Одной из основных преференций для бизнеса в стимулировании использования электромобилей справедливо считают возможность применения инвестиционного вычета в размере до 100%. Инвестиционный вычет – это возможность отнести в затраты по производству и реализации части или полной суммы первоначальной стоимости основных средств, а также части вложений в их реконструкцию.
Изначально его можно было применить к легковым электромобилям (категории M и MG), но в новой редакции Указа такое право распространилось и на грузовой транспорт (категории N и NG). Важным моментом можно назвать и то, что в рамках налогового законодательства льгота распространяется не только на покупку, но и на приобретение электромобилей в лизинг с возможностью последующего выкупа.
На словах это звучит убедительно, а что же на практике? Все тоже достаточно привлекательно: если организация приобретает электромобиль стоимостью, допустим, 75 000 рублей, то применение инвестиционного вычета позволит бизнесу компенсировать за счет налога на прибыль 20% затрат.
Что касается практической части, бухгалтерию предприятий интересовал важный вопрос: электромобиль приобретен в 2022 году, к нему был применен инвестиционный вычет, после чего предприятие начало начислять амортизацию по ускоренному графику. Вопрос заключался в том, можно ли организации в наступившем 2024 году уменьшить налогооблагаемую базу как на сумму амортизации, так и на налоговый вычет.
Казалось бы, инвестиционный вычет и амортизационные начисления движутся параллельными курсами, не мешая друг другу, но в ст. 170 Налогового кодекса найдена точка пересечения: инвестиционный вычет можно применять с месяца, с которого в соответствии с законодательством началось начисление амортизации. И воспользоваться этим правом можно в течение двух лет.
Иными словами, пока не началась амортизация по приобретенному объекту основных средств, инвестиционный вычет к первоначальной стоимости этого основного средства невозможен. Эта ситуация и смущала организации, поскольку законодательство достаточно новое, как и сам факт использования электрокаров в стране, и практика применения сулила тернистый путь проб и ошибок.
Но в той же статье Налогового кодекса указано: «Применительно к одному и тому же объекту основных средств, используемому в предпринимательской деятельности, инвестиционный вычет может быть применен плательщиком повторно только в отношении стоимости вложений в реконструкцию, ранее не принятой для расчета инвестиционного вычета». То есть при вложении в реконструкцию основного средства право на применение инвестиционного вычета не зависит от начисления амортизации.
Это значит, что расходы на приобретение электромобиля можно учитывать в затратах два раза: 1) как инвестиционный вычет в размере 100% от стоимости авто; 2) как амортизацию в период использования транспортного средства. 2:0 в пользу бизнеса.