Гражданское задержание рб
Вот, например, что говорит Уголовный кодекс Республики Беларусь (выдержки из гл.6).
Каждый гражданин имеет право на защиту от общественно опасного посягательства. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.
Не является преступлением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого лица, интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны (явное для обороняющегося лица несоответствие защиты характеру и опасности посягательства, когда посягающему без необходимости умышленно причиняется смерть или тяжкое телесное повреждение).
Право на задержание лица, совершившего преступное деяние, наряду со специально уполномоченными лицами имеют также потерпевшие и другие граждане.
Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для передачи органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, когда оно пытается или может скрыться от следствия и суда, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер (явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного лишения жизни либо причинения тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения).
Если лицо вследствие заблуждения считало, что находится в состоянии необходимой обороны или осуществляет задержание лица, совершившего преступление, но по обстоятельствам дела не должно было или не могло сознавать отсутствие обстоятельств, исключающих преступность деяния, его действия оцениваются соответственно по правилам необходимой обороны и задержания лица, совершившего преступление.
Если в сложившейся обстановке лицо должно было и могло предвидеть отсутствие обстоятельств, исключающих преступность деяния, оно подлежит ответственности за причинение вреда по неосторожности.
Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь также дублирует эти нормы (ст. 5.2):
Не является административным правонарушением причинение вреда физическому лицу, совершившему преступление или административное правонарушение, при его задержании для передачи уполномоченным государственным органам и пресечения возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда оно пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, суда или органа, ведущего административный процесс, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным.
Если кратко обобщить подход законодательства, то мы получим следуюшее:
1) Право защищаться, защищать других, защищать интересы государства – есть у всех граждан.
2) Если правонарушитель нападает или пытается скрыться при задержании и гражданин, препятствуя нападению или попытке скрыться, причиненяет вред правонарушителю в рамках защиты – это не будет считаться преступлением. Главное, чтобы меры защиты были адекватны.
3) Если меры защиты или задержания все же превышены, то уголовная ответственность для гражданина наступает только при убийстве правонарушителя или причинении ему тяжких и менее тяжких телесных повреждений.
4) Если гражданин добросовестно заблуждался (например, думал, что осуществляет задержание преступника-вора или хулигана, а по итогам рассмотрения было установлено, что воровство или хулиганство «тянет» только на административное правонарушение), то все равно его действия надо оценивать по вышеназванным правилам.
Надо сказать, что такой подход был еще при СССР. В п. 16 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. "Об усилении ответственности за хулиганство" сказано: «Действия граждан, направленные на пресечение преступных посягательств и задержание преступника, являются правомерными и не влекут уголовной или иной ответственности, даже если этими действиями вынужденно был причинен вред преступнику».
Другими словами, Закон говорит, что самозащита или задержание правонарушителя является законным, правомерным, социально полезным поведением, ответственной гражданской позицией, помогающей государству исполнять функцию по обеспечению правопорядка и борьбе с правонарушениями.