Migr:
как тут правильно? Дай пять или На пять ??
в данном конкретном случае - ни то ни другое
"Take Five" это пьеса авторства Пола Дезмонда со знаменитого альбома квартета Дейва Брубека "Time Out" 1959 г., который состоял из композиций с самыми разными размерами, в отличие от традиционного 4/4 или 2/4 в джазе того времени.
тогда выражение "take five" имело жаргонное, слэнговое выражение "прервись ненадолго".... "сделай маленький перерыв", а размер композиции составлял пять четвертей, и барабанщик с пианистом, которые обозначали этот ритм, постоянно как бы слегка "прерывали" свою игру - там где и был этот нечётный пятый тэйк "раз-два--раз-два--РАЗ..." - в названии обыграна как раз такая ситуация
в советском переводе - а запись была выпущена и в совке - название перевели чисто в лоб по-музыкальному - "Пять четвертей"
там весь альбом был пронизан такими двусмысленностями - да само название альбома Time Out можно переводить несколькими способами и критики долго рассуждали что же оно в данном случае означает
В 1959 году вышел легендарный альбом «Time Out», название которого можно перевести и как «Время вышло», и как «Перерыв», и как, в контексте содержимого, «Вне времени». Весь материал этого альбома был авторским: шесть пьес написал Брубек, одну — Дезмонд. И почти все композиции были не просто в нестандартных, но в вызывающих размерах. Например, «Blue Rondo à la Turk» сыграна в размере 9/8, но в ней не только применяется балканское ритмическое разбиение 2+2+2+3 (вместо более привычного и естественного для европейско-американского уха 3+3+3), но и беззастенчиво используются старые добрые четыре четверти для соло саксофона и фортепиано. Упрощает ли это ситуацию или усложняет — трудно судить из XXI века, когда стараниями Брубека и его последователей неровные ритмы стали вполне привычным выразительным средством. В 1959-м и менеджеры лейблов, и критики, и слушатели могли только ломать над этим головы. Менеджеры сомневались, стоит ли выпускать альбом, критики писали негативные отзывы.
«Time Out», тем не менее, имел оглушительный успех и стал первым джазовым альбомом в истории, проданным в количестве более миллиона экземпляров. А написанная Полом Дезмондом «Take Five» — первым джазовым синглом, достигшим того же уровня продаж. Любопытно, что полностью сыгранная в размере 5/4 пьеса никогда не рассматривалась самими музыкантами как возможный хит. Дезмонд вообще говорил, что это «должно было быть просто соло для Джо Морелло». (с)
...
...
2407143:
кстати за 353-ю годовщину со дня рождения томазо альбинони.
2407143, а вы же наверняка в курсе следующего факта в цитате?
вообще-то большинство публики как-то уверено в том, что знаменитое "Адажио" - это музыка Альбинони
Томазо Альбинони, венецианский композитор эпохи барокко, современник Баха и Вивальди, на весь мир прославился произведением, которого … не сочинил.
«Адажио Альбинони» – одно из самых интересных произведений ХХ века. И не менее интересная мистификация. Итальянский музыковед и композитор, исследователь творчества Альбинони Ремо Джадзотто, опубликовав произведение, утверждал, что это музыкальная реконструкция, основанная на фрагментах партитур композитора барокко Альбинони. Так в 1958 году появилось на свет одно из самых исполняемых в мире произведений – Адажио соль минор для струнных и органа. Для простоты стали называть его “Адажио Альбинони”. Сегодня это произведение известно всем именно под авторством Томазо, что является неправдой, так как стилистически она не имеет ничего общего с музыкой барокко. Напротив, она очень в духе эстрады ХХ века. На самом деле убедиться в том, что к Альбинони и его музыкальному стилю это произведение не имеет никакого отношения достаточно просто – нужно послушать любые произведения композиторов барокко (Баха, Скарлатти, Локателли и др). Тем не менее, это одно из самых исполняемых, и не будем лукавить, красивых мелодий неоклассической музыки.
Сам Ремо Джадзотто никогда, собственно, и не утверждал, что произведение принадлежит Альбинони – лишь то, что его “Адажио” – реконструкция на основании найденных фрагментов, общей продолжительностью всего-то шесть(!) тактов.
Да и первоначальное название произведения звучало так: “Ремо Джадзотто. Адажио соль минор для струнных и органа на основе двух фрагментов темы и цифрованного баса Томазо Альбинони”.
И вот, в 1998 году Ремо Джадзотто ушел из жизни. Тут начинается самое интересное: тщательно изучив его архив, коллеги с изумлением обнаружили, что заветных 6 тактов манускрипта Альбинони в его бумагах не оказалось. Более того, выяснилось, что Джадзотто и при жизни никому и никогда не показывал того фрагмента Адажио. Ни малейшего намека на то, что драгоценная рукопись вообще когда-либо существовала, не нашлось и в чудом уцелевших каталогах Дрезденской библиотеки. Да и вообще пьеса эта стилистически сильно отличается от произведений барокко вообще и Альбинони в частности.
Профессор истории музыки Ремо Джадзотто (1910 — 1998 гг.) унес с собой в могилу тайну создания произведения композитора, перед которым преклонялся. Зато сколько исполнителей потом записало эту мелодию, не счесть! (с)