Сaшa, это всё фигня... мне не привыкать
когда я только начинал заниматься джазовым журналом в конце 90-х, я ж начал и общаться с многочисленными разными причастными музыке людьми
и я сразу увидел, что в том обществе царит классицизм - больше всего ценится всё "правильное", предсказуемое, формализованное - и именно оно как раз больше и нравится массовой джазовой публике...
оказалось, что и в джазе "за что боролись" - за свободу формы, выражения, свободу от шаблонности - на то и напоролись... всё, что не вписывалось в рамки устоявшихся жанров и стилей, стало считаться "выпендрёжным"... а вся т.наз. "экспериментальность" свелась к формальным переливаниям из пустого в порожнее
но одновременно обнаружилось, что всё не так печально на деле - в мировой музыке существуют огромные пласты креативного искусства, которое наплевало на классицизм и развивается не по законам жанра, а по индивидуальным законам отдельного творца - и там-то и скрывается всё самое интересное
но в нашем джазовом сообществе эта новая музыка оказалась не принята - и во многом благодаря тому, что основой для восприятия музыки в массе осталась та самая старая совковая музыкальная традиция - и это проявилось в полной мере для меня в общении с теми, кто обучался музыке в наших музыкальных учреждениях - школах, училищах, консерватории - эти люди были непрошибаемы и смотрели на всех и вся (в том числе и на джаз) с позиции полного превосходства и непререкаемой единственной правильности академической школы...
примерно тогда же я прочитал в одной из статей А.Горохова (да, он уже тогда писал) строки об академизме...
В истории западноевропейской культуры практически все новые идеи очень быстро становились центром кристаллизации академической инициативы. Создавались не просто школы, а именно — академии, которые догматически, формально и с довольно унылым результатом натаскивали неофитов. Иными словами, движения духа моментально превращались в мертвечину классицизма. В XIX веке сложилась такая ситуация, что за пределами Академий художеств и Консерваторий никаких искусств уже и не осталось. Идея академии — в фундаментальном знании, которое может быть передано талантливому и ревностному ученику. Акцент тут ставится на фундаментальности, серьёзности и систематичности. Академия предоставляет исчерпывающее знание, то есть всё, что вообще возможно знать. То, чему не учат в академии, относится к сфере дилетантов, самоучек, недоучек, профанов. Они отличаются не столько неполнотой своего знания, сколько неспособностью занять правильную точку зрения. Ведь академия — это общественный институт, ответственный за формирование (по возможности в высокохудожественных образах) картины мироздания, более того, за формирование официальной картины мироздания. Недаром консерватории, симфонические оркестры и оперные театры являются делом государственной важности и национального престижа. Я бы даже сказал — метафизической важности и метафизического престижа.
Классицизм неразрывно связан с академизмом. Классицизм — это зримое торжество конформизма с законами мироздания, это формализм, воспринимаемый как прямое продолжение законов природы. Скажем, академическая живопись предполагает «правильное» изображение трёхмерных тел на плоскости — то есть знание законов освещения тел, законов перспективы, законов цветовой гармонии, законов анатомии, законов композиции. В век просвещения и позитивизма закон есть гарантия гармонии. Академическая гармония — это наибольшее приближение к гармонии сфер, а также символ гармонии классов и сословий.
Академизму противостоит прихоть, произвол, провокация, непоследовательность, несерьёзность, апелляция к частному, уникальному, необобщаемому. Как только появляется учение о гармонии, учение о ритмике, как только становится ясно, как творить художественный продукт — ставь галку: академизм, классицизм, консерватизм, толковый словарь, энциклопедия...
...Классицизм — это видимая реализация вневременных идеалов и истин. Классицизм — это монументальный и дидактический идеализм. Классицизм — это здоровье, это норма, это должное положение дел. Ему противостоит дилетантство, аутсайдерство, пародия, коллаж, карнавал и канкан, голые задницы и погромные настроения.
Шёнберг традиционно противопоставляется композиторам-неоклассицистам, но на самом деле это две различные стратегии спасения академизма. Неоклассицизм сохранял старую систему, несколько её расширяя — вот после «Весны священной» Стравинского вышло ритмическое послабление, вот стало можно и диссонансы использовать (но, разумеется, только к месту)...
но вот он писал это об академизме старом, европейском.... а я видел его воочию - причём в десятикратно усугублённом и извращённом виде, к тому же с "забитым в крышку гроба искусства" выражением "искусство принадлежит народу", которое никуда не делось к тому времени...
и один умный опытный джазовый (новоджазовый, не боящийся никаких экспериментов, пришедший в джаз, полностью порвав с классикой) музыкант - не стану приводить его имя, его знают, он еще жив - в интервью сказал мне: "если хочешь жить спокойно, никогда не спорь на узкомузыкальные темы с профессионалами-классиками... они тебя всё равно не услышат... ты не окончил консерваторию - ты для них никто... в их представлении человек, который не может читать ноты и не может услышать ноты аккорда, не говоря о произведении - не может понимать музыку вообще.... консерватория вбивает в музыканта чувство абсолютного превосходства над остальными"
исключения однако случаются...
так что "правда искусства" у каждого своя - и это я отлично понимаю и принимаю... на здоровье
но беда в том, что в нашем обществе все стараются свою "правду искусства" превратить в "последнюю истину искусства" - и у каждого это выражается по-своему... а в зарубежной критической литературе и в общении с западными людьми царит наоборот полная политкорректность и полное принятие вообще всего - к чему тоже привыкнуть невозможно
так что остаётся читать и перечитывать Горохова, Гульда, воспоминания Вл.Тарасова, прекрасну. книжечку Марио Корти "Дрейф" (кстати, рекомендую)... и на худой конец Алекса Росса (ну и с удовольствием возвращаться например к старым выпускам альманаха Забриски Rider)... общаться с оставшимися здесь (в Минске) редкими единомышленниками и лелеять мечту о возвращении музыкального сообщества конца 80-х - но оно не вернётся, увы
Добавлено спустя 13 минут 59 секунд
.........
..........
Migr:
Ну так расскажите нам как космические корабли бороздят мобильность материи помогла победить деструктивное вот тут
Здесь в помощь графический разбор без эмоций, ну как вы любите
графический "разбор" полезен при ОПИСАНИИ этой музыки... но чтобы её слушать и получать впечатление, описание в общем-то не требуется... это музыковеды и композиторы пускай в своих трудах всё "раскладывают" для своих коллег и для музыкантов, разумеется
но вообще в описании всё сказано точно.... а я слышу просто как начальное драматическое обращение (это же Ода), не разрешившееся, а "повисшее в воздухе", и постепенно затем начавшее сходить на нет - то ли от усталости, то ли от безнадёжности (скорее второе)... но с финальными звуками гонга вдруг оставляющее луч надежды...
прекрасная вещь! исключительной выразительности и силы воздействия... и очень точно рещённое во времени - ничего лишнего, ноль затянутостей, концентрация музыки предельная
спасибо!
послушал один раз целиком и потом еще местами повторил