Ранее мною направлялось обращение в Администрацию Московского р-на г. Минска по вопросу строительства объектов на територии Грушевского сквера (границы пр.Дзержинского-ул.Щорса-ул.Папанина-ул.Парашютная).
На данное обращение был получен ответ Администрации Московского р-на г.Минска от 10.07.2018 г. № Эл-1694 (Приложение 2 к данному обращению).
В ответе упоминается решение Мингорисполкома от 27.04.2018 №1327 "О внесении изменений в решение Мингорисполкома от 29.11.2012 №3697".
В ответе сказано: «Границы Грушевского сквера определены решением Мингорисполкома от 27.04.2018 №1327 "О внесении изменений в решение Мингорисполкома от 29.11.2012 №3697", площадь сквера составляет 1.72га».
Между тем, в решении Мингорисполкома от 29.11.2012 №3697 (Приложение 1 к данному обращению) площадь сквера составляет 2.16га.
В то же время, на мое обращение в "Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды" был дан ответ (Приложение 3 к данному обращению), указывающий причину пересмотра границ сквера. В ответе сказано:
"Решением Минского Городского исполнительного комитета от 27.04.2018 №1327 "О внесении изменения в решение Мингорисполкома от 29 ноября 2012г №3697" (далее - Решение) уточнены параметры сквера Грушевского в границах ул.Декабристов, ул.Папанина, ул.Парашютной в связи с его иъятием для размещения перспективного объекта строительства ООО "Датч Стар""
Согласно ч. 9 ст. 33-1 Закона «О растительном мире» «До утверждения местным исполнительным и распорядительным органом схемы озелененных территорий общего пользования уменьшение площади таких территорий, в том числе путем размещения на них объектов строительства, не допускается». Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 33-1 Закона «О растительном мире» к озелененным территориям общего пользования относятся скверы. В границах пр.Дзержинского-ул.Щорса-ул.Папанина-ул.Парашютная расположена озелененная территория, которая является сквером площадью 2.16га, что подтверждается утвержденным Решением Мингорисполкома от 29.11.2012 №3697.
Закон "О растительном мире" РБ был дополнен статьей 33-1 на основе Закона Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 402-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обращения с объектами растительного мира» и данные изменения вступили в силу 31.12.2016г, что значительно раньше, чем решение Мингорисполкома от 27.04.2018 №1327 "О внесении изменений в решение Мингорисполкома от 29.11.2012 №3697".
Хотелось бы также обратить внимание на то, что схема озелененных территорий общего пользования Московского района г. Минска в настоящее время вынесена на Общественное обсуждение, т.е. в данный момент не утверждена.
Следовательно, решение Мингорисполкома от 27.04.2018 №1327 "О внесении изменений в решение Мингорисполкома от 29.11.2012 №3697" и уменьшение територии Грушевского сквера нарушает действующее законодательство РБ в ч. 9 ст. 33-1 Закона «О растительном мире».
К тому же, данное решение нарушает право заявителя на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 12 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII "Об охране окружающей среды", а также его законные интересы (возможность пользоваться сквером целиком, а не частично).
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 08.05.2007 N 220-З "О прокуратуре Республики Беларусь":
Статья 4. Задачи и направления деятельности прокуратуры
1. Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за:
точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - надзор за исполнением законодательства);
Статья 6. Законность при осуществлении деятельности прокуратуры
2. Прокурор принимает предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами меры по пресечению нарушений законодательства, от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению к ответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций.
Статья 14. Рассмотрение в органах прокуратуры обращений граждан и организаций
1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями рассматриваются обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, содержащие сведения о нарушении законодательства, в порядке и сроки, установленные законодательными актами.
3. Прокурор принимает меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, привлечению нарушителей к установленной законодательными актами ответственности.
На основе вышеизложенного, прошу:
1. Провести прокурорскую проверку соответствия решения Мингорисполкома № 1397 от 27.04.2018 г. в части уменьшения площади указанного сквера требованиям ч. 9 ст. 33-1 Закона «О растительном мире»
2. Принять меры прокурорского реагирования.
К данному обращению прилагаю:
Приложение 1 - копия решения Мингорисполкома от 29.11.2012 №3697
Приложение 2 - копия ответа Администрации Московского р-на г.Минска от 10.07.2018 г. № Эл-1694
Приложение 3 - копия ответа Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды от 09.07.2018 №01.06/Д-226