История компании DUCATI
История компании DUCATI, которая сейчас известна во всем мире как производитель элитных мотоциклов, началась в 1926 году, в живописном итальянском городе Болонья.
1920–1930-е
Радиотехника
Братья Адриано, Бруно и Марчелло Дукати были увлечены радиотехникой и основали фирму по ее производству. Направление деятельности было выбрано неслучайно: именно в Болонье родился Гурьермо Маркони, лауреат Нобелевской премии по физике, один из изобретателей передачи сигнала по радиоволнам, то есть беспроволочного телеграфа. В те годы правительство Италии было фашистским; для него было критически важно распространять пропагандистские материалы, радиоточка нужна была в каждом доме — таким образом, братьям Дукати был обеспечен огромный рынок сбыта. О росте и размахе производства можно судить по тому факту, что к 1939 году в цехах их завода в Болонье трудились 7 тысяч человек.
1940-е
В годы Второй мировой войны
Вторая мировая война внесла коррективы во многие сферы жизни, в том числе и в ассортимент выпускаемой продукции. В 40-е годы прошлого века заводы Дукати были переориентированы на нужные стране оптические прицелы и рации. Однако по окончании войны правительственные заказы иссякли, и это предприятие, как и многие другие, было национализировано итальянским правительством. Такие меры были необходимы, чтобы сохранить рабочие места тысячам занятых людей и перепрофилировать производство на то, что действительно пользовалось спросом.
А в это время..., или Эпоха Альдо Фаринелли
В другом итальянском городе, Турине, инженер компании «Сиата» Альдо Фаринелли занимался разработкой небольшого мотора для велосипедов. Он иронично назвал свое детище «Cucciolo», что в переводе с итальянского означает «щенок». Изобретатель точно почувствовал конъюнктуру рынка: жители стран, разоренных войной, остро нуждались в любых средствах передвижения. Фаринелли сумел серьезно усовершенствовать велосипеды. Силовой агрегат объемом 50 см³ и мощностью всего в 1 л. с. дополнялся двухступенчатой коробкой передач, которые переключались с помощью педалей. Одного литра низкосортного бензина с октановым числом 65 хватало на путь длиной в 100 км. Двигатель служил прекрасным помощником на подъемах дороги, что очень актуально для холмистой и гористой местности Италии.
1946. DUCATI Cucciolo
Спрос на «щенков» был настолько ажиотажным, что небольшая туринская фирма была неспособна его удовлетворить. И «Институт промышленной реконструкции» — государственная контора, в ведении которой было распределение заказов по национализированным предприятиям, — перепрофилировал бывший радиотехнический гигант DUCATI на производство веломоторчиков. Дела компании сразу пошли в гору.
На фото: DUCATI Cucciolo
Вначале DUCATI просто копировала имеющийся прототип, однако в том же 1946 году представила свой первый оригинальный дизайн Т2, благодаря которому была повышена надежность и производительность веломоторчика. Теперь его мощь составляла 2 л. с., и он помогал развить максимальную скорость в 60 км/ч. В 1947 и 1948 годах ежедневно выпускалось по 240 «щенков».
1950-е
Экономический рост
После войны Италия быстро восстанавливалась, рос материальный достаток обычных граждан, а на рынке средств передвижения популярность завоевывали легкие мотоциклы и мотороллеры. Компания хотела идти в ногу со временем и в 1952 году разработала революционную модель.
Первая версия DUCATI Cruiser
Данная модель оснащалась силовым агрегатом объемом в 175 см³ и мощностью 8 л. с.
На фото: DUCATI Cruiser 175
Это был мотоцикл с электростартером и автоматической коробкой передач. Собственно, они его и погубили: рядовые покупатели просто не смогли воспринять все новшества, продажи не взлетели, и через два года, после выпуска нескольких тысяч экземпляров, производство было прекращено.
Работа над ошибками
Осознав, что покупатели не готовы к радикальным переменам, компания делает небольшой откат назад. Ради восстановления рыночных позиций работа инженеров идет сразу в двух направлениях. Во-первых, модернизируется любимый публикой моторизированный велосипед DUCATI Cucciolo: он получает третью ступень в коробке передач, а объем его двигателя возрастает до 55 см³. Модель Cruiser же теряет в «кубиках» (98 против предыдущих 175), однако первой получает хребтовую раму, телескопическую вилку и задний маятник.
Эпоха Фабио Тальони
В 1954 году на должность главного конструктора DUCATI приходит Фабио Тальони. Его амбициозные идеи предопределили победный путь развития марки на долгие годы вперед.
На фото: Фабио Тальони
Первое произведение Тальони — модель 100 Gran Sport. Целью создания было повышение мощности силового агрегата за счет увеличения количества оборотов в минуту. Это требовало высокой точности изготовления деталей и их скрупулезной сборки. Двигатель объемом 98 см³ развивал мощность 9 л. с. при 9 000 об/мин и выдерживал до 11 500 об/мин. При массе в 80 кг аппарат брал планку в 130 км/ч, что сразу же принесло команде DUCATI победу в классе 100 куб.см.
В 1956 году объем двигателя данной модели был увеличен до 125 см³, а потом — и до 175 см³.
Система Desmodromic
К 1956 году Тальони заканчивает работу над уникальным газораспределительным механизмом (который, правда, был внедрен в производство лишь в 1958 году). Его название имеет греческое происхождение: desmos («управление») и dromos («движение») — «управляемое движение».
На фото: система Desmodromic
Его суть — в управлении процессом подъема и опускания клапанов, чем достигается их своевременное открытие и закрытие на всех оборотах коленчатого вала двигателя. Десмодромный привод решил сразу несколько важных задач: исключил возможность столкновения и разрушения поршня с клапаном, их перегрев и последующий выход из строя, а также нивелировал возможность преждевременного воспламенения топливно-воздушной смеси. Все вместе привело к повышению надежности, долговечности и эффективности работы силового агрегата — но, конечно, не могло не отразиться на его стоимости. Десмодромный механизм стал настоящей визитной карточкой компании DUCATI и используется в ее моделях по сей день.
1960-е
60-е годы стали кризисными на итальянском рынке мотоциклов. Причиной тому явилось широкое распространение утилитарных автомобилей — таких, как, например, Fiat 500. Недорогие, практичные, маневренные и безопасные городские автомобили заполонили дороги страны, отвлекли на себя внимание покупателей. Осознав неизбежность перемен, государство резко сократило расходы на управление компанией DUCATI, перестав финансировать разработку как гоночных, так и дорожных моделей. Стагнация продолжалась до середины 1960-х. И руководство мотопроизводителя обратило взоры на внешний, прежде всего, американский рынок.
DUCATI Scrambler
Серия Scrambler включала в себя несколько мотоциклов с головками цилиндров Desmo и постоянно дорабатывалась вплоть до 1974 года, когда их производство было остановлено.
На фото: DUCATI Scrambler
Причины коммерческого успеха Scrambler были многообразны. У него была отличная рама (она даже использовалась для трековых гонок) и идеальный двигатель. Это был не самый быстрый байк своего времени, но его общая работа и удобная, эргономичная посадка сделали его одним из самых восхитительных мотоциклов эпохи. Кроме того, он был чрезвычайно стильным: округлые линии, одновременно классические и современные, и яркие цвета, контрастирующие с черной ходовой частью и хромированным газовым баком, пришлись по вкусу покупателям по обе стороны Атлантики.
По большому счету, Scrambler был золотой серединой между американскими и европейскими представлениями о дизайне мотоциклов. Модель была очень популярна в свое время.
Новые модели
Талантливый Фабио Тальони не останавливался на достигнутом и в начале 60-х годов представил принципиально новую модель DUCATI 250, с четырехтактным двигателем мощностью в 18 л. с. и верхним распредвалом. Таким же силовым агрегатом были оборудованы и более поздние разработки — DUCATI Mach 1 (запущен в серийное производство в 1964 году) и Mark 3D. Последний брал барьер скорости в 170 км/ч и стал первой серийной моделью с десмодромным газораспределением.
На фото: DUCATI Mark 3D
История знает немало случаев, когда человеческий гений опережает возможности своего времени. Так произошло и с революционным мотоциклом DUCATI Apollo, для которого Тальони разработал четырехцилиндровый мотор невероятной для того времени мощности 100 л.с. Увы, триумфального покорения рынков не состоялось: в то время просто не существовало шин, способных выдерживать такую нагрузку.
В 1969 году DUCATI расширила фабрику в Borgo Panigale, создав новые производственные площади и новую испытательную зону.
1970-е
1970-е стали десятилетием успеха компании — как в коммерции, так и в гонках. В 1970-м выходит DUCATI 450 GT — реплика Apollo с заниженной мощностью. Модель весом 185 кг и мощностью 60 л. с. Разгонялась до 200 км/ч. DUCATI Super Sport 750 с этим же движком взял планку в 215 км/ч, а разгон до сотни занимал всего 3,7 секунды. Такие возможности надолго обеспечили дукатистам лидерские места в соревнованиях.
Из технических новшеств в этот период можно отметить три главные вехи. Во-первых, Тальони разработал распредвал с зубчатым ремнем. Во-вторых, при изготовлении цилиндров заменил обычный чугун на алюминиевый сплав с никель-кремниевым покрытием. В-третьих, перевел мотоциклы на знаменитую трубчатую раму из хром-молибденовой стали.
750 GT
750 GT стал первым макси-мотоциклом производства DUCATI. Его разработка началась в 1970 году: итальянцы спешили дать достойный отпор японским производителям, теснившим их с рынка своими большими байками.
На фото: DUCATI 750 GT
На эту модель впервые был установлен фирменный двигатель DUCATI L-Twin с объемом 750 см³ и мощностью 60 л. с. Масса мотоцикла составляла 185 кг, он мог развивать скорость до 195 км/ч.
Мотоцикл DUCATI 750 GT из 70-х годов является одним из восхитительных представителей сегодняшней мотоклассики.
1980-е
Начало 80-х годов стало очередным кризисным периодом компании. Производство и продажи мотоциклов становятся убыточным бизнесом, фирма держится на плаву благодаря выпуску двигателей для промышленных нужд. В 1983 году итальянское правительство решает избавиться от проблемного актива. Компанию приобретают Клаудио и Джанфранко Кастильони, владельцы концерна Cagiva. В 1985 году Фабио Тальони уходит на заслуженный отдых, а место главного конструктора занимает Массимо Борди.
Братья Кастильони сумели вывести компанию из кризиса и расширить свою долю рынка, а Борди отлично справился с разработкой новых успешных моделей: спортивных DUCATI 350 F3, 750 F1, туристических 350/750 Paso и Super Sport. В этот период начинается тесное сотрудничество с итальянским производителем выхлопных систем Termignoni.
750 Paso
Эта модель стала первой, рожденной в сотрудничестве DUCATI и Cagiva. Над ее внешностью трудился великий дизайнер Массимо Тамбурини. Мотоцикл был назван в честь итальянского гонщика Ренцо Пасолини, погибшего в трагической катастрофе во время Гран-при Италии на трассе Монца в 1973 году.
На фото: DUCATI 750 Paso
Прототип 750 Paso был продемонстрирован в 1985 году, серийный выпуск начался годом позже. Для итальянского рынка модель поставлялась только в красном цвете, белые и синие мотоциклы изготавливались ограниченным тиражом только для рынка США. Трубы рамы получили квадратное сечение взамен классического круглого.
У Paso 750 было много типичных характеристик моделей DUCATI: это четырехтактный, двухцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением, с электронным стартером, масляными радиаторами и карбюратором Weber.
1990-е
В 1990 году француз Рэймонд Рош, член заводской команды DUCATI, взял первое место на чемпионате мира по Супербайку. Это стало началом невероятного восхождения гонщиков бренда на пьедестал почета с байками на основе стандартных моделей. В течение нескольких лет команда DUCATI участвовала в соревнованиях на мотоциклах 851, 888, 916 и 996, забрав себе огромное количество титулов. Входящие в ее состав пилоты, такие как Карл Фогарти, Дуг Полен, Трой Корсер и Джанкарло Фалаппа, стали легендами в истории SBK.
Что касается производства дорожных мотоциклов, DUCATI написала одну из самых удивительных и насыщенных страниц своей истории. Основываясь на опыте, достигнутом на гоночной трассе, 851 и 888 стали первыми моделями класса Superbikes, доступными широкой публике. В 1993 году был запущен «Монстр», мотоцикл, который по сей день является самым большим коммерческим успехом DUCATI. В 1994 году был выпущен 916, байк, который переписал историю дорожных мотоциклов в 1990-х и по-прежнему считается одним из самых красивых мотоциклов в мире. Наконец, Клаудио Доменикали — ключевая фигура в новом поколении инженеров DUCATI — спроектировал свой мотоцикл Supermono, экзотический и очень успешный проект.
На фото: DUCATI Supermono
Однако, несмотря на успех в SBK и признание в сфере производства дорожных мотоциклов, DUCATI не смогла избежать еще одного кризиса, вызванного порой неблагоразумной политикой управления Cagiva Group, которая была вынуждена продать DUCATI американскому инвестиционному фонду Texas Pacific Group в сентябре 1996 года. Новая команда менеджеров внесла значительные изменения в свою административную, коммерческую и маркетинговую политику, которая укрепила DUCATI до такой степени, что она стала одним из сильнейших мотоциклетных брендов на рынке.
2000-е
В 2000 году DUCATI MH900e стал первым мотоциклом, который продавался исключительно в Интернете; это сподвигло компанию стать крупнейшим игроком в Интернете, создав веб-сайт DUCATI.com.
В 2001 году итальянский завод отпраздновал производство 100 000 «монстров» с 1993 года и представил публике новый проект — Multistrada.
2002 год вошел в историю благодаря запуску модели 999, которую британский журнал MotorCycle News назвал «Мотоциклом года».
В декабре 2005 года контролирующие акционеры DUCATI изменились с TPG на итальянскую компанию Investindustrial.
В 2006 году RR Desmosedici был запущен на итальянской MotoGP в Муджелло. Superbike 1098, преемник 999, стал обладателем титула «Лучший дизайн».
На фото: DUCATI Superbike 1098
В 2007 три новых байка были выпущены с удивительным успехом: 1098, Hypermotard и Desmosedici RR. Этот год запомнился и тем, что DUCATI взял свой первый титул MotoGP World — его принес компании гонщик Кейси Стоунер и Desmosedici GP07 на трассе Motegi в Японии.
2010-е
DUCATI активно расширяет модельный ряд, захватывая новые ниши на рынке, и внедряет инновации в свои продукты.
Так, модель Multistrada 1200, выпускаемая с 2010 года — это гимн универсальности.
На фото: DUCATI Multistrada 1200S
Мотоцикл объединяет в себе четыре режима: городской мотоцикл — Urban, спортивный байк — Sport, байк-вездеход — Enduro и комфорт — Tourism. Умная система DUCATI Traction Control обеспечивает переключение между ними, меняя скорость вращения колес, развиваемую мощность двигателя, чувствительность системы ABS, работу подвески и другое.
Модель Diavel — это успешная попытка вторжения DUCATI в новый для себя сегмент крузеров. В 2016-м она эволюционировала в инновационный Xdiavel, с новым двигателем, несколькими режимами движения, функциями трекшн- и круиз-контроля.
На фото: DUCATI Diavel
Рождено новое семейство супербайков — Panigale, во главе с моделью 1199, о котором нынешний генеральный директор DUCATI Клаудио Доменикали без ложной скромности заявил: «DUCATI еще никогда не строили столь продвинутый спортбайк, как Panigale 1199». Байк сочетает в себе легкость и мощь (192 л. с. при 164 кг «сухой» массы) и буквально напичкан умными технологиями.
На фото: DUCATI Panigale 1199
Вдобавок к этим премьерам перерождение и расширение модельного ряда пережил Scrambler.
На фото: DUCATI Scrambler Icon — обновленная версия
Выпущенный в 2015 году сразу в четырех вариантах, он взял лучшее из дизайна 60–70-х годов и из современных высоких технологий. Своим владельцам он несет радость и свободу самовыражения. Он предназначен для вольготной езды по городу и загородным трассам. Любителям бездорожья лучше обратить внимание на другие модели.
Сообщество DUCATI постоянно расширяется, распахивая двери для новых счастливчиков. Сеть клубов Desmo Owners в настоящее время насчитывает 250 подразделений на пяти континентах. Каждые два года десятки тысяч страстных поклонников бренда встречаются на Всемирной неделе DUCATI в Италии.
https://motorrika.ru/motorcycles/ducati/