Нефтегазовые доходы российского бюджета вышли слабыми, несмотря на сжатие спрэда между Brent и Urals и слабый рубль.
Средняя цена нефти марки Urals с января по май составила 51.5 долл за баррель, что в 1.62 раза ниже 2022. Спрэд между Brent и Urals в январе-марте был в среднем 40%, а в апреле-мае снизился до 30%. В мае цена Urals была 53.3 при средней цене Brent в 75.7 долл за баррель.
По новой схеме Минфина расчетная цена Brent, образующую налогооблагаемую базу, не может быть ниже 31 долл от средней цены Brent в мае, ниже 28 долл в июне и 25 долл в июле. Пока дифференциал в 22 долл, что никак не спасло бюджет.
В мае доходы бюджета составили всего лишь 570 млрд (минус 36% г/г) и это еще с дополнительным взносом от Газпрома в 50 млрд руб по НДПИ.
Полный коллапс сборов по экспортной пошлине, которые составили мизерные 66 млрд руб или 830 млн по среднему курсу по сравнению с 4 млрд долл в мае 2022 и 2 млрд в мае 2021 (тогда Urals был по 65 долл).
Экспортная пошлина в 2023 может быть даже ниже, чем в 2020, когда она составляла в среднем 94 млрд руб, а сейчас почти на 30% меньше за первые пять месяцев 2023. В 2022 в среднем 208 млрд руб или 3 млрд долл в месяц, в 2023 пока выходит 900 млн долл.
Частично компенсируют разрыв через НДПИ, сборы по которому составили 2.94 трлн руб в сумме за январь-май 2023, что на 39% ниже 2022, но на 21% выше 2021.
Совокупные нефтегазовые доходы за январь-май составили 2.85 трлн руб. Для сравнения, в 2022 – 5.66 трлн, в 2021 – 3.13 трлн, в 2020 – 2.43 трлн, в 2019 – 3.42 трлн, в 2018 – 3.13 трлн, в 10 лет назад в 2013 – 2.61 трлн.
Учитывая почти вдвое возросшие цены с 2013, реальные нефтегазовые доходы почти на 40% ниже, чем в 2013 и стремятся к минимумам 2016 и 2020.
Нефтегазовые доходы в долларовом выражении на уровне января-февраля 2021, когда Urals был 45 баксов и не так далеко от минимума января 2023, т.е. собираемость не улучшается.