Сaшa:
Сами по себе эмоции это довольно слабый инструмент в длительной перспективе взаимодействия с музыкой. Так, дети двух-трёх лет уже способны реагировать на включение музыки, способны проявлять эмоции и выражать желание ещё раз услышать музыку. В пять лет они уже способны запоминать, хорошо различать, воспроизводить музыку. Уже на этом этапе взаимодействие с музыкой образует не сопоставимо более сложную систему, чем эмоциональная реакция. Что уж говорить о взрослом человеке, имеющем огромный опыт, способность к направленному вниманию, рефлексии. Эмоции для него это только маленькая составная часть акта слушания.
это вы говорите то, как оно ДОЛЖНО быть
но так не есть
ещё со школы детям вбивается в голову такая хрень, что искусство якобы должно восприниматься только эмоциями
и везде... почти везде и всегда звучит эта дежурная навязшая в зубах пушкинская метафора о "поверил алгеброй гармонию", которой поэт хотел уязвить подход Сальери, но на деле просто показал своё непонимание самого принципа композиторства
помните этот фрагмент?
Ремесло
Поставил я подножием искусству:
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты.
а ведь "поверить алгеброй гармонию" может любой серьёзно образованный композитор - и он это постоянно делает!
а уж музыковеды и преподаватели - они вообще только этим и занимаются!
просто этот процесс - "поверка алгеброй гармонии" - имеет отношение только к определенным музыкальным правилам и "законам"... и не имеет отношения к содержательности и выразительности
ведь при этом Сальери сам прекрасно понимает гениальность Моцарта и неповторимую красоту его музыки - просто технический анализ не помогает ему добиться того же
Сальери понимает, что именно в музыке Моцарта так воздействует на слушателя, но не знает, как это формализовать... а это и невозможно формализовать... но выделить это анализом в готовой музыке вполне можно
Сaшa:
В подростковом возрасте я испытывал прям очень сильные переживания, например, слушая Love Thieves или Usless у DM. Настоящее волнение и ком в горле бывали, не говоря уже о мурашках (полимоторный рефлекс). Их, кстати, я могу контролировать и даже запросто по желанию вызывать и сейчас, причем практически на любом материале, хоть на попсе, достаточно направить свое внимание на динамические, тембровые или другие контрасты, предопределяя развитие аранжировки. Так вот, по настоящему ничего подобного давно не происходит, никакого волнения или мурашек. И те песни уже не работают. Восприятия изменилось, это просто факт.
да, всё так
сознание ПОМНИТ те самые свои эмоции, но не может их воспроизвести "как тогда", даже если специально "направить свое внимание на динамические, тембровые или другие контрасты" и "выкрутить регулятор эмоций" до предела
это как раз и подтверждает, что эмоции - не главное, потому что всё остальное, что подключается к восприятию... что "отключить" невозможно (как вы отключите сознательный опыт) не даёт эмоциям "однозначное управление"
ну и рефлексия определяет, что взрослые, созревшие эмоции уже переросли своё детское состояние и вернуться туда - невозможно... тебя там уже нет
а если вы воспринимаете одну и ту же музыку в 18 лет, в 30 лет и в 45 лет одинаково - значит вы эмоционально так и не "вышли" из подростка, а применять рефлексию к музыке не научились
Сaшa:
Однако интерес к музыке, как у того чела с радио, не угас. А в последнее время наоборот усилился. Ключевую роль конечно играет новизна музыки, принципиально иные ее качества и содержание, которые я могу обнаруживать в процессе слушания. Тут есть как бы взаимное влияние и взаимная связь между запросом и музыкальным материалом, одно формирует другое. Под музыкальным материалом правильно будет подразумевать не только звучащую непосредственно в момент акта слушания музыку, но и все доступные для рефлексии аспекты связанные с музыкой, как история, философия, социология, собственные переживания, память, опыт и т.д. и т.п. В любом случае восприятие музыки все время меняется по причине собственной воли, случая, рефлексии. Невозможно обнаружить в предмете внимания то, чего нет в самом тебе, а вот застрять на одном месте и потерять интерес, это можно.
если "чел с радио" действительно потерял интерес к музыке, это значит, что его эмоциональный канал восприятия исчерпался от перегрузки, а другие каналы не выработались...
эмоции могут выгорать со временем, а рефлексия - нет!
однако эмоции не требуют "тренировки" и работы над ними, а рефлексия - требует...
Сaшa:
Музицирование (сочинение, слушание, исполнение) непостижимая до конца штука, как и само сознание. Эмоции это слишком поверхностное и совсем не точное объяснение причины слушания музыки. Иначе у человека с двух лет в этом смысле не было бы никакого развития, равно как развития и многообразия самой музыки.
здесь ключевое слово с новизной для публики - "слушание"
да, акт осознанного слушания музыки является таким же творческим процессом, как и акт сочинительства, и исполнения
и точно так же требует много чего другого кроме эмоций
Сaшa:
Вот такая переработка BWV855a
интересная переработка
эмбиентная
такое с Бахом редко делают... всё же музыка барокко слишком конкретная и полифоническая - там бОльшая часть интереса в полифонии
я часто слышал от музыкантов такое мнение, что именно изучать его музыку было и сложно и скучно - непривычна для современного уха, привыкшего к ясной чистой мелодике эта тонкая полифоническая вязь, где мелодичности легко затеряться
даже Сильвестров в интервью говорил, что в учении Бах был ему скучноват, и "въехал" он в него позже