Приложение 2. Замечания по ПДП
1. Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки
В проекте застройки должны быть учтены, согласно п.6.1.2 ТКП 45-3.01-116-2008 (Градостроительство. Населенные пункты), сложившиеся системы обслуживания и размещения общественных объектов, планировочная структура и эстетические требования.
Согласно ПДП, на улице Павловского рядом с застройкой жилыми домами средней этажности (4-5 этажей) планируется разместить 9-этажный дом и два 16-этажных дома, которые относятся по классификации СТБ 1154-99 (приложение А) к жилым домам повышенной этажности.
Соответствует ли запланированное размещение 16-этажных домов на ул.Павловского (№15, №18 на детальном плане) (требованиям п.6.2 ТКП 45-3.01-116-2008 (02250)?
В соответствии с перечнем основных технико-экономических показателей, численность населения возрастет с 2,5 тысяч человек до 2,8 тысяч человек. Соответственно прирост населения составит 300 человек, что не может являться достоверным, т.к. только в одном 16-этажном одноподъездном доме проживает около 200 человек. Учитывая среднеэтажную застройку ул.Павловского при размещении 3-х домов повышенной этажности плотность населения также не может не измениться, однако, в ПДП зафиксирована на уровне 231 чел/га.
2. Размещение двух 16- этажных многоквартирных жилых домов на застроенной территории
Проектом предусматривается строительство двух 16- этажных многоквартирных жилых домов на застроенной территории (уплотнение застройки).
Согласно п. 6.2.7 ТКП 45-3.01-116 минимальные расстояния от окон жилых домов следует принимать до площадок, м, для:
– занятий физкультурой (в зависимости от шумовых характеристик) – не менее 10;
– хозяйственных целей – то же 20;
– выгула собак – 40;
Расстояния от площадок для установки мусоросборников до физкультурных площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых, до границ учреждений дошкольного образования, лечебных учреждений и учреждений питания следует принимать не менее 20 м, а от площадок для хозяйственных целей до наиболее удаленного входа в жилое здание – не более 100 м.
Санитарный разрыв от автомобильных стоянок и автомобильных парковок до объектов различного назначения (фасады жилых домов и торцы с окнами; торцы жилых домов без окон; границы территорий учреждений дошкольного образования, общего школьного образования, площадки (зоны) отдыха, детские площадки и др.) следует принимать в соответствии с п.п. 17 и 18 СанПиН № 35.
Согласно п. 20 СанПиН № 35 «Выезд-въезд из автомобильных стоянок и автомобильных парковок, расположенных на территории жилой застройки, должны быть организованы на улично-дорожную сеть населенного пункта, исключая организацию движения автотранспорта по внутридворовым проездам…».
Согласно п. 17 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.11.2011 № 110, контейнерные площадки для сбора твердых отходов должны быть удалены на расстояние не менее 20 м от: окон жилых домов; границ территорий учреждений образования, организаций здравоохранения и торговых объектов общественного питания; физкультурно-оздоровительных сооружений, площадок для игр детей и отдыха населения.
Согласно п. 14 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.08.2015 № 95 «На территории, прилегающей к жилому дому (группе жилых домов) должны быть оборудованы детские игровые площадки, площадки для занятий спортом, хозяйственно-бытовой деятельности, установлены скамейки для отдыха в соответствии с ТНПА».
Возможно ли выполнить все вышеуказанные требования в отношении элементов придомовой территории планируемого к строительству двух 16- этажных многоквартирных жилых домов на застроенной территории, а также соседних жилых домов №50Б и №54а по ул. Павловского?
3. Автомобильные стоянки и парковки
3.1. Размещение автомобильных стоянок и автомобильных парковок на территории жилой застройки
При размещении автомобильных стоянок и автомобильных парковок на территории жилой застройки следует учитывать требования Санитарных норм и правил «Требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 15.05.2014 № 35 (далее – СанПиН № 35).
Так, санитарный разрыв от автомобильных стоянок и автомобильных парковок до объектов различного назначения (фасады жилых домов и торцы с окнами; торцы жилых домов без окон; границы территорий учреждений дошкольного образования, общего школьного образования, площадки (зоны) отдыха, детские площадки и др.) следует принимать в соответствии с п.п. 17 и 18 СанПиН № 35.
Согласно п. 20 СанПиН № 35 «Выезд-въезд из автомобильных стоянок и автомобильных парковок, расположенных на территории жилой застройки, должны быть организованы на улично-дорожную сеть населенного пункта, исключая организацию движения автотранспорта по внутридворовым проездам…».
Соответственно, уже на этапе разработки детальных планов необходимо:
а) резервировать территорию для обеспечения жилых домов местами стоянки автотранспорта (парковки) нормативной вместимости (п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116) за пределами дворовых территорий, соблюдая при этом требования п. 11.6.8 и табл. 11.6 ТКП 45-3.01-116 по пешеходной доступности (максимальное расстояние от жилых домов до парковок),
либо
б) предусматривать отдельные проезды по дворовым территориям, используемые исключительно для выезда-въезда из автомобильных парковок, размещаемых на дворовой территории, что приводит к необходимости увеличения дворовых территорий и разрывов между жилыми домами.
Для подтверждения возможности одновременного выполнения требований п.п. 17, 18 и 20 СанПиН № 35, п.п. 11.6.1, 11.6.8 и табл. 11.6 ТКП 45-3.01-116 при размещении автомобильных парковок и стоянок (паркингов) на территории жилой застройки необходимо разработать в составе ПДП эскиз застройки и благоустройства территории в соответствии с п. 5 ст. 44 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности с обозначением на эскизе мест размещения жилых домов и основных элементов благоустройства придомовых территорий (проезды и парковки), а также автомобильных стоянок (паркингов).
При этом «эскиз застройки», который входит в состав ПДП и «эскиз застройки и благоустройства территории» – не одно и тоже.
3.2. Обеспеченность парковочными местами
Согласно изм. 4 ТКП 45-3.01-116-2008 при проектировании жилой застройки должно быть предусмотрено размещение автомобильных стоянок и автомобильных парковок для хранения 100% численности расчетного парка автомобилей, принадлежащих гражданам, но не менее одного машино-места на одну квартиру.
При этом «Требуемое для объекта количество парковочных мест, установленное расчетом, должно быть расположено в пределах участка, отведенного под застройку данного объекта» (п. 11.6.18 ТКП 45-3.01-116).
Кроме того, в соответствии с ПДП, жилые дома (№15, №18 по детальному плану) планируется построить на месте парковок по ул. Павловского у жилого дома №50Б и у дома №54а. Соответственно, в ПДП необходимо предусмотреть не только обеспечение новых домов нормативным количеством парковочных мест, но и перенос парковок, относящихся к домам №50Б и №54а
Где именно в соответствии с ПДП предусматривается размещение необходимых парковочных мест нормативной вместимости?
Предложенный вариант с устройством многоуровневого паркинга на 1200 машиноместа не решает проблему (см. изм. 4 ТКП 45-3.01-116-2008), в виду нешаговой доступности ко всем жилым домам.
4. Снос гаражного кооператива «Городок-Авто»
ПДП предусматривает размещение 9-этажного дома на месте существующего гаражного кооператива «Городок-Авто», расположенного по ул. Павловского у дома №42. Данный гаражный кооператив выполняет функцию гаража-стоянки согласно ТКП 45-3.02-25-2006 (Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей) на 92 машиноместа, территория обнесена железобетонным забором, ухожена, организован вывоз ТБО.
Какова целесообразность сноса гаражного кооператива «Городок-Авто»?
5. Обеспеченность населения объектами общественного социально-гарантированного обслуживания
5.1 Учреждения дошкольного образования
Согласно таблицы «Основные технико-экономические показатели Детального плана», на начало проектирования численность населения, проживающего в границах ПДП, составляет 2,5 тыс.чел, а к концу срока реализации ПДП оно увеличится до 2,8 тыс.чел. В соответствии с п.4 таблицы "Основные технико-экономические показатели Генерального плана г.Минска", обеспеченность учреждениями дошкольного образования составляет 47 мест/на 1 тыс.чел. Соответственно, для достижения среднегородской обеспеченности местами в детских садах, ПДП должен предусматривать увеличение со 118 (должно быть в настоящее время) до 132 мест.
В настоящее время по ул.Павловского функционирует УО «Детский сад №68», в котором размещаются 4 группы (1 ясельная и 3 садовые). Посещают детский сад 100 детей. Очередь на поступление в ясельную группу в 2017 году – 39 человек. Отсутствуют спортивный и музыкальный залы, кабинеты для узких специалистов, не оборудована спортивная площадка.
Соответствует ли предусмотренная в ПДП реконструкция детского сада основным технико-экономическим показателям Генерального плана г.Минска и реальной потребности в обеспеченности местами в учреждениях дошкольного образования?
5.2. Спортивные площадки
Согласно ч. 5 подп. 1.7 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры» (далее – Указ № 72) для районов (кварталов) жилой застройки объекты социальной инфраструктуры размещаются с учетом их основных технико-экономических параметров, установленных в градостроительной документации (в т.ч. и в Генеральном плане г. Минска) и в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.
Сеть социально гарантированных объектов обслуживания состоит из объектов повседневного, периодического и эпизодического обслуживания (п. 7.4.2 ТКП 45-3.01-116).
К социально гарантированным объектам обслуживания в сфере физкультуры и спорта отнесены «спортзалы, бассейны, спортивные площадки» (п. 2.1 гл. 9 Генерального плана г. Минска).
Обязательное Приложение Г «Основные технико-экономические показатели детального плана» к ТКП 45-3.01-284-2014 «Градостроительство. Градостроительный проект детального планирования. Состав и порядок разработки» относит к перечню основных технико-экономических показателей Детального плана показатель обеспеченности населения спортивными сооружениями (кв.м.; кв./1000 жит.), в т.ч. открытыми спортивными площадками (га; га/1000 жит.).
Таблица «Основные технико-экономические показатели Детального плана» не содержит показателя обеспеченности населения открытыми спортивными площадками. Предложенный проект не содержит упоминания о таких площадках.
Для физкультурно-оздоровительных занятий населения г. Минска в пределах жилых территорий следует принимать комплексные спортивные площадки из расчета от 0,05 до 0,10 га на 1000 жителей и 45 кв.м. площади пола помещений на 1000 жителей с радиусом доступности от 500 до 800 м. (п. 7.4.14 ТКП 45-3.01-116). Согласно разд. IV «Основные технико-экономические показатели генерального плана г. Минска» Генерального плана г.Минска обеспеченность населения спортплощадками определена на уровне 0,09 га/тыс.жит. – к 2020 г. и 0,1 га/тыс.жит. – к 2030 г.
Согласно таблицы «Основные технико-экономические показатели Детального плана» на начало проектирования численность населения, проживающего в границах ПДП, составляла 2,5 тыс.чел, а к концу срока реализации ПДП оно увеличится до 2,8 тыс.чел.
Соответственно, для проектного населения 2,8 тыс.чел. необходимо размещение на жилых территориях комплексных спортивных площадок из расчета 0,1х2,8= 0,28га и 45х2,8=126 кв.м. площади пола помещений.
Где на жилых территориях будут располагаться данные комплексные спортивные площадки?
6. Улично-дорожная сеть
Уплотнение застройки повлечет увеличение населения и работников, занятых в объектах и общественного назначения. В настоящее время по ул.Павловского проходит маршрут коммунального транспорта на полигон «Тростинецкий». Транспортная нагрузка на ул.Павловского возрастет также с началом реализации строительства на территории СЭЗ «Минск» (участок 3 «Радиан»). В соответствии с письмом Комитета архитектуры и градостроительства №14-1-1/06-252 от 19.04.2017, строительство новой дорожной сети на территории, прилегающей к микрорайону Сосны планируется осуществить после 2030 года. Это повысит значительно повысит опасность ДТП на ул. Павловского.
7. Инженерная инфраструктура
ПДП предусматривает снижение суммарной электронагрузки с 6,2МВт до 6,0МВт, а в первой очереди строительства до 5,0МВт, а также снижение суммарного теплопотребления с 8,0МВт до 6,8 МВт. За счет каких ресурсов предусмотрено данное снижение?
Инженерные сети на ул.Павловского проведены в 80-х годах и подвергались только текущему, а не капитальному ремонту.
Проведена ли инспекция инженерных сетей в связи с планируемым увеличением жилого фонда и, соответственно, нагрузки на них? Каковы ее результаты?
8. Озелененность территории
«Градостроительный проект детального планирования территории СЭЗ «Минск» (участок 3 «Радиан») предусматривал вырубку около 30 га леса рядом с микрорайоном Сосны. Озеленённость территории, затрагиваемой нынешним ПДП составляет 75%. Однако, в связи с тем, что Генеральный план г. Минска не регламентирует озелененность территории функциональных зон СП и ЛРсп, входящих в границы проектирования, проектная озелененность территории в границах детального плана в проекте не устанавливается. Но т.к. размещение проектируемого кемпинга и мемориального комплекса обязательно потребует вырубки лесного массива, считаем целесообразным рассчитать проектную озелененность территории и согласовать ее с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
9. Заброшенные здания по ул.Павловского и ул. Красина как альтернативные площадки под строительство.
Предложенный ПДП не учитывает наличие заброшенных строений по ул. Красина и ул. Павловского. Вместо того чтобы выполнить демонтаж данных построек и на их месте построить жилые дома, планируется сносить реально работающие объекты – парковки, гаражи-стоянки. Для строительства можно использовать также участок леса, ограниченный ДС с одной стороны и 40-м и 42-м домом с другой стороны.
Учитывая изложенное выше просим:
1. Дать ответы на вопросы, приведенные выше.
2. Принять во внимание п.6.1.2 ТКП 45-3.01-116-2008 при проектировке района и отдавать предпочтение строительству в микрорайоне домов средней этажности (5 этажей)
3. Предусмотреть в ПДП размещение парковок нормативной вместимости в шаговой доступности для проектируемых домов, а также сохранить существующие парковки возле домов №50Б и №54а.
4. Сохранить гаражный кооператив «Городок-Авто» или предусмотреть в ПДП перенос гаражей с компенсацией потерь собственникам.
5. Предусмотреть в ПДП реконструкцию детского сада с увеличением количества мест с учетом актуальной потребности.
6. Предусмотреть в ПДП оборудование открытой спортивной площадки на улице Павловского в шаговой доступности.
7. Провести проверку инженерных сетей в связи с планируемым увеличением жилого фонда и нагрузки на них.
8. Учитывая значительную площадь вырубки леса, согласовать ПДП с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь
9. Принять во внимание неоднократные заявлениями Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко о недопустимости уплотнения жилой застройки в пределах г.Минска.
10. Оценить целесообразность размещения кемпингов на 800 мест рядом с действующим полигоном ТБО и непосредственно на месте расстрела и захоронения 150 тысяч человек.