Сначала человеку нравятся звуки, потом аккорды, затем ему подавай драйв. Когда человек минует каждую ступеньку, он обязательно придет к тому, что интересно не столько слушать музыку, допустим на концерте, сколько чувствовать исполнителя, атмосферу времени. Оказалось, что старая аппаратура на порядок лучше новой передает чувства. К примеру, все мы слышали Шаляпина. И первое впечатление, которое возникает у обычного человека: Тягомотина какая-то! И что вы в нем нашли ? А вот когда его ставишь на старую аппаратуру, то сразу мурашки по всему телу бегут.
Когда я слушал дома драматические вещи Шаляпина, то возникало ощущение, будто отец рыдает. А, потом я пришел на известную студию SBI Records и поставил этот же диск на страшно дорогие, большие – метр на метр - мониторы Quested – звук изумительный, но ощущение, что плачет пьяный бомж, что-то там несет, мурлычет. Это не Шаляпин!
Возьмем для примера динамики на подмагничивании в акустических системах. В 30-40-е годы магнитов в динамиках не было, и чтобы создать магнитное поле, там применяли катушку. Просто подключали ее к току, и возникало магнитное поле. Потом это назвали техническим анахронизмом и перестали использовать. А, вот оказывается, что музыкальность у них на порядок выше, чем на постоянных магнитах. Ну и бумага, к тому же, способствует этому. Прошло 50 лет, и оказалось, что ее структура благоприятствует воспроизведению музыки. И ты чувствуешь каждую ноту произведения, как говорят некоторые, оно читается. Например, скрипка. Кажется, что она прямо здесь! Сейчас такая акустика страшно дорого стоит, все за ней бегают. И немудрено. Ведь когда слушаешь современную аппаратуру, ты слышишь звуки, но не можешь понять, к чему это, что это. Звук и музыка - совершенно разные вещи. Современная аппаратура пошла в звук, там нет чувств.
Иногда судьбы старинной техники и полотен известных художников похожи. Фальшивую вещь сразу видно! На аукционах у каждого продавца рядом с табличкой с его именем стоит что-то вроде книги отзывов. Люди туда пишут, довольны они или нет покупкой. И, когда видишь, что человек продал акустику 100 покупателям, и все они довольны, - это и есть самая главная гарантия. С продавцами, у которых нет положительных отзывов, там отказываются иметь дело.
Если подходить со стороны "музыка на килограмм веса" -- то, допустим, старинные мини-центры обыгрывают современные просто в десятки раз! Там за каждый такой килограмм или грамм азартный аудиофил может заложить квартиру! ( среди подобных аудиофилов были Чайковский, Рахманинов, Армстронг и, например, гениальный джазовый трубач Чет Бейкер. Он ездил с гастролями по всему миру. И в какой-то гостинице у него своровали трубу. Чет Бейкер не смог этого пережить и выбросился из окна. ) -- Но все они, в свою очередь, это очень богатые люди -- старинная техника ведь стоит бешеных денег. Среди них больше мужчин. В основном, это иностранцы, поскольку сейчас большую часть техники мы покупаем за границей. Есть, конечно, люди, к которым все это попало случайно. Например, нашли вещь, которая может стоить 10 тысяч долларов, в каком-нибудь чулане. Но в большинстве своем поставщики старинной аппаратуры – коллекционеры. Они собирают все это, а потом продают на аукционах. Мы принимаем участие в крупных аукционах, например в японском YAHOO, мировом Ebay, через Интернет. Четыре месяца назад я хотел купить на одном из них акустику за 15 тысяч евро, а меня перебил один человек. Всего на 110 евро. Я стал его искать и нашел. Оказывается, его зовут Сэм, ему 41 год. Он менеджер, живет на юге Китая. Его кредо – Обогати свою жизнь!
И вот в своей семидесятиметровой комнате он строит рупора. Аппаратуры выходит на 300 тысяч долларов. Он и его товарищи строят их, слушают и этим живут. Я у него спросил про ту самую акустику: А как же ты так сразу ее купил ? А он говорит: А у меня была такая, я ее продал за 35 тысяч евро в Японии. А японцы ведь очень богатые люди. Они покупают очень дорогие вещи и их не продают. Для них это святое. Предположим, стоит порше, особняк, а в нем колонки фирмы Klangfilm 38-го, 39-го годов выпуска, и вот японец их слушает. И мы их слушаем. А один японец решил сделать себе рупорные системы из любви к музыке или, как вы назвали, потому что является аудиофилом. Он сделал рупора из бетона, которые шесть метров в длину. Представьте себе! Они начинаются у него на грядке с цветами, постепенно расширяются на улице и входят в дом. И он стоит рядом с ними с лейкой и поливает цветы. Вот это человек с большой буквы. Звук у него изумительный! Если он слушает, допустим, скрипку Страдивари, то это настоящая скрипка Страдивари!
Это все те, кто когда то купил сначала одну технику, потом другую, третью, четвертую, потом современный Hi-End, а после этого у них восприятие музыки изменилось и дошло до такого уровня, что они стали различать, где музыки больше, а где меньше. Такие люди начинают приходить к кому-то в гости и обнаруживать, что музыки у него в четыре раза больше. После этого они и сами решаются купить что-нибудь подобное. В основном, все известные люди покупают Hi-End, потому что еще не доросли до винтажа. Когда человек сам еще не дошел до такого уровня восприятия, его торопить нельзя. Всему свое время. Вот как на ребенка нельзя давить: слушай классику, слушай классику! Он должен сам созреть, пройдя весь путь, начиная от попсы. Также и с винтажом. Если человек не слышит разницу между транзистором и ламповым усилителем – это говорит о том, что он еще не готов. Из известных людей у нас был один человек, который признавал старую технику. Это известный актер Андрей Миронов. Он слушал только граммофоны и говорил, что в современной акустике нет чувства. И он прав.
Мастерская Михаила Уракова.