Tester:
Короче, сам спрашивал, сам отвечаю: да, современные полусинтетические и синтетические масла портятся после вскрытия банки. Портятся от влаги. Всё дело в присутствии сложных эфиров(ester): при взаисодействии с влагой они могут преобразовываться с спирт и карбоновую кислоту. Правда учитывая что масло в двигателе картер которого напрямую сообщается с атмосферой и которое находится в жёстких условиях служит год, считаю страшилками утверждения, что открытое масло хранящееся в закрытой банке годно тоже только год - думаю и на следующий год остатки можно использовать. Вот теперь каждый год: за регистрацию заплати, за страховку заплати, теперь ещё и за масло плати... и всё вне завистимости от того сколько катаешь.
А учитывая что далеко не во всех маслах есть эстеры, а в тех что есть их максимум несколько %, то информация про год хранения если открыть канистру это скорее очередной маркетинговый ход для увеличения продаж. И вообще про эстеры очень много мифов, начиная от "феноменальной прочноности масляной пленки" до "эстеровое масло это масло на одну гонку" Хотя единственная их реальная задача, увеличить полярные свойства ПАО синтетики, что бы она хоть что то расстворяла. Все равно получается не так хорошо как у минералки, но намного лучше чем без эстеров.
Tester:
Yukon:
Ну так очевидно же - испарились легкие фракции и масло стало гуще.
Вопрос адресовался не вам, а тому кто утверждает что "от высоких температур разрушается загуститель и масло становится жиже".
Не нужно обобщать. Далеко не всегда, а только в нетермостабильных маслах. Практически все полусиньки 10w40 и тем более минералки, без проблем переносят нагрев до температуры кипения, без выпадения полимеризовавшегося загустителя. В основном страдают этим широкодиапазонные синтетики типа 5w40 0w40 (хотя даже среди них изредка встречаются термостабильные), у которых база имеет очень низкие расстворяющие свойства, а загустителя больше в разы чем в какой нибудь минералке типа 15w40. И теряют они вязкость гораздо больше, так как сделаны на маловязких базах. Чем больше загустителя разрушилось, тем ближе стало масло по вязкости к вязкости базового масла использованного при его производстве.
В вашем примере, как уже сказали выше, это очевидно, что испарились самые летучие маловязкие фракции, что и привело к росту вязкости масла после нагрева.
Я уже постил эту табличку, но для вас повторю.
Kак видно из таблицы, все масла линейки этого производителя отличаются только процентным соотношением базовых масел в составе SpectraSyn ( вязкостью 4,6,8 сантистокса при 100 градусах. Для сравнения, вязкость масла 40W при 100 градусах должна быть от 12,5 до 16,3 сантистокса, то есть 0w40 загущено в три раза!), да количеством загустителя (VM). Для того, что бы получить нужную итоговую вязкость. Так же видно, что эстеров в этой линейке масел аж целых 2%!
P.S. проблемы остатка масел у меня нет. На доливку масло мне не нужно. Летом в авто и мотоцикл лью м10. Покупая его в последнее время канистрами минимум по 10 л. Всегда лью масло по максимуму или даже чуть выше. Когда заканчивается одна канистра, покупаю другую. Это же масло использую и в бензотриммере и бензопиле. А когда на зиму беру 15w40 5 л, то выливаю её полностью, несмотря на то, что в мануале написано заливочный объем 4,5 л.