sviq:
если пошел не той дорогой имеет смысл вернутся к развилке и пойти другой
Анализ показывает, что развилка произошла в античные времена на этапе выбора между рациональным Аристотелем и противоречивым Гераклитом с его "в одну реку нельзя войти дважды", что означает "неизменное возможно лишь в изменяемом" (сам язык тогда еще был другой - многозначный).
Общество того времени выбрало примитивизм Аристотеля и изгнало занудного (слишком умного) Гераклита. Ошибка рационального приближения и следствия из нее уже были известны в те времена. Но нет, примитивизм оказался ближе народу, нежели путь к полноте знаний о мире.
Все последующие развилки являются производными из трех базовых законов мышления Аристотеля, которые удобно свести к одному - к отказу от противоречия, к отказу от баланса интересов, с приходом к единственно "разумной" точке зрения. У кого ресурсы, того точка зрения и является "разумной".
На каком-то интервале истории рационализм не получал права на монополию. Поначалу рационализм сдерживала религия, затем, по мере перехода к светскому обществу,- культура. Поначалу демократия тоже была культурой, поскольку задумывалась именно как культура, основанная на балансах сторон, разделенных противоречиями. По ходу истории культура проиграла рациональной науке. Разумное стало окончательным синонимом рационального. От демократии осталось лишь название.
Но и на этом история не завершается. Общество идет дальше. Рациональный модернизм уступает место бессмысленности постмодернизма. Общество приступает к разрушению любых смыслов. Рациональная наука не способна предложить единое дерево знаний. Научные знания множатся в осколках, между этими осколками все больше областей без смысла. Да и сами эти осколки отчасти ошибочные, поскольку между собой в единый пазл не складываются. Наука сама порождает постмодернизм. И наука тоже.
Демократическая (по форме - названию, а не по сути) власть пытается склеить общество, рассыпающееся на осколки хаотических мнений. Часть общества возмущается, требуя вернуть свободу. Рационализм развивается, достигая максимума эффективности на некотором интервале, но разрушается в финале.
Альтернатива не создана, поскольку решение находится в области табу - в области противоречий. Запрет на решение имеет чисто религиозный характер, поскольку рационализм основан на догматике Аристотеля, не имеющей обоснований, в нее нужно просто верить.
"Я все понимаю, но я не хочу в это верить". Развилка здесь.
На фоне развития антиковидной истории и протеста против нее вырисовываются "единственно разумные" интересы тех, у кого ресурсы. Обе стороны этой истории реализуют остановку прогресса, через блокирование отношений всех типов, включая логистику. Поводы самые разные, поводы могут быть противоположными. Результат один. Актеры играют противоположные партии, но спектакль один. Протест блокирует границу США-Канада, незаблокированных протестующими пунктов пропуска все меньше. Польша уменьшает квоты украинским дальнобоям, Украина угрожает остановить ж/д транзит. Великобритания вступает в союз с Украиной и тут же блокирует ее небо, отказав в страховании перелетов. "Конвой свободы" захватывает все страны, осложняя логистику. У актеров разные партии, результат один.
Стремление притормозить движение к финальной пропасти рационального прогресса понятно. Отсутствие желания вернуться к развилке и решить проблему в основании - в причинах - обескураживает.