Депутату Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
Соколу Алексею Николаевичу
ОБРАЩЕНИЕ
В настоящее время в водоохраной зоне Цнянского водохранилища, на ландшафтно-рекреационной зоне подтипа ЛР-2, на земельном участке в районе ул.Мирошниченко и ул.Воропаевская располагается законсервированный объект строительства – «Физкультурно-оздоровительный комплекс с теннисными кортами в районе ул.Мирошниченко-Воропаевская» (далее - Объект), заказчиком которого является ЗАО «ЭРИА». Разрешение на строительство Объекта выдано ЗАО «ЭРИА» решением Мингорисполкома № 562 от 03.03.2016.
Разрешение на строительство ФОКа выдано ЗАО «ЭРИА» решением Мингорисполкома № 562 от 03.03.2016. По архитектурному проекту ФОКа было выдано положительное заключение государственной экспертизы от 03.09.2015 №721-12/15.
Проводимые с апреля 2016 года подготовительные и строительные работы по возведению Объекта были начаты и велись в нарушение норм градостроительного законодательства.
Так, указанный земельный участок относится к территории, на которую Решением Мингорисполкома от 19.01.2006 №32 утвержден градостроительный проект детального планирования «Детальный план деревни Цна» (далее – ПДП).
При личном ознакомлении в администрации Советского района г.Минска с утвержденным ПДП заявителем было выявлено, что участок на котором было начато строительство Объекта не определен под застройку объектом «Физкультурно-оздоровительный комплекс с теннисными кортами в р-не ул. Мирошниченко–Воропаевская».
При этом в текстовой части ПДП указано, что: «На базе ландшафтно-рекреационной зоны 47ЛР-3 в границах проектирования (за исключением принятых участков усадебной застройки) формируется зона отдыха у воды городского значения (ЛР-2). На данной территории намечено следующее функциональное использование: зона массового отдыха - у воды, зона тихого отдыха - на острове, зона парка жилого района - со стороны многоквартирной застройки, СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ - В РАЙОНЕ УЛИЦ 3 ГОРОДСКОЕ КОЛЬЦО и КАРАСТОЯНОВОЙ. Детализация функционального использования и застройки ландшафтно-рекреационной территории будет определена проектом застройки парка».
Следует отметить, что район улиц 3-е городское кольцо и Карастояновой находится на значительном удалении от улиц Мирошниченко и Воропаевская, при этом строительство объектов общественного питания (которые входят в проект Объекта) не предусмотрено вовсе.
На момент выдачи Мингорисполкомом разрешения ЗАО «ЭРИА» на строительство Объекта и проведение подготовительных работ к строительству Объекта действовал утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 23.04.2003 № 165 (в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 26.05.2005 N 243, от 12.01.2007 N 23, от 05.05.2010 N 234, от 17.09.2013 N 435 ) Генеральный план г. Минска с прилегающими территориями, являющийся градостроительным проектом общего планирования.
Как было указано выше, градостроительный проект детального планирования «Детальный план деревни Цна» не предусматривает размещения в районе ул.Мирошниченко и ул.Воропаевская какого-либо объекта строительства
Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. N 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон об архитектурной деятельности) государственные органы, организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, обязаны соблюдать требования градостроительной документации, утвержденной в установленном порядке. Согласно п. 23 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 г. № 1476 (далее – Положение № 1476), градостроительные проекты после их утверждения становятся обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 51 Закона об архитектурной деятельности и абз. 3 п. 30 Положения № 1476:
- архитектурный проект объекта разрабатывается на основе утвержденных градостроительных проектов (в т.ч. Генерального плана г.Минска и ПДП), т.е. запрещено размещать объекты, которые отсутствуют в утвержденном ПДП и размещение которых противоречит требованиям регламентов Генерального плана г.Минска;
- строительный проект объекта разрабатывается на основе утвержденных градостроительного и архитектурного проектов (в т.ч. и архитектурных проектов застройки территории).
Согласно ответу Землеустроительной службы Мингорисполкома от 19.10.2016 №05-14/582 Главой Государства 24 июня 2014 года за №09/94П887 было согласовано предоставление ЗАО «ЭРИА» земельного участка по ул.Воропаевская-Мирошиченко для строительства объекта «Физкультурно-оздоровительный комплекс с теннисными кортами». Для чего было осуществлено изъятие земель лесохозяйственного назначения и перевод лесных земель из категории земель лесного фонда в категорию земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, а также часть земель в категорию земель населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов (что допускается п.2 и п.п.2.1 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 года № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков»).
Вместе с тем, выделенный ЗАО «ЭРИА» участок располагается на ландшафтно-рекреационной территории подтипа ЛР-2 Цнянского водохранилища и в связи с этим на данный участок распространяются все ограничения, установленные регламентами Генплана г.Минска (утв. Указом Президента Республики Беларусь 15.09.2016 №344).
С учетом ограничений, установленных регламентами Генплана г.Минска, размещение физкультурно-спортивных объектов в подзоне ЛР-2 ландшафтно-рекреационных территорий возможно, только если это будут объекты некапитального строительства. Запрет на размещение объектов капитального строительства в ландшафтно-рекреационных территориях предусмотрен в Примечаниях к табл.2.5.4. Регламентов Генплана: «Размещение всех видов капитального строительства на территории … сложившихся парков, лесопарков, водно-зеленых систем ИСКЛЮЧЕНО».
Вся обширная переписка с Мингорисполкомом и Комитетом архитектуры и строительства Мингорисполкома по поводу аннулирования выдачи разрешения на строительство ФОКа и несоответствия данного объекта Регламентам Генплана сводится к тому, что по данному ФОКу имеется Поручение Главы Государства №09/94П88724 от июня 2014 года которое все разрешает.
С вопросом «какую юридическую силу имеют решения и поручения в иерархии документов, изданных Президентом» было направлено обращение в Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. В ответе от 17.10.2016 №01-11/1204 сообщалось, что «Инструкцией по делопроизводству в Администрации Президента Республики Беларусь, утвержденной распоряжением Главы Администрации Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2006 года №75ра, также предусматривается подготовка протоколов поручений. По сути, протоколы поручений можно отнести к официальным распорядительным документам, обеспечивающим организацию управленческой деятельности». Таким образом, можно предположить, что в Поручении Главы Государства №09/94П88724 от июня 2014 содержится распоряжение «рассмотреть возможность», «выделить в рамках законодательства», либо что-то подобное.
Согласно ст. 22 Закона Республики Беларусь от 4 ноября 1998 г. № 196-З «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» (в редакции от 1 января 2015 г. № 232-З) в случае обнаружения нарушения законности депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе направить представление должностному лицу правоохранительных или контролирующих (надзорных) органов, других государственных органов, органов общественных объединений, иных организаций.
Должностные лица правоохранительных или контролирующих (надзорных) органов, других государственных органов, органов общественных объединений, иных организаций, которым направлено представление депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, принимают меры к устранению нарушения, а при необходимости – к привлечению виновных к ответственности с последующим информированием об этом депутата Палаты представителей, члена Совета Республики.
Согласно ст. 24 вышеуказанного Закона депутаты Палаты представителей ... изучают общественное мнение и при необходимости вносят предложения в соответствующие государственные органы, органы территориального общественного самоуправления и общественные объединения.
Статьями 16 и 18 указанного Закона предусматривается возможность депутату Палаты Представителей осуществить свои полномочия в форме запроса – внести на сессии Палаты представителей в письменной форме предложение дать официальное разъяснение или изложить позицию по интересующим их вопросам, отнесенным к компетенции государственных органов или должностных лиц, а также в форме обращения – изложенное в письменной форме предложение к должностным лицам государственных органов, органов общественных объединений, иных организаций о представлении информации и разъяснений по вопросам, относящимся к компетенции государственного органа, иной организации или должностного лица.
Согласно ст. 25 указанного выше Закона депутаты Палаты Представителей рассматривают полученные ими обращения граждан, принимают меры для их полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
Согласно ст.129 Избирательного кодекса Республики Беларусь от 11.02.2000 N 370-З (ред. от 04.06.2015) «депутат Палаты представителей … не оправдавший доверия избирателей, выразившегося в невыполнении предусмотренных законом депутатских обязанностей … может быть отозван избирателями…».
На основании вышеизложенного ПРОШУ:
1. В соответствии со ст. 16 Закона Республики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» направить запрос в Мингорисполком с предложением дать официальное разъяснение как в нарушение абз.5 п.2 ст.17 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» от 5 июля 2004 года решением Мингорисполкома № 562 от 03.03.2016 ЗАО «ЭРИА» было выдано разрешение на строительство ФОКа при не соответствии проектных решений ФОКа Регламентам Генерального плана г.Минска. Направить полученное разъяснение заявителям.
2. В соответствии со ст. 18 Закона Республики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» направить обращение в Мингорисполком о предоставлении информации, изложенной в поручении Главы Государства №09/94П88724 от 24 июня 2014. Направить полученный ответ заявителям.
3. В соответствии со ст. 16 Закона Республики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» направить запрос в Администрацию Президента Республики Беларусь с предложением дать официальные разъяснения:
a. допускает ли Поручение Главы Государства №09/94П88724 от 24 июня 2014 года несоблюдение Регламентов Генерального плана г.Минска при разработке проектной документацией Объекта, а также строительство Объекта при его отсутствии в утвержденном градостроительном проекте детального планирования на соответствующую территорию. Направить полученное разъяснение заявителям.
b. как должно быть реализовано Поручение Главы Государства №09/94П88724 от 24 июня 2014 года, разрешающее выделение ЗАО «ЭРИА» земельного участка в ландшафтно-рекреационной зоне Цнянского водохранилища и строительство на нем ФОКа с теннисными кортами, при наличии регламентов Генерального плана г.Минска, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь 15.09.2016 №344, запрещающих размещение объектов капитального строительства на этой территории. Направить полученное разъяснение заявителям.
4. Руководствуясь ст. 22 Закона Республики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» в случае обнаружения нарушения законности направить соответствующее представление должностному лицу правоохранительных или контролирующих (надзорных) органов, других государственных органов.
Приложения на ___ листах:
1. Копия ответа Землеустроительной службы Мингорисполкома от 19.10.2016 №05-14/582 (первая страница ответа).
2. Выдержка из Регламентов Генерального плана г.Минска - Перечень объектов и сооружений для размещения в ландшафтно-рекреационных зонах, а также видов хозяйственной деятельности в них (табл.2.5.4.).
3. Копия ответа Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь от 17.10.2016 №01-11/1204.
20.03.2017