Моя собственная находка - понятие "форма музыкального движения". Почему такое странное сочетание "форма движения"? Потому что лучше и точнее не скажешь. Тут все просто и логично. Музыка есть процесс движения структурированных звуков во времени. Есть множество способов выстраивать звуки и оперировать их параметрами. Это называется техника музыкальной композиции и чуть более частный случай это стиль музыкальной композиции. Зачастую в музыке техника композиции и стиль означают одно и то же. Именно поэтому несложно проследить и повторить стиль не копируя точь в точь, но воспроизводя характерные формы движения.
На самом же деле форм движения в музыке огромное разнообразие.
И я все пытался понять, что же так отличает классическую гитарную школу от современного фингерстайла, который чаще всего есть перебирание пальцами переложений для гитары популярных песен. И почему, например, очевидно не классический Томми Эммануэль это все же не "современный фингерстайл", хотя все его туда записывают.
Во-первых, дело в разительном отличии уровня аранжировок, но это как бы очевидная вещь. А во-вторых, что куда менее очевидно, и первое время считывалось интуитивно, но теперь уже понятно - дело в умении оживлять музыку. Помимо генерального композиционного нотированного движения за хорошим исполнителем всегда слышны более самостоятельные второстепенные мини движения. Самое интересное, что эти движения и есть то главное, над чем годами бьются и что нарабатывают исполнители. У Томми это просто неотъемлемая черта. У него не бывает ни одной фразы без интонации.
Или вот пример "не фингерстайла". Послушайте это Либертаного ниже. Тут уже практически чистая классика. Но принципиальное отличие не в школах, а, как и в случае с Томми, в подходе к интонациям, фразировке, нюансам т.е. всему, что задаёт мини движения. Обратите внимание на правую руку обоих исполнителей. Тут есть моменты, когда аппликатура левой руки может не меняться, а правая в этот момент выбивает секвенцию или фразу, но не тупо выбивает, а меняя как интенсивность звукоизвлечения, так и постановку, смещаясь от розетки к подставке. И этим уже задаются две формы звукового мини движения: вверх по тембру и вверх по динамике. И подобные мини движения происходят постоянно и непрерывно, но всегда в контексте музыкальной фразы. Отсюда ощущение живой свободной игры. А иной раз даже не понятно, откуда это ощущение исходит, но оно либо есть, либо нет.
Фингерстайл в этом смысле, на сколько бы он не был технически сложен внешне, представлен более линейными, основными, легко читаемыми и, как ни странно, не столь выразительными формами движения: гармония, мелодия, ритм - три кита, которые легко вписать в продакшн. А по динамике и тембру все будет выдержано либо ровно, либо повторяемо-однообразно. Но не проблема разнообразить композицию супер техникой и фишками, тогда получается Марцин, как пример оголтелого фингерстайла, но какой смысл, получается выпендрежь, а музыки не получается, нет музыки в этой стирильности, хоть пальцами он умеет всё. Продакшн все убивает. Но так было не всегда. У Марцина великолепная классическая школа. И складывается ощущение, что он ее так и не понял и в итоге потерял.
Кроме форм мини движений есть ещё и движения занимающие целые части. Это уже будет задано нотами и будет работать на драматургию. Обратите внимание, как в этом же Либертаного после двух минут проседает динамика, а потом вновь открывается с ещё большей силой. Даже такие, казалось бы базовые средства выразительности, для фингерстайла редки, а для продакшна в принципе исключены.