Атеисты утверждают, что наука существовала еще в античную эпоху, а христианство затормозило ее развитие вплоть до начала эпохи Просвещения. Это неправда. Современная наука целиком и полностью зародилась в христианскую эру, в христианской культуре, основываясь на христианской ментальности. Наука, как таковая, вообще, явление уникальное, являющееся феноменом западной цивилизации и частью христианской культуры. В китайской, японской, индийской, мезоамериканских, африканских, юго-восточно-азиатских культурах не было ничего подобного, эти культуры познакомились с наукой уже в поздние эпохи, когда европейские государства вели активную экспансию в регионы этих культур. Что же было в Античности, в греческой и римской цивилизациях? Различные философские школы, какие бы близкие к истине умозаключения они ни делали, никак не могут претендовать на то, чтобы в своей совокупности дать своей эпохе право обладания наукой. Философия – это все, что было в Античности. Некоторые культурологи называют этот этап «протонаукой».
Почему же для возникновения науки было необходимо христианство? Причины следующие:
1. В христианстве Бог воплотился материально, а значит, материя не может быть злом и достойна сама по себе вопреки гностическим, дуалистическим и подобным учениям. Довольно долгое время к материи относились с пренебрежением, такие настроения были присущи даже отдельным христианским течениям. Но с IV в. подобные настроения в христианской среде сходят на нет наряду с увеличивающимся интересом к сохранению и анализу греко-римского наследия и переработкой его в христианском ключе, к знанию и его сохранению и популяризации.
Христианскую мысль поздней Античности и Средневековья особенно характеризуют две вещи, без которых появление научного мышления было бы вряд ли возможно – интерес к человеческой личности и природе вещи. Наиболее ярко его отражают спор Августина с Пелагием (и последствия этого спора) и спор реалистов с номиналистами.
2. Вопреки языческому представлению о природе и небесных телах как живых созданиях со своими личными прихотями и характерами в христианстве природа и небесные тела обездушены и подчиняются определенным законам, установленным Богом. Значит, явления можно изучать и предсказывать. Наиболее красноречиво это освобождение от языческого антинаучного мышления проявляется в анафемах, которые объявляла Церковь тем, кто верил в одушевленные небесные тела и природные явления: «Кто говорит, что небо, Солнце, Луна, звезды, воды, которые выше небес, суть существа одушевленные и некоторые разумно-вещественные силы, – да будет анафема» (шестой анафематизм Собора 543 г.).
Пункты осуждений 7 марта 1277 г., подготовленные под руководством Этьена Тампье, также осуждали тех, кто утверждал, что «небесные тела движутся внутренним принципом, каковой есть душа; они движутся – подобно живому существу – именно душой и ее устремленностью: потому, как животное движется, поскольку стремится к чему-то, так движется и небо».
Язычники, предшественники современных атеистов, могли только сказать: «Отрицая разумность светил, они препятствуют постижению истины» (Плотин).
3. Мир сотворен разумным и всемогущим Богом, абсолютно творчески свободным, следовательно, мир можно познать разумом, а Вселенная не должна быть какой-то другой: «Бог сотворил все мерою, длиной и весом» (Библия).
4. Бог в христианстве является последовательным и справедливым, следовательно, Его творение последовательно и законы этого мира постоянны (вопреки исламу, где все сущее действует по прихоти Аллаха и может меняться как и когда угодно, или вопреки античным представлениям о мире как о живом и действующем по собственному желанию).
5. Христианство освободило людей от страха перед роком и судьбой. О том, как сильно влияла вера в судьбу и рок на решения человека языческого мира, можно проследить по литературе того времени (более см.: Гуревич А. «Человек Средневековья», первая глава об исландском эпосе).
По этому поводу историк Средневековья Томас Вудс пишет:
В последние полвека практически все историки науки, в том числе Алистер Кромби (А. С. Crombie), Дэвид Линдберг (David Lindberg), Эдвард Грант (Edward Grant), Стенли Яки (Stanley Jaki), Томас Голдстин (Thomas Goldstein) и Джон Хейлброн (J. L. Heilbron), пришли к выводу, что научной революцией мы обязаны Католической церкви. Роль Церкви не исчерпывалась идейным влиянием, в том числе влиянием богословских идей; она дала человечеству великолепных ученых, из которых многие были священниками. Отцом геологии обычно считается о. Николас Стено (Нильс Стенсен), лютеранин, ставший католическим священником. Отцом египтологии стал о Атаназиус Кирхер. Первым, кто измерил ускорение свободно падающего тела, был тоже священник, о. Джамбаттиста Риччоли. Иезуита Руджера Бошковича часто называют отцом современной квантовой теории. Иезуиты настолько преуспели в исследовании землетрясений, что сейсмологию стали называть «иезуитской наукой» [Вудс T. Как католическая церковь создавала Западную цивилизацию. М.: Ирисэн, 2010. С. 12].
Как уже неоднократно нами упоминалось, большое значение для появления современного научного знания сыграло осуждение в 1277 г. аверроизма и отдельных положений аристотелизма как такового. Пиама Гайденко пишет следующее:
Отвергая аристотелево учение о вечности космоса, Тампье не только настаивает на его тварности, но, видимо для того, чтобы нагляднее продемонстрировать божественное всемогущество, допускает мысль о возможности множества миров в противоположность аристотелевскому убеждению в единственности космоса. Более того, поскольку для Бога все возможно, епископ не останавливается даже перед допущением возможности прямолинейного движения небесных сфер, чтобы тем самым преодолеть фундаментальный принцип античной физики и космологии, укорененный в языческой метафизике [Гайденко П. П. У истоков новоевропейской науки // Библиотека Гумер. URL:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Article/ GaidJstNov.php].
Этот эпизод, вне всякого сомнения, можно рассматривать как один из этапов борьбы христианского мировосприятия с языческим и подтверждение наших аргументов 2 и 3. В XIII в. языческое миропонимание в лице аверроизма обретает вторую жизнь. Но, к счастью, оно не смогло распространиться слишком широко, что позволило науке сделать следующий шаг, который привел к возможности появиться открытиям последующих эпох.
Христианам следует отдавать себе отчет в том, что наука никогда не была и не может быть отделена для христиан от богословия, от нашей философии, нашего восприятия мироздания, так как изучает не что-то на стороне, а тот самый мир, который, как мы верим, сотворил Господь. Долгое время наука не была отделена от христианской религии. Искусственное противопоставление – это преступление против христианской веры, которое губит наше богословие, наше восхищение перед Богом. Из-за него могут быть утеряны важнейшие инструменты для понимания Божьего величия и Его откровения, естественного откровения, которое Он дал нам в Своем творении.