки Мышка». Река Мышка является левым притоком реки Лошица. Таким образом, прибрежная полоса, обозначенная на опорном плане, может считаться частью юго-западного полукольца Лошицкой водно-парковой системы.
Согласно Приложению (Графические материалы) к Генплану г. Минска «Зоны природно-экологического каркаса», большая часть проектируемой территории входит в природно-экологический каркас столицы.
При этом следует учитывать, что, согласно пункту 3.3. Направления 3 Главы 5 Генплана г. Минска: «на период разработки и утверждения Схемы экологических коридоров г. Минска установить параметры разрешенной застройки территорий 100-метровой зоны вдоль водотоков водно-зеленого диаметра и его водно-парковых полуколец высотой до 15 метров и протяженностью не более 100 метров. То же – для 100–300-метровой зоны – допускается застройка среднеэтажными и многоэтажными домами высотой до 30 метров и протяженностью не более 100 метров».
В разрез с указанными положениями Генплана г. Минска, территорию прибрежной полосы и территорию в непосредственной близости от нее планируется застроить 10-, 16- и 19-этажными домами.
2.7. На опорном плане на территории ландшафтно-рекреационной зоны 333ЛР, южнее улицы маршала Лосика (вне территории проектируемого участка) изображен водоем (рис. 4). Однако на детальном плане он отсутствует. Данный водоем целесообразно использовать для рекреации.
Рис. 4
2.8. Согласно п. 4.2.3 ТКП 45-3.01-116-2008 (02250) «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки», «При планировке и застройке поселений приоритетным является соблюдение требований экологической безопасности и охраны окружающей среды, охраны здоровья и жизни людей, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций…».
При этом, согласно монографии «Городская среда: геоэкологические аспекты» (монография / В. С.Хомич [и др.] – Минск: Беларус. навука, 2013. – 301 с.), Западно-минский (Фрунзенский административный) район города относится к пригодным для строительства, но подверженным опасным геологическим процессам некатастрофического характера (стр. 32). Территория рассматриваемого Детального плана по крайней мере частично относится к территориям с пятым уровнем сложности инженерно-геологических условий освоения и подверженности опасным геологическим процессам (шестой уровень – максимальный) (рис. 2.2, стр. 29).
Вызывает сомнение то, что размещение большого количества многоквартирных жилых домов, в т.ч. многоэтажных и повышенной этажности, на территории, настолько подверженной опасным геологическим процессам, соответствует требованиям п. 4.2.3 ТКП 45-3.01-116-2008 (02250).
2.9. Проектом детального планирования предусмотрена прокладка улицы Проектируемой №11– продление ул. Мачульского (Ж2). Данная улица должна разделить на две части ландшафтно-рекреационной зоны 333ЛР (подтип – ЛР2) и пройти в непосредственной близости от особо ценного природного комплекса – болота «Сухарево». Эксплутатация и прокладка улицы негативно отразятся на болоте «Сухарево» и на ландшафтно-рекреационной зоне в целом.
С 19.11.2018 г. по 13.12.2018 г. проходило общественное обсуждение проекта «Градостроительный проект детального планирования части рекреационной зоны 333 ЛР в районе улиц Горецкого – Рафиева». Следует подчеркнуть, что комиссия, подводившая итоги этого общественного обсуждения в т.ч. решила: «При отсутствии острой необходимости размещения Проектируемой дороги №11 исключить ее из проекта детального планирования» (п. 6 решения в протоколе подведения итогов общественного обсуждения, утвержденном 20 декабря 2018 г.). Кроме того, рассматриваемая улица должна пройти по территории ландшафтно-рекреационную зону 334ЛР, проект детального планирования на которую не разрабатывался.
Предлагаю: в целях сохранения особо ценного природного комплекса исключить из Проекта детального планирования улицу Проектируемую №11 – продление ул. Мачульского.
2.10. В таблице «Основные технико-экономические показатели проекта» в разделе 2 «Территория» указано, что на сегодняшний день в границах Проекта детального планирования отсутствуют ландшафтно-рекреационные территории. Однако, согласно «Схеме озелененных территорий общего пользования, в т.ч. объектов озеленения, подлежащих охране в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» Фрунзенского района г. Минска», в границах проекта располагаются:
1) часть территории ландшафтно-рекреационной зоны 333 ЛР севернее ул. Рафиева;
2) озелененная территория общего пользования 8,9П: парк в границах ул. Пономаренко – 191Жм – 204 П3 – ул. М. Горецкого – ул. Тимошенко.
Более того, наличие на проектируемо участке ландшафтно-рекреационных территорий вытекает из названия Проекта детального планирования, а сами территории обозначены на детальном плане.
2.11. Проект детального планирования предполагает строительство в границах поверхностных водных объектов, в частности, сооружение спортивного объекта (Ос 1) в границах прибрежной полосы водоема по ул. Горецкого. При этом, согласно пункту 1.14 статьи 7 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» от 18 июля 2016 г. № 399-З, для объектов хозяйственной и иной деятельности, планируемых к строительству в границах поверхностных водных объектов, за исключением объектов транспортной, инженерной и (или) оборонной инфраструктуры, проводится оценка воздействия на окружающую среду.