25 апреля 2013 – в Администрации Советского района г. Минска состоялась официальная встреча застройщика (УКС Советского района) с дольщиками, проведения которой потребовал Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь ЯКОБСОН Александр Серафимович после нашумевшей «прямой телефонной линии» (25.03.2013).
Началась встреча с того, что при входе в актовый зал застройщик установил «face control». Допускались только дольщики по паспортам (плюс, жена или муж). Остальным родным – доступ был строго воспрещен или по оформленной доверенности (хотя неподъёмные доплаты, которые надумал выставить УКС дольщикам, предполагается собирать ВСЕЙ СЕМЬЁЙ, включая и «дальних родственников из Канатопа»). При попытке дольщиков зайти в актовый зал с видеокамерой, дорогу преградил масштабный господин, главный инженер УКСа Советского района УТКИН Сергей Викторович с двумя бойцами в милицейской форме. Все втроём наотрез отказались представиться, показать удостоверения, а также озвучить гражданам законное основание, по которому видеосъемка официального собрания запрещена. Господин УТКИН С.В. пригрозил разбить видеокамеру. Дольщикам пришлось вызывать 2 наряда милиции, чтобы прорваться в зал.
Само собрание носило ИНФОРМАЦИОННО-ЗОМБИРУЮЩИЙ характер.
Директор УКСа СЧАСТНЫЙ Эдуард Эдуардович кратко проинформировал собравшихся, что застройщиком подписан договор на продолжение строительства с новым (4-м в истории стройки) генподрядчиком ОАО «Стройтрест №7» на сумму 23 МЛРД. БЕЛ.РУБ. со сроком сдачи дома в ДЕКАБРЕ 2013 (то есть еще 8 месяцев для завершения 8% недостроенного дома!).
Остальные ТРИ ЧАСА встречи были посвящены тому, чтобы убедить дольщиков, что они «виноваты во всем» и продавить на непомерные дополнительные денежные инвестиции.
Накануне собрания дольщикам были разосланы проекты дополнительных соглашений (без печати и подписи директора УКСа) с изменением срока сдачи дома и суммами доплат (от 0 до $50.000 на квартиру).
Этот проект дополнительных соглашений все представители президиума осторожно называли «предложением» или «просьбой» застройщика. И это немудрено, так как рассчитанные суммы доплат не имеют ничего общего с законом.
Начальником юридического отдела УКСа НИКИФОРЧУК Еленой Михайловной, которая организует проекты допсоглашений, была взята практически «с потолка» некая вилка за квадратный метр в долларовом эквиваленте $1.200 (для льготников) - $1.295 (для не льготников), определены абсолютно новые стоимости квартир на текущую дату в долларах и выставлены к доплате дольщикам в новых допсоглашениях (за минусом уже уплаченных дольщиком сумм в период 2008-2013 в долларовом эквиваленте, рассчитанном по курсу на день перечисления платежа).
Вместе с тем, НИКИФОРЧУК Е.М. подтвердила, что ВСЕ необходимые для завершения строительства 23 МЛРД. БЕЛ.РУБ. распределены между дольщиками (посредством новых допсоглашений). То есть, не смотря на скандальную 5-летнюю стройку и принимаемую УКСом вину относительно срывов 7-ми СРОКОВ СДАЧИ дома, застройщик вместе с Администрацией Советского района не сделал даже робкой попытки разрешить конфликт компромиссно, поучаствовать собственными деньгами или поискать альтернативные источники финансирования (к примеру, открытие кредитной линии застройщику на 23 МЛРД. БЕЛ.РУБ. на 50 лет под поручительство Мингорисполкома, получение положенного по закону финансирования благоустройства дома «за счет местных и республиканского бюджетов» и т.п.). Очевидно, что никакого компромисса и диалога они даже не пытаются искать. Их единственный вариант решения – напрочь лишен фантазии и прямолинеен до неприличия – заставить дольщиков ещё раз «по вышке» заплатить за многолетние просчеты застройщика, полностью переложив задачу дофинансирования (и здесь же, автоматом ответственность по достройке) на их плечи.
На «ответственность дольщиков» указал и приглашенный на собрание директор ОАО «Стройтрест №7» господин ШЕРМАН Борис Михайлович, объяснив, что если не будет ритмичного поступления денег, то даже срок сдачи в декабре 2013 он не гарантирует. А если приток средств дольщики обеспечат своевременно, то сможет порадовать досрочной сдачей дома.
Никаких личных претензий к господину ШЕРМАНУ Б.М. и пусть он извинит дольщиков за накал страстей и излишние эмоции в зале. Вероятно, он сам не в восторге от «втюханного» ему городом долгостроя «в нагрузку». Но вот только мысль про «ответственность» и «финансирование» нужно было с трибуны доносить в президиум. Стаж и опыт у дольщиков в этом «лохотроне», грамотно организованном УКСом, с ежегодно повторяющимся сценарием «под кальку», а именно «на планете вдруг закончились стройматериалы, смена директора, смена генподрядчика, дайте ещё денег» – намотан уже ПЯТЬ ЛЕТ.
На собрание были приглашены «банкиры», чтобы во всех (ненужных) подробностях, поведать дольщикам, с каким энтузиазмом АСБ «Беларусбанк» готов открыть дополнительные кредитные линии ВСЕМ ПОДРЯД (и льготникам, и нельготникам) только по предъявлении в банк подписанных допсоглашений на продление сроков и доплат. Сотрудница банка рассказала о простоте процедуры получения новых кредитов и расширения существующих кредитных линий. На реплику из зала «Я - декретница, какой новый кредит?!» было отвечено, что будет учитываться совокупный доход ВСЕЙ семьи, будет учтено даже пособие по уходу за ребенком, могут учитываться доходы близких и, даже, более дальних родственников. Прям «subprime mortgage» (ипотека для безработных чёрных в Америке) какой-то.
К слову, работник банка, которая всячески отгораживалась от застройщика (мол, «Дело банка – выделить кредитные средства, а что он там строит и в каких объемах, и строит ли вообще, банк не заостряется») в первую очередь должна была бы ЗАДУМАТЬСЯ О СВОЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, о том куда, В КАКУЮ КАБАЛУ И ДОЛГОВЫЕ ЯМЫ ОНА ВТЯГИВАЕТ и без того небогатые семьи, какому РИСКУ ИХ ПОДВЕРГАЕТ В БУДУЩЕМ, ПРЕСТУПНО «УПРОЩАЯ», ОХ, КАКОЙ НЕПРОСТОЙ ВОПРОС.
Надо поинтересоваться, какой совокупный доход должен быть у честной белорусской семьи, чтобы дольщику получить в банке дополнительный кредит в размере 250-350 млн. бел.руб.? А если этот кредит не льготный, а под 16% и 32%? А если у этого дольщика уже есть кредит, который он взял при вступлении в этот «лохотрон» годы назад?
Но разговор с представителем банка был не совсем бесполезным:
1) Она подтвердила, что фонда на льготное кредитование под дом по «Логойскому тракту, 21, корп. 3,4» есть всего на 1 МЛРД.БЕЛ.РУБ., в тот момент, когда дольщикам выставляют, читаем выше, 23 МЛРД.БЕЛ.РУБ. (ну, хорошо, допустим какая-то часть из них не льготники). Но факт остается фактом, «подпишите допсоглашения побыстрее», но «льготного кредита хватит далеко не всем».
Тогда есть варианты, на помощь придёт не льготный кредит (16% для нуждающихся в улучшении жилищных условий, для не нуждающихся – 32%). И если перед вступлением в стройку дольщик являлся нуждающимся, то, увы, сейчас он уже больше «не нуждается в улучшении жилищных условий», у него уже все хорошо с жильем (дом-то ведь почти готов!). Смело можно брать кредит под 32%.
В общем, если в будущем у дольщика не хватит денег (так как, к примеру, подписывая новое допсоглашение, он рассчитывал на льготный кредит, а получил – под 32%), то это будут уже его проблемы. Допсоглашение уже подписано. Колесики назад не крутятся. И слова этой доблестной, оптимистичной сотрудницы банка к делу не приобщить.
2) Также она подтвердила, что стоимость сетей и благоустройства по дому банком не кредитуется льготным кредитом, потому что (внимание!), «сети оплачивает город». БИНГО! Очень жаль, что не было среди приглашенных БУТРИМА Николая Владимировича. Он бы обязательно попытался доказать сотруднице банка обратное.
На реплики из зала, что таких громадных денег на доплаты в семьях нет (даже с кредитами), ответом была тишина. Кто-то в зале выдвинул предположение, что это «спланированная акция» УКСа по избавлению от дольщиков (заслуженных инвесторов дома, но которых, увы, пора списать), с целью «загнать» освободившиеся квартиры по новой рыночной цене.
НИКИФОРЧУК Е.М. тут же прокомментировала, что это лишь догадки и выгода УКСа от этого шага очень сомнительная, так как застройщик обязан вернуть деньги вышедшему дольщику с приличной индексацией и, грубо говоря, от перепродажи квартиры «навар мизерный». Но факт, что продолжат расторгать договоры (незаконно!) подтвердила.
ПАСЕВИН Геннадий Анатольевич, глава администрации Советского района г. Минска преуспел в искусстве «отвечать на вопросы, не отвечая», «решать дела, не решая». Вне сомнения, он стремится любыми путями дистанцироваться от ситуации со стройкой и от ответственности за нее же. На вопрос, «что конкретно он сделал за последний месяц (и вообще, в жизни) для приближения стройки по Логойскому тракту, 21, корп. 3, 4 к завершению» внятного ответа или внятных шагов или дальнейшего плана действий – в зал не последовало. На его глазах, в его «подначаленном» районе, эта стройка идёт УЖЕ ГОДЫ. Если бы он был способен и хотел что-то изменить, то наверное бы, давно это сделал. А его общая фраза «мы должны оставаться в правовом поле» звучит, право слово, демагогически и очень диссонирует с той самой «самоуправной законотворчествой деятельностью» местного УКСа и Администрации Советского района и с тем беспределом, который они учили «на районе». Спасибо за афоризм. «Оставаться в правовом поле» - ушло в круга дольщиков.
Так же остается не совсем понятна роль присутствовавшего на встрече БУСЬКО Виталия Леонидовича, депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Многочисленные встречи дольщиков с ним не дали никакого результата. Ни одно из данных дольщикам обещаний на этих встречах – им не исполнено.
В президиуме собрания также присутствовало 2 представителя Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Выступила МАЦУЛЕВИЧ Вера Михайловна, начальник управления контроля строительства и ЖКХ, выразила большое сочувствие нашей ситуации, сказала, что доложит обо всем происходящем в деталях ЯКОБСОНУ А.С. (в понедельник, 29 апреля 2013), отметила отсутствие представителей Мингорисполкома (об этом факте тоже обещала сообщить руководству). Итог подвела неоднозначный, обращаясь к дольщикам: «вы должны сегодня для себя принять решение, достраивать дом или нет». Между строк читалось, что в стране непростая финансовая ситуация, с альтернативными источниками финансирования стройки напряжёнка и поэтому дольщикам стоит откликнуться на «просьбу» УКСа и доплатить.
Дольщики, в свою очередь, потребовали проведения обещанной ЯКОБСОНОМ А.С. (после «прямой линии») проверки застройщика Комитетом госконтроля во второй половине 2013. Эта инициатива была вызвана тем, что после публичного оглашения нового срока сдачи дома (декабрь 2013), в письменном ответе из КГК друг сообщили следующее, что «сейчас оснований для проверки нет» (это просто в голове не укладывается!) и УКС Советского района «возможно включат в план проверки на 2014 год». Вера Михайловна пояснила, что у нее всего 5 человек проверяющих в управлении и на данный момент они работают на проверках по заданиям, поставленным «свыше».
Такое явное нежелание ВСЕХ контролирующих органов страны проверить и наказать предприятие (и ответственных должностных лиц), в данном случае УКС Советского района, махинации и нарушения которого торчат во все стороны, происходят у всех на виду, остаются безнаказанными столько лет и причиняют такой огромный моральный и «денежный» вред населению Республики Беларусь – наводит это же население на очень многие нехорошие мысли.
Доведённые до черты дольщики предложили за свои средства организовать независимую аудиторскую проверку застройщика (результаты которой можно будет использовать в суде). Вера Михайловна ответила, что это не запрещено, правда, с согласия директора УКСа. Счастный Э.Э. тут же резко срезонировал, и ссылаясь на всё то же «нет оснований», в проверке отказал.
«Оставаться в правовом поле» и «за неимением оснований» - такие волшебные, универсальные фразы. Ими можно отвечать просто на любой вопрос дольщиков. Но это не грамотный и цивилизованный диалог, а метод «грубой силы». И если убрать политкорректность, трактуются эти фразы так: «А потому что я так сказал»!
Закончилось всё тем, что дольщики единогласно ПРОГОЛОСОВАЛИ ПРОТИВ ДОПЛАТ, так как:
a) Доплаты незаконны (они вне «правового поля», в котором застройщик тоже обязан находиться);
b) Доплаты неадекватны (люди не способны одномоментно изыскать такие средства, даже с помощью кредита);
c) Виноват УКС Советского района, а не дольщики. И застройщик должен исправить свои «косяки» собственными средствами;
d) Дольщики больше не верят ни единому слову УКСа. Прошло 5 лет. Это уже далеко не первая трагическая мизансцена, развернутая по шаблонному сценарию. В головах дольщиков уже на уровне условного рефлекса собачки И.П. Павлова укоренилось знание: «ДОПЛАТЫ УКСу - НЕ ПРИБЛИЖАЮТ СДАЧУ ДОМА».
Вспомним, июнь 2012, когда УКС (точь-в-точь как пытается сейчас), собрал с дольщиков почти 8 МЛРД. БЕЛ.РУБ., которые просто растворились на счетах УКСа, как в чёрной дыре, и никак не отразились на стройке. А «блатной» дом по «ул. Широкой 3, 5, 7», при таком же уровне доплат в 2012, полностью достроен. В зале нашёлся дольщик, который на конкретных цифрах и на пальцах дал прозрачную выкладку этого «фокуса» присутствующим. НИКИФОРЧУК Е.М. парировать было, ну, явно нечем.
В ответ на «предложение» УКСа в виде допсоглашений, дольщики, в свою очередь, ПРЕДЛОЖИЛИ УКСу ИЗЫСКАТЬ СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ДОФИНАНСИРОВАТЬ СТРОЙКУ И СДАТЬ ДОМ В ИЮНЕ 2013.
По инсайдерской информации, УКС «обиделся» и планирует раскочегарить свою «адскую машинку» по продолжению печатания (незаконных!) расторжений договоров с несогласными доплатить.
Получится много-много судебных тяжб.
Более того, вообразите себе УРОВЕНЬ АКТИВНОСТИ РАБОТЫ МОЗГА дольщиков, заплативших огромные деньги, не получивших взамен квартиры, но чрезвычайно замотивированных на их получение. Изобретательности и творчеству не будет границ.
По собранию добавить нечего. Представители УКСа и Администрации Советского района – выглядели БЕЗНАДЁЖНО.