Министерство здравоохранения Республики Беларусь
ЖАЛОБА
Ранее я обращалась в Министерство здравоохранения Республики Беларусь по вопросу разъяснения терминов «амбулатория» и «поликлиника», а также просила сообщить имеющиеся отличия между амбулаторией и поликлиникой по виду, уровню и объему оказываемых медицинских услуг. Министерством здравоохранения моё обращение было направлено в Комитет по здравоохранению Мингорисполкома для подготовки ответа. Также в указанный комитет я обращалась с просьбой сообщить проектную мощность и количество обслуживаемого населения, проживающего в границах Логойского тракта – ул.Седых – ул.Кедышко – ул.Славинского – северная граница ландшафтно-рекреационной зоны 320ЛР в г.Минске.
В период с 01 июля по 25 июля 2017 администрацией Первомайского района г.Минска проводилось общественное обсуждение объекта строительства «Градостроительный проект детального планирования территории в границах Логойского тракта – ул.Седых – ул.Кедышко – ул.Славинского – северная граница ландшафтно-рекреационной зоны 320ЛР в г.Минске» (далее – ПДП). ПДП предусматривало значительное увеличение жилищного фонда (с 542,4 тыс.кв.м.общ.пл. до 796,3 тыс.кв.м.общ.пл) и соответственно увеличение численности населения от 3000 до 8500 человек (в ПДП имеются расхождения в данных о количестве проектного населения). При этом ПДП предусматривал лишь строительство амбулатории без указания её пропускной способности.
На мои обращения от Комитета по здравоохранению Мингорисполкома был получен ответ от 25.07.2017 № 4-16-13/Б-1105/2 в котором сообщается что «Тип и пропускная способность лечебно-профилактических организаций в зависимости от обслуживаемого населения … в соответствии с требованиями ТКП 45-3.01-116 определяется исходя из числа посещений в смену на 1000 человек – 23 для городов.».
Вместе с тем, согласно ответу Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.07.2017 №01-1-15/Б-895 «..разработанные проекты детального планирования в обязательном порядке должны соответствовать … положениям Указа Президента Республики Беларусь от 23 апреля 2003 года 165 «Об утверждении Генерального плана г.Минска с прилегающими территориями и некоторых вопросах его реализации» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 16.09.2016)». Так, согласно раздела IV «Основные технико-экономические показатели генерального плана г. Минска» Генерального плана г. Минска на период до 2030 г. мощность амбулаторно-поликлинических учреждений следует определять исходя из 30,2 посещений в смену на 1000 чел.
Таким образом, в ответе Комитета по здравоохранению Мингорисполкома от 25.07.2017 № 4-16-13/Б-1105/2 содержится не соответствующая действительности информация о нормативе для определения пропускной способности амбулаторно-поликлинических учреждений.
Следует отметить, что ПДП предлагается обеспечить проектное население амбулаторией, которая будет размещена вместо диспетчерской станции «Калиновского» по адресу ул.Калиновского, 105а в гМинске.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 № 724 утверждена Система государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики, в п. 37 которой установлен следующий норматив обслуживания в области здравоохранения: обеспеченность врачами общей практики, участковыми врачами (терапевтами и педиатрами) – количество врачей на 1 тыс. жит.
Самым простым и дешевым способом выполнения норматива п. 37 Системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения является размещение «филиалов поликлиник» и «амбулаторий» на первых этажах жилых и общественных зданий (в т.ч. и в крупных населенных пунктах), где осуществляется «терапевтический и педиатрический прием». А на прием к иным специалистам пациенты (в т.ч. и дети) вынуждены добираться на общественном транспорте.
В п. 37 Системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики установлен норматив обеспеченности только врачами общей практики, участковыми врачами (терапевтами и педиатрами). Между тем, штатные нормативы должностей врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению в государственных организациях здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, финансируемых за счет средств бюджета, включает десятки специалистов (Приложение 2 к Приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь 24.04.2003 № 76 «Об утверждении нормативов кадрового обеспечения и штатных нормативов должностей врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению в государственных организациях здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, финансируемых за счет средств бюджета»).
Таким образом, размещение амбулатории с врачами только 2-3 специальностей вместо полноценной поликлиники не обеспечивает реализацию:
1) конституционных прав граждан Республики Беларусь по получению бесплатной медицинской помощи в государственных организациях здравоохранения за счет бюджетных средств (ч. 1 ст. 45 Конституции Республики Беларусь);
2) создания государством условий доступного для всех граждан медицинского обслуживания (ч. 2 ст. 45 Конституции Республики Беларусь);
3) основных принципов государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения, закрепленных в ст. 3 Закона «О здравоохранении», предусматривающих:
- создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения;
- обеспечение доступности медицинского обслуживания;
- приоритетность развития первичной медицинской помощи;
- ответственность республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов и других организаций за состояние здоровья населения;
4) права на доступное медицинское обслуживание, которое обеспечивается предоставлением бесплатной медицинской помощи на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 4 Закона «О здравоохранении»).
Также, согласно полученного ответа от Комитета по здравоохранению Мингорисполкома от 25.07.2017 № 4-16-13/Б-1105/2 «В настоящее время минимальные государственные социальные стандарты в области здравоохранения по врачам терапевтам участковым и врачам-педиатрам участковым в Первомайском районе выполняются. Увеличение численности населения на 3000 жителей не окажет существенного влияния на доступность и качество медицинской помощи ни в Первомайском, ни в Советском районах».
Данное утверждение более чем спорно, так уже сейчас, без увеличения численности населения, попасть своевременно на прием к узким специалистам, работающим в 19-ЦРП и 27-ГП (неврологу, окулисту, отоларингологу, гинекологу и иным специалистам). Запись к этим специалистам производится за несколько месяцев!!! до предполагаемой даты посещения.
Для оценки потребности населения, проживающего в границах ПДП, в амбулаторно-поликлинических учреждениях целесообразно произвести расчет, основанный на количественных данных из ответа Комитета по здравоохранению Мингорисполкома от 25.07.2017 № 4-16-13/Б-1105/2.
Радиус обслуживания (зона обслуживания) амбулаторно-поликлинических учреждений в населенных пунктах – до 1000 м. (п. 7.4.11 ТКП 45-3.01-116). В границах ПДП и в радиусе 1000 м. от границ ПДП располагаются следующие взрослые городские поликлиники:
1. УЗ «19-я центральная районная поликлиника Первомайского района г. Минска» по пр. Независимости, 119
2. УЗ «27-я городская поликлиника» по ул. Калиновского, д.55а
3. УЗ «30-я городская клиническая поликлиника» по ул. Кольцова, 53/2.
Фактическая мощность 30-ГКП составляет 1028 пос./смену.
Фактическая мощность 19-ЦРП составляет 614,4 пос./смену.
Фактическая мощность 27-ГП составляет 678 пос./смену.
Общая фактическая мощность указанных поликлиник составляет 1028+614,4+678=2320,4 пос./смену.
На 2017 г. утверждена следующая численность обслуживающего населения:
30-ГКП – 45920 чел., с учетом прикрепленного населения – 50749 чел.
19-ЦРП – 48300 чел., с учетом прикрепленного населения – 62759 чел.
27-ГП – 33500 чел., с учетом прикрепленного населения – 37102 чел.
Общая утвержденная численность обслуживающего населения в указанных поликлиниках 45920+48300+33500=127720 чел., а с учетом прикрепленного населения 50749+62759+37102=150610 чел.
Согласно раздела IV «Основные технико-экономические показатели генерального плана г. Минска» Генерального плана г. Минска на период до 2030 г. мощность амбулаторно-поликлинических учреждений следует определять исходя из 30,2 посещений в смену на 1000 чел.
При нормативе 30,2/1000 чел. для обслуживания закрепленного за указанными поликлиниками населения необходимо иметь амбулаторно-поликлинические учреждения общей мощностью (127720х30,2)/1000=3857 посещений в смену, а с учетом дополнительно закрепленного населения (150610х30,2)/1000=4548 посещений в смену.
Таким образом, для обеспечения проживающего в настоящего время населения требуется дополнительно амбулаторно-поликлиническое учреждение мощностью 4548-2320,4=2227,6 посещений в смену.
Также следует обратить внимание, что за период с 2013 по 2016 год численность обслуживаемого населения в указанных поликлиниках значительно возросла: 19-ЦРП с 46333 до 62759 человек, 27-ГП с 34111 до 37102 человек, что связано с обслуживанием населения, не обеспеченным амбулаторно-поликлиническими учреждениями по месту проживания – пос.Боровляны, Новая Боровая и микрорайон Маяк-Минск.
Вместе с тем, имеется мнение комиссии по проведению общественного обсуждения объекта «Градостроительный проект детального планирования территории функциональной зоны №36 Жм» (Зеленый луг – 4, -5, -6, -7), в котором отмечается неудовлетворительное состояние 27-ГП 1965 г. постройки и несоответствие части помещений санитарным нормам (Протокол подведения итогов общественного обсуждения градостроительного проекта детального планирования территории жилой зоны №36 Жм от 27.02.2017 размещен на официальном сайте администрации Первомайского района г.Минска http://perv.minsk.gov.by/obshchestvennye-obsuzhdeniya/administrat ... v-g-minske ).
С учетом изложенного, мнение Комитета по здравоохранению Мингорисполкома о выполнении социальных стандартов в области здравоохранения не соответствует действительности.
На основании вышеизложенного ПРОШУ:
1. Рассмотреть мою жалобу в порядке ст. 9, п.6 ст. 10, п.1 ст.14 и п.1 ст.18 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 №300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц».
2. Провести служебную проверку по вопросу выполнения указанных выше требований Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 №300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» при подготовке ответа Комитета по здравоохранению Мингорисполкома от 25.07.2017 № 4-16-13/Б-1105/2.
3. Провести проверку соблюдения государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в отношении населения, обсуживающегося взрослыми поликлиниками № 19 и № 27, а также детской поликлиники № 19 в г.Минске:
a. Норматив обеспеченности населения врачами (п. 37 Системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 № 724).
b. Норматив кадрового обеспечения государственных учреждениях здравоохранения, в т.ч. и взрослых поликлиник № 19 и № 27, а также детской поликлиники № 19 (Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь 24.04.2003 № 76 «Об утверждении нормативов кадрового обеспечения и штатных нормативов должностей врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению в государственных организациях здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, финансируемых за счет средств бюджета»).
Приложения на ___ листах:
.
1. Копия ответа Комитета по здравоохранению Мингорисполкома от 25.07.2017 № 4-16-13/Б-1105/2
2. Копия ответа Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.07.2017 №01-1-15/Б-895
3. Копия ответа Комитета по здравоохранению Мингорисполкома от 11.07.2013 №4-16-13/Д-686.
Ответ на данное электронное обращение прошу дать в письменной форме
«10» августа 2017 г.