Migr:
Меня больше всего поражает как железяка (синтезатор "АНС" ) объединил, а по сути создал, столько талантов: Шнитке, Губайдулина, Артемьев, а многих я и не запомнил
объединить железяка объединила... но ненадолго, увы
и если уж и "создала", то только Артемьева... которому до гения (как Шнитке) как до... ну ладно
...В 1967 году Мурзин основал экспериментальную студию электронной музыки, знаменитые композиторы создавали произведения при помощи АНС. Среди них Альфред Шнитке, Станислав Крейчи, София Губайдулина, Петр Мещанинов и Эдуард Артемьев. Синтезатор использовали в написании саундтрека к «Солярису» (1972) Андрея Тарковского. Его звучание отвечало культурным запросам того времени. Слушателям и зрителям хотелось слышать больше футуристичной музыки, отображающей космос, в связи с открытиями и исследованиями 60-х. В 1968 году Евгений Александрович представил свое детище всему миру на промышленной выставке в Генуе.
Единственный в мире АНС с 2008 года хранится в Российском национальном музее музыки и до сих пор работает. К сожалению, сохранилось очень мало произведений, которые были написаны для этого исторического синтезатора...
Губайдулина, Шнитке и Денисов сделали для АНС по одному сочинению, которые вышли на пластинке «Музыкальное приношение», и после этого отошли от электронной музыки. По разным причинам.
София Губайдулина сделала замечательное сочинение «Vivente — non vivente», т.е. «Живое — неживое». Потом сказала, что АНС — это не ее инструмент, потому что неживая сущность его превалирует. Наверное, ее не устроил искусственный звук. Примерно той же позиции придерживался Альфред Шнитке, который говорил, что АНС — это монстр, забирающий у него энергию, чьи возможности неисчерпаемы — в них можно потеряться. Эдисон Денисов отнесся к АНС как к орнаментальному инструменту — он написал сочинение «Пение птиц». Знаменитый звукорежиссер «Мелодии» Вепринцев был большой любитель природы, собирал от Калининграда до Владивостока записи пения птиц — у него была колоссальная коллекция, чудно записанная. Вдохновленный этой коллекцией, Эдисон написал музыку для АНС и препарированного рояля, которая где-то совпадала по образу с птичьим пением, — изысканную, импрессионистскую, совершенно французскую. Еще Соня (Губайдулина. — Ред.) написала на АНС звуковую дорожку к многосерийному мультфильму «Маугли» — серьезная работа, совершенно виртуозная. <...>» (Э. Артемьев, из интервью).
Альфред Шнитке (в 1969-м записал на АНСе пьесу «Электронный поток»): «Это мое единственное электронное произведение, если не считать отдельные опыты в киномузыке. Запись его происходила в Музее Скрябина... Я работал с АНСом долго, практически больше года и чуть ли не ежедневно, но сочинил только одно это произведение».
и это совершенно логично и предсказуемо... инструмент был именно "орнаментальный", по точному выражению Денисова... звуковых выразительных возможностей у него было немного, а устройство монструозное при этом... причем клавиатуры у него нет - это по сути "первобытный MIDI-секвенсор"...
разумеется, использовать его можно было при сочинении разной музыки как составную часть оркестра... но уж очень замороченно
обычный терменвокс справлялся с этой задачей в оркестровом применении гораздо лучше...
а уж с появлением полноценных синтезаторов начиная с moog'а перспектив у АНСа не могло остаться кроме как у экзотики
кстати терменвокс применяется как достаточно полноценный инструмент в самой разной жанрово музыке до сих пор... и не сказать чтобы так уж редко