3.Если не затруднит, опишите в общих чертах, как происходит процесс выбора авто в США ,допустим, с вашей помощью. Происходит ли осмотр автомобиля вживую там или все делается только по фото? Даете ли вы какие-то гарантии? Страхуется ли машина в пути, не может ли произойти повреждения при погрузке\разгрузке, транспортировке? Из Клайпеды в Минск машины доставляются на автовозе или в том же контейнере? Что происходит, при обнаружении здесь каких-либо дефектов, которые не были заранее оговорены, т.е. на кого ложатся возможные риски - ан посредника или на покупателя?
Ввиду того, что подобные вопросы звучат довольно часто, я попытаюсь абстрактно объяснить общие принципы выбора и покупки авто из США глазами инсайдера так сказать.
1. Вопрос гарантий. Очень частый вопрос на который все отвечают по разному, но суть одна. Ни один местный посредник, при помощи которого происходит подбор автомобиля не даст никаких гарантий, что бы он при этом не декларировал. Не даст он гарантии по одной простой причине. Посредник - НЕ ПРОДАВЕЦ выбранного автомобиля. Поэтому каким образом человек, который в глаза не видел то, что он предлагает от имени реального продавца, может что либо гарантировать? Это конечно очень утрированно, но в принципе отражает настоящее положение вещей.
В настоящее время, даже если кто либо пытается на словах давать какие либо гарантии, на деле очень легко выходит сухим из воды если что то пошло не так. Позвоните на наши относительно крупные конторы вроде BuyUsaAuto, UsaAutomarket и иже с ними и задайте вопрос о гарантиях. Уверяю, будете удивлены расплывчатостью фраз и формулировок и все в итоге сведется к фразе "у нас до сих пор все было хорошо" и никто и никогда не будет бить себя в грудь и кричать что "мы вернем вам всю сумму за машину если она вам не понравится".
Поэтому самой лучшей гарантией служит только репутация посредника, который оказывает вам информационные услуги и подыскивает машину. А это в свою очередь можно определить только по количеству довольных клиентов, которые будут давать вам рекоммендации пойти именно в "ту контору", а не "вон в ту".
Самой же действенной гарантией может быть только вариант, когда за машину вам предложат рассчитаться только когда она прибудет в Минск. Но такие варианты в жизни крайне редки по той причине, что те посредники которые пытались или пытаются так работать очень скоро обжигаются на очередном клиенте, который по пришествии машины в Минск вдруг резко передумывает брать такую машину и такого года, потому что сосед дядя Вася предложил ему свою и дешевле. В итоге, лучше отсеять особо придирчивого клиента, чтобы не попасть в очень неприятную ситуацию, и искать машины людям, которые с пониманием относятся к специфике поиска и подбора авто в США, и не задают лишних вопросов. Посредник будет работать с таким клиентом в нормальной атмосфере взаимодоверия, и будет сам заинтересован в том, чтобы найти ему как можно лучший вариант. Ибо один довольный клиент приводит еще троих потенциальных заказчиков - а это в свою очередь лучший стимул для честной работы посредника.
Одним словом гарантии в деле заказа авто из США - это вещь более чем расплывчатая. Поэтому во избежание вопросов, просто обращайтесь к тем посредникам, которые имеют за своей спиной хорошее "портфолио" из удачно привезенных автомобилей, это и будет лучшей гарантией выполнения очередного заказа.
2. Осмотр автомобиля в США. Все зависит от того на сколько хорошие связи между местным посредником и непосредственно американским дилером, который собственно и будет покупать и отправлять автомобиль для вас. У хороших посредников есть выходы на людей, которые за определенную плату могут поехать и осмотреть авто для заказчика. Но в данном случае, не следует вводить себя в заблуждение эффективностью данной процедуры. Проверка как правило будет заключаться в визуальном осмотре экстерьера и интерьера автомобиля, и коротком тест-драйве. И ВСЕ. То есть по большому счету, результатом такого осмотра может быть только заключение о том, что панели кузова стоят ровно, двигатель крутится и не стучит, коробка переключает передачи. Никто за 150-200 долларов (обычно именно столько стоит подобный осмотр) не будет поднимать машину на подъемнике, проверять люфты подвески, состояние ступиц, дифференциала и так далее. Равно как никто не будет лазить по этой машине с OBD сканнером и пэйнтметром (разве что только если это машина тысяч за 40-50).
Опять же, осмотреть машину как правило можно если она стоит недалеко от крупных городов, из которых обычно экспортируют автомобили (NewYork, Chicago, Boston и еще несколько). И никто за 200 долларов не поскачет через все Штаты пощупать для клиента автомобиль который стоит где нибудь в пустыне в Неваде или Нью-Мехико.
3. Страхование. Автомобиль можно застраховать на время следование через океан до порта Клайпеды. Как правило страховка стоит в районе 3-5 процентов от оценочной суммы, в которую вы его оцените. Данная страховка возместит убытки если утонет корабль на котором плыл контейнер с автомобилем клиента, либо контейнер уронят/переедут маневровым тепловозом где нибудь в порту.
Если же автомобиль случайно повреждается по пути следования ввиду некорректной погрузки его в контейнер, то такие повреждения возмещает шиппинговая компания, и дополнительных платежей за это делать не нужно.
Единственное НО. Для того чтобы доказать, что автомобиль поцарапался или еще как либо повредился во время пути в контейнере, нужно присутствовать при открытии контейнера у нас на СВХ, причем нужно иметь с собой фотоаппарат и сфотографировать обнаруженные повреждения ДО ТОГО КАК АВТОМОБИЛЬ БУДУТ ВЫГРУЖАТЬ ИЗ КОНТЕЙНЕРА. В противном случае, если вы обнаружите дефекты уже после выгрузки, никто и ничего вам не возместит, ибо шиппинговая компания справедливо может полагать, что повредили машину уже местные грузчики во время растарки контейнера.
И вот здесь кроется одно неприятное обстоятельство. В Ждановичах, контейнер разгружают без присутствия клиента еще до того как вы сможете получить пропуск на СВХ и присутствовать при разгрузке контейнера. Поэтому все может быть хорошо (благо персонал на СВХ уже немного поднаторел в разгрузке контейнеров) а может быть не очень, если машина поцарапалась во время пути, а ее вытащили из контейнера до того как вы смогли задокументировать повреждения.
4. Доставка из Клайпеды в Минск. Как правило, контейнер целиком везут из порта на СВХ в Минск.
5. Непредвиденные и неоговоренные дефекты. Скажем так. Посредник (если он заинтересован в приросте клиентской базы) сам не заинтересован в возникновении таких "сюрпризов", поэтому хоть он сам никак не может повлиять на процесс диагностики и осмотра автомобиля в США, если у него есть мозг, он всячески будет выбивать из своего американского партнера-продавца всю возможную информацию о потенциальных дефектах. И здесь если и могут всплыть какие либо подводные камни, то не столько от злого умысла продавца, сколько от недостаточно качественной и развернутой диагностики проведенной в США. Хотя опять же, а что считать т.н. "неоговоренным дефектом"? Если к этому относить разболтанные шаровые или гудящие ступицы, то это никогда не будет оговариваться по определению, ибо это просто расходные материалы. Как правило, оговорить можно только то, что двигатель будет работать на момент прихода машины, а коробка будет переключаться. То в каком состоянии у автомобиля салон, обычно и так хорошо видно на фотографиях. Ну и конечно если декларируется что машина не битая, у нее не должны быть скрученные лонжероны и наспех слепленная морда. Мелкие же царапинки и сколы, если они есть, как правило указываются самим дилером-продавцом который осматривал авто лично.
Еще на последок, хотелось бы еще раз особо и отдельно упомянуть, что такая местная диагностика всего и вся, какую устраивают наши покупатели машинам на рынке, начиная от подвески и заканчивая замером компресии, НИКОГДА не будет производится продаваемым автомобилям а США. Причина банальна - во первых там все доверяют Карфаксу/Карчеку, а во вторых проверить машину так, как это делают наши люди при покупке, будет стоить в США долларов эдак от 500, поэтому не ждите что для вас будут проверять понравившийся вам авто в Штатах так, как вы бы сделали это на малиновке. Там так делать не при-ня-то!