1. Детальный план
«Застройка поселений осуществляется на основе градостроительной документации детального планирования конкретных структурно-планировочных элементов – район, микрорайон, квартал, градостроительный комплекс – территорий предполагаемой инвестиционной деятельности» (подп. 4.1.7 ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки»). В соответствии с п. 4 ст. 44 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» в градостроительном проекте детального планирования (далее – ПДП) определяются:
красные линии и линии регулирования застройки;
территориальные зоны по преимущественному функциональному использованию;
размещение объектов общего пользования, социально-культурного назначения и коммунально-бытового обслуживания;
градостроительные требования к застройке территорий;
параметры транспортных сооружений, улиц, проездов, пешеходных зон, магистральных сооружений и коммуникаций связи, инженерного оборудования, благоустройства территорий;
Именно в ПДП осуществляется расчет параметров градостроительного освоения территории, обеспеченности объектами общественного социально-гарантированного обслуживания, балансы застроенной и озелененной территории, обеспеченность местами хранения и стоянки автотранспорта.
Между тем, утвержденный в установленном порядке ПДП на территорию, где размещается испрашиваемый под застройку земельный участок, отсутствует. Таким образом, представленный на общественное обсуждение «проект» предусматривает «точечную застройку», т.е. строительство объекта без наличия ПДП для данной территории. Соответственно, расчеты выполнения нормативов (параметры градостроительного освоения территории, обеспеченность объектами общественного социально-гарантированного обслуживания, балансы застроенной и озелененной территории, обеспеченность местами стоянки и хранения автотранспорта и др.) и проверка данных расчетов органами и организациями, уполномоченными выдавать государственные экспертные заключения по проекту, отсутствует.
Таким образом, необходимо разработать ПДП на данную территорию, утвердить его в установленном порядке и лишь затем проектировать объекты, которые будут предусмотрены к размещению в ПДП.
2. Размещение автостоянок в жилой застройке
В жилой застройке для хранения автотранспорта запланировано размещение наземных плосткостных автостоянок на ___ м/мест, являющиеся объектами «гараж-стоянка» (п. 3.1.4 ТКП 45-3.02-25-2006 «Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей. Нормы проектирования»).
Согласно Плана функционального зонирования, входящего в состав Генерального плана г. Минска, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 23.04.2003 № 165, испрашиваемый под застройку земельный участок относится к зоне 134 Жм (жилая многоквартирная). При этом размещение гаражей-стоянок в жилых зонах возможно только по градостроительному обоснованию, разработанному в составе Детального плана (подп. 11.1 п. 11 табл. 2.2.7 Системы регламентов Генерального плана г. Минска).
Участки объектов «гараж-стоянка» должны примыкать или располагаться на землях общего пользования (Примечание 2 табл. 2.2.7 Системы регламентов Генерального плана г. Минска).
Размещение наземных плосткостных автостоянок в жилой застройке нерационально, т.к. такие объекты занимают придомовую территорию, на которой можно разместить иные ее элементы (детские игровые, физкультурные, хозяйственные площадки, зоны отдыха взрослых). Подземное пространство жилых территорий может использоваться для размещения подземных паркингов (Примечание 4 табл. 2.2.7 Системы регламентов Генерального плана г. Минска).
Согласно п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116 (с учетом Изменения № 2) «На территориях многоквартирной жилой застройки с плотностью жилищного фонда 7000 кв.м.общ.пл./га и более должны быть предусмотрены только многоуровневые подземные, встроенные, пристроенные автомобильные стоянки…». Существующая жилая застройка вблизи испрашиваемого для застройки земельного участка представлена многоэтажными и повышенной этажности жилыми домами, что предполагает высокоплотную жилую застройку с плотностью жилищного фонда 7000 кв.м.общ.пл./га и более.
Соответственно, для хранения автотранспорта в жилой высокоплотной застройке следует проектировать не наземные плосткостные автостоянки, а объекты «гараж-стоянка подземный» (п. 3.1.14 ТКП 45-3.02-25) с возможностью размещения на их крыше необходимых элементов придомовой территории жилых домов.
3 Выезд-въезд из автомобильных стоянок, расположенных на территории жилой застройки
Согласно п. 20 Санитарных норм и правил «Требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 15.05.2014 № 35 (далее – СанПиН № 35) «Выезд-въезд из автомобильных стоянок и автомобильных парковок, расположенных на территории жилой застройки, должны быть организованы на улично-дорожную сеть населенного пункта, исключая организацию движения автотранспорта по внутридворовым проездам…».
Соответственно, для выполнения требований п. 20 СанПиН № 35 данные объекты должны располагаться либо вне территории жилой застройки либо иметь самостоятельные проезды, отдельные от внутридворовых проездов.
4. Обеспеченность населения открытыми спортивными площадками
К социально гарантированным объектам обслуживания в сфере физкультуры и спорта отнесены спортзалы, бассейны, спортивные площадки (подп. 3.1 Направления 3 Глава 6 Раздел I Генерального плана г. Минска).
Соблюдаются ли основные технико-экономических показатели Генерального плана г. Минска в части обеспеченности населения спортплощадками (0,3 га/тыс.жит.)? Необходимо резервировать территориальный ресурс для размещения необходимых для обслуживания населения открытых спортивных площадок из расчета 0,3 га/тыс.жит.