Конечно! Джаз - это интеллект. Джазовый музыкант, как мне кажется, гораздо быстрее овладеет другими стилями и элементами других направлений, чем какой-либо другой. Потому что все идет от головы! Джаз развивает настолько, что любой другой стиль ложится легко. Такие современные сложные направления в музыке, которые приближаются к симфонизму в духе Стравинского, Хиндемита для джазового музыканта не представляют трудности в освоении. Поскольку логика джаза близка и классике, и авангарду..
Любая сложность музыки отсекает значительную часть публики и делает эту музыку элитарной. Джаз в этом преуспел как ни одно другое направление. Как ты относишься к коммерциализации джаза сегодня?
Коммерция в музыке - это плохо. А вот элитарность имеет смысл. Элитарную музыку делают люди, которые обладают большей музыкальной информацией, большей подготовкой. Их музыку тоже, соответственно, слушают те, кому интересно что-то новое для себя найти - то есть люди подготовленные. А для остальных - музыка попроще. Из этого следует вывод, что чем незамысловатее организован человек, чем проще его потребности, - тем более простое искусство он будет для себя искать.
Надо ли слушателю делать над собой усилие, чтобы понять или хотя бы попытаться понять элитарную музыку? Нужно ли человеку трудиться над собой в этом случае?
Прежде всего, такому человеку надо объяснить, что он слышит. Это я и делаю обычно, как педагог. Объясняю, почему это звучит так, а то - вот эдак И иллюстрирую музыкальными примерами. Еще очень хороший прием - дать возможность «зацепиться слухом» за знакомые «вешки», за то, что - понятно. А потом студенты уже и сами легко сочиняют похожее.
Наверное, главное в педагогике - научить ученика добывать новую информацию, воспринимать ее и обрабатывать. Остальное зависит от самого студента.
Совершенно верно. Основная задача - научить студента творческой работе, чтобы выйдя из нашего университета он уже мог самостоятельно продуцировать благодаря своим знаниям.