Сaшa, так это давно уже известная тема - программная инструментальная музыка... еще пожалуй с "Времен года" Вивальди - он ведь сам делал и публиковал фактически литературную программу к своему циклу концертов в виде четырех сонетов
да и потом это было весьма популярное занятие у композиторов - писать "приложения" к своей музыке, что вовсе не означает, что хотя бы большинство слушателей читали эти программы...
ну да - четыре сезона - это понятно из названия... но там ведь в стихах всё описано достаточно буквально... что должен якобы слышать зритель в этой музыке... вот проверьте себя - слышите вы в части "Лето" следующее:
...Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.
От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.
да, все верно, так и напрашивается идея о том, что все эти "смех дьявола в аккордах" или символ креста в определенных четырех нотах - это действительно такой "смысл для музыкантов, которые в теме"
в таком случае в чём же конкретный смысл музыкальных произведений?
а он разный и многоступенчатый
- у песен и опер - сформулированный словами смысл, "одетый" в музыкальные добавочные переживания
- у танцевальной, киношной, парадной, и прочей "прикладной" музыки соответственно и смысл прикладной, обозначенный тематикой её непосредственного приложения
- у всякой целенаправленно программной музыки - смысл, сформулированный по крайней мере названием-темой, но это означает только искусственное направление ассоциаций в соответствующее русло (если слушателю вообще есть до этого дело)
- у абстрактной инструментальной музыки смысл тот, какой из неё извлечет культурный багаж и опыт слушателя... то есть аналог абстрактной или концептуальной живописи (глубина музыки проявится только для слушателя, у которого есть достаточная глубина ассоциативных культурных связей.... )