Давеча думал про степень сжатия мотора и октановое число бензинов. Если рассуждения неправильные поправьте.
Степень сжатия мотора определяет отношение обьема камеры сгорания в самой нижней точке хода поршня к обьему камеры сгорания в самой верхней точке хода поршня. Таким образом, если степень сжатия 11:0, при максимальной наполняемости камеры сгорания при сжатии смесь будет иметь давление около 10 атмосфер. Под это давление подбирается октановое число бензина, при таком давлении смесь не должна самовоспламенятся. Допустим, производитель определил 95-ый бензин. На 80-ом с большой вероятностью будет детонация = самовоспламенение. Но, если мотор работает не в предельных режимах, когда заслонка открыта совсем немного, в камеру сгорания в нижней точке хода поршня попадет меншье смеси, допустим 5 грамм вместо 10-ти и давление будет полатмосферы, тогда в верхней точке хода поршня давление будет чуть меньше 5-ти атмосфер. При таком давлении скорее всего и 80-ый бензин не будет самовоспламенятся.
Правильные ли я делаю выводы:
Даже на высокофорсированных моторах со степенью сжатия 12:1, рассчитанных на 98-ой бензин, можно ездить безболезненно на 80-ом, просто едя всегда в четверть педали, и через 200тыс. км. мотор будет как новенький.
Байка про то, что обьемные моторы (в частности американские) легко переваривают 80-ый бензин, обусловлена тем, что при таком моторе проще ехать в четверть педали и держаться в потоке, соответственно давление в камере не достигает величин, когда бы происходило самовоспламенение на 80-ом бензине.