Приложение 1: Замечания по Концепции.
1. Проект детального планирования.
Застройка населенных пунктов осуществляется в соответствии с ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки».
Так, согласно п. 4.1.1 ТКП 45-3.01-116 «…застройку населенных пунктов следует осуществлять на основе проектов детального градостроительного планирования». Согласно п. 4.1.7 ТКП 45-3.01-116 «Застройка поселений осуществляется на основе градостроительной документации детального планирования конкретных структурно-планировочных элементов – район, микрорайон, квартал, градостроительный комплекс – территорий предполагаемой инвестиционной деятельности».
В соответствии с п. 4 ст. 44 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности) в градостроительной документации детального планирования (детальный план) определяются:
- красные линии и линии регулирования застройки;
- территориальные зоны по преимущественному функциональному использованию;
- размещение объектов общего пользования, социально-культурного назначения и коммунально-бытового обслуживания;
- градостроительные требования к застройке территорий;
- параметры транспортных сооружений, улиц, проездов, пешеходных зон, магистральных сооружений и коммуникаций связи, инженерного оборудования, благоустройства территорий.
Согласно ТКП 45-3.01-284-2014 «Градостроительство. Градостроительный проект детального планирования. Состав и порядок разработки» в ПДП осуществляется расчет: параметров градостроительного освоения территории; баланс застроенной и озелененной территории; плотности жилого фонда и численности проектного населения; необходимой мощности (вместимости) объектов общественного социально-гарантированного обслуживания для обеспечения ими проектного населения и определяются места их размещения; обеспеченности объектов строительства местами хранения и стоянки автотранспорта; экологическая оценка окружающей среды и мероприятия по защите населения от вредного воздействия; озелененности территории и обеспеченности проектного населения озелененными территориями; необходимых (резервных) мощностей электро-, газо-, водоснабжения и бытовой канализации для строительства предусмотренных в ПДП объектов.
В ПДП также определяется доля территорий, занимаемых жилой застройкой, участками учреждений воспитания и образования, предприятиями общественного обслуживания, озелененными территориями, автостоянками и парковками автотранспортных средств в зависимости от принятой в ПДП плотности жилищного фонда, размещения объектов социально-гарантированного обслуживания и других факторов.
Согласно п. 6.2.1 ТКП 45-3.01-116 «Потребность в строительстве жилых домов различных типов должна определяться на основе планов социально-экономического развития населенных пунктов, а также дополнительных исследований, включающих: анализ фактических и прогнозируемых показателей развития жилищного и общественного фондов, семейного состава населения (с учетом одиноко проживающих граждан с ограниченными физическими возможностями и семей, в которых они проживают), среднего уровня доходов населения, существующей и перспективной жилищной обеспеченности населения с учетом социальной нормы общей площади жилья (кв.м./чел.)». Данный анализ осуществляется в ПДП. В ПДП также определяются требования к благоустройству территории.
Между тем, утвержденный в установленном порядке ПДП на территорию, где размещается испрашиваемый под застройку земельный участок, отсутствует. Таким образом, представленный на общественное обсуждение «проект» предусматривает «точечную застройку», т.е. строительство объекта без разработки градостроительной документации детального планирования (ПДП) для данной территории. Соответственно, расчеты выполнения нормативов (параметры градостроительного освоения территории, обеспеченность объектами общественного социально-гарантированного обслуживания, балансы застроенной и озелененной территории, обеспеченность местами стоянки и хранения автотранспорта и др.) и проверка данных расчетов органами и организациями, уполномоченными выдавать государственные экспертные заключения по «проекту», отсутствует.
Согласно п. 1 ст. 11 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности должно обеспечиваться формирование полноценной и эстетически выразительной среды обитания путем соблюдения следующих особых требований к планировке и застройке населенных пунктов: «строительства учреждений культуры, спортивных сооружений и других объектов социально-культурного назначения при формировании застройки населенных пунктов и их территориальных зон с учетом интересов социально-демографических и профессиональных групп населения».
В главе 1 Основных направлений государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2016-2020 годы, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 05.09.2016 № 334, сказано: «Градостроительная политика позволит решить имеющиеся градостроительные проблемы и эффективно регулировать вопросы комплексного развития среды жизнедеятельности населения и обеспечения экологической безопасности населенных пунктов». Комплексное развитие среды жизнедеятельности населения (в т.ч. комплексная застройка жилых территорий) возможно только при застройке жилых территорий в соответствии с разработанным и утвержденным ПДП, а не путем «точечной застройки» без разработки ПДП и без обеспечения перспективного населения общественными социально-гарантированными объектами и дополнительными мощностями сетей.
Таким образом, необходимо разработать ПДП на данную территорию, утвердить его в установленном порядке и лишь затем проектировать объекты, которые будут предусмотрены к размещению в ПДП.
2. Обеспеченность населения объектами общественного социально-гарантированного обслуживания
Согласно ч. 5 подп. 1.7 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры» (далее – Указ № 72) для районов (кварталов) жилой за-стройки объекты социальной инфраструктуры размещаются с учетом их основных тех-нико-экономических параметров, установленных в градостроительной документации и в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов. Сеть социально гарантированных объектов обслуживания состоит из объектов повседневного, периодического и эпизодического обслуживания (п. 7.4.2 ТКП 45-3.01-116).
Концепция предусматривает строительство двух жилых домов по 224 квартиры в каждом, что приведет к увеличению численности населения и снижению обеспеченности населения близлежащего микрорайона «Солнечный» объектами общественного социально-гарантированного обслуживания.
2.1.Детские дошкольные учреждения.
Согласно ст. 8 Закона Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» государственными минимальными социальными стандартами в области образования являются нормы и нормативы обеспеченности населения бесплат-ными и общедоступными социальными услугами, наполняемости групп в государственных учреждениях образования при реализации образовательных программ.
Наполняемость групп в детских дошкольных учреждениях не должна превышать показателей, установленных в п.п. 8-10 ст. 147 Кодекса Республики Беларусь об образовании. Требования к наполняемости групп также содержатся в Приложении 1 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 8 от 25 января 2013 г. Обеспеченность учреждениями и предприятиями социально-гарантированного обслуживания регламентирует п. 7.4 ТКП 45-3.01-116. Согласно п. 7.4.5 ТКП 45-3.01-116 в городских поселениях радиус обслуживания детских дошкольных учреждений и начальных школ или классов следует принимать до 500 м.
По информации полученной от Могилевского городского исполнительного комитета (Приложение 4) в детских дошкольных учреждений находящихся на расстоянии 500 м от планируемого места возведения новых жилых домов обучается 775 детей. Фактическое количество мест в данных детских дошкольных учреждениях 650. Следовательно детские дошкольные учреждения вблизи планируемого места возведения новых жилых домов в настоящий момент перегружены на 125 воспитанников.
Таблица "Основные технико-экономические показатели Генерального плана" г. Могилева предусматривает обеспечение населения детскими дошкольными учреждениями: 50 мест на 1000 человек до 2020 г и 50 мест на 1000 человек до 2025 г.
В близлежащем микрорайоне «Солнечный» согласно утвержденного ПДП предусмотрен один детский сад вместимостью 75 мест. Вместимости данного детского сада едва хватит для детского населения микрорайоне «Солнечный» микрорайона 50*1,479=75мест. Представленная на общественное обсуждение информация и вместимости детского сада в 140 мест является ложью.
Не стоит ли руководству Могилевского горисполкома задуматься о разгрузке существующих детских дошкольных учреждений вблизи микрорайона «Солнечный» путем законного увеличения количества мест в детском саду через корректировку ПДП микрорайона «Солнечный»?
2.2 Поликлиники.
Согласно п. 7.4.7;7.4.8;7.4.11 раздела 7 ТКП 45-3.01-116 Учреждения здравоохранения и социального обеспечения, находящиеся в государственной собственности, являются основным видом социально-гарантированного обслуживания, обеспечивающим реализацию прав граждан на бесплатную медицинскую помощь. Размещение учрежде-ний здравоохранения в поселениях следует выполнять с учетом значимости учреждений (межселенные общегородские, городских районов, местные), возможности организации специализированных цент¬ров, наличия транспортных связей.
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений следует определять исходя из числа посещений в смену на 1000 чел., для:
…
— областных центров — 27.
Радиус обслуживания населения учреждениями здравоохранения, размещаемыми в жилой застройке, следует принимать не более, м, для:
— амбулаторно-поликлинических учреждений — 1000.
Жителями микрорайона «Солнечный» был направлен запрос в УЗ «Могилевская центральная поликлиника» о мощности амбулаторно-поликлинических учреждений обслуживающих наш микрорайон (Приложение 3). Согласно полученного ответа взрос-лому населению нашего микрорайона оказывает медицинскую помощь Филиал №5 УЗ «Могилевская поликлиника №8», пр-т. Витебский, 42 (расстояние от нашего микрорайона 2300м) и кабинет амбулаторного приема ул. Мовчанского, 45 (расстояние от нашего микрорайона 650 м).
Проектная мощность 350+25=375 посещений в смену, утвержденная численность закрепленного населения 41000 чел. Определяем мощность 375/41=9,1 посещений на 1000 человек, при нормативе 27!
Согласно полученного ответа детскому населению нашего микрорайона оказывает медицинскую помощь филиал №2 УЗ «Могилевская детская поликлиника», пр-т. Витебский, 8 (расстояние от нашего микрорайона 2000м). Проектная мощность 65 посещений в смену, утвержденная численность закрепленного населения 10800 детей. Определяем мощность 65/10,8=6 посещений на 1000 человек, при нормативе 27!
Ни взрослая, ни детская поликлиники не соответствуют требованиям пункта 7.4.11 ТКП-116 по радиусу обслуживания как для населения микрорайона «Солнечный» так и для будущего населения объектов Концепции.
Из приведенных выше расчетов очевидно, что уже существующая ситуация с обеспечением нашего микрорайона медицинской помощью КАТАСТРОФИЧНА!!!
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания. Право гра-ждан Республики Беларусь на охрану здоровья обеспечивается также развитием физии-ческой культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда. (статья 45 Конституции РБ).
Таблица "Основные технико-экономические показатели Генерального плана" г. Могилева предусматривает обеспечение населения поликлиниками исходя из повышенного стандарта на 1000 человек: 36 посещений в смену до 2020 г и 35 посещений в смену до 2025 г. Будут ли выполнятся указанные требования в отношении жителей новых жилых домов и жителей нашего микрорайона?
Не стоит ли руководству Могилевского горисполкома незамедлительно рассмотреть вопрос строительства амбулаторно-поликлинических учреждений для взрослых и детей вблизи нашего микрорайона?
2.3. Спортзалы, бассейны, спортивные площадки.
Согласно п. 7.4.14 раздела 7 ТКП 45-3.01-116 … в крупных городах для физкультурно-оздоровительных занятий населения в пределах жилых территорий следует принимать комплексные спортивные площадки из расчета от 0,05 до 0,1 га на 1000 жителей и 45 м2 площади пола помещений на 1000 жителей.
Согласно п.14 Постановлению Министерства здравоохранения РБ от 20.08.2015 № 95 на территории, прилегающей к жилому дому (группе жилых домов) должны быть оборудованы детские игровые площадки, площадки для занятий спортом, хозяйствен-но-бытовой деятельности, установлены скамейки для отдыха в соответствии с ТНПА.
Каким образом будут выполнены требования п. 7.4.14 раздела 7 ТКП 45-3.01-116 и п.14 Постановления Министерства здравоохранения РБ от 20.08.2015 № 95 для объектов Концепции?
2.4. Сроки возведения минимально необходимых объектов социальной инфраструктуры.
Согласно ч. 3 подп. 1.8 п. 1 указа президента Республики Беларусь № 72 от 07.02.2006 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры» (далее–Указ №72) минимально необходимые объекты социальной инфраструктуры возводятся и принимаются в эксплуатацию в районе (квартале) жилой застройки параллельно со строительством жилых домов. К минимально необходимым объектам социальной инфраструктуры относятся учреждения дошкольного и общего среднего образования, медицинского обслуживания (аптеки и объекты организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь), объекты почтовой связи, торговли и бытового обслуживания (подп. 1.11 п. 1 Указа № 72).
Будут ли выполняться вышеуказанные требования законодательства в отношении строительства минимально необходимых объектов социальной инфраструктуры на территории новой застройки? Ситуация, когда жилые дома возводятся и вводятся в эксплуатацию, а минимально необходимые объекты социальной инфраструктуры только «планируются» – недопустима.
3. Обеспеченность местами хранения и стоянки автотранспорта.
Согласно п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116: «При проектировании территорий многоквартирной жилой застройки должно быть предусмотрено размещение автомобильных стоянок и автомобильных парковок для хранения 125% численности расчетного парка автомобилей, принадлежащих гражданам, из расчета одно машино-место на одну квар-тиру. Распределение численности расчетного парка между автомобильными стоянками и автомобильными парковками устанавливается в градостроительной документации. Пешеходная доступность автомобильных стоянок принимается по таблице 11.4.
На территориях многоквартирной жилой застройки с плотностью жилищного фонда 7000 кв.м.общ.пл./га и более должны быть предусмотрены только многоуровневые под-земные, встроенные, пристроенные автомобильные стоянки для хранения 100 % чис-ленности расчетного парка автомобилей, принадлежащих гражданам»
Концепцией предусматривается строительство 448 квартир. Соответственно, из рас-чета 1,25 м/место на 1 квартиру необходимо предусмотреть размещение 560 м/мест. Концепция предусматривает 105 м/мест.
Для выполнения п. 11.6.1 и п.11.6.6 главы 11 ТКП 45-3.01-116 необходимо выделить как минимум 343 м/мест для размещения на территории микрорайона, с учетом мест для хранения и стоянки автотранспорта. При наличии 388 парковочных мест остается раз-местить 452 автомобилей на уже существующих стоянках и парковках. Были ли произ-ведены расчеты, где конкретно будут выделены места для хранения такого количества автомобилей? Учитывая, что уже для существующей застройки количество м/мест не хватает, а также, что расстояние должно быть в пределах 800 м для нового строительства (таблица 11.4 ТКП 45-3.01-116). Также необходимо учитывать требования п. 11.6.5 ТКП 45-3.01-116: автомобильные стоянки и автомобильные парковки вместимостью более 300 машино-мест следует размещать вне кварталов, микрорайонов жилой за-стройки в специально выделяемых, обособленных коммунальных зонах жилых районов, на территориях коммунально-складской и промышленной застройки поселений.
Таким образом, парковки и стоянки, представленные на Концепции грубо не соответствуют нормативам ТКП.
Необходимо разработать ПДП, в котором предусмотреть обеспечение планируемых жилых домов стоянками и парковками и установить распределение численности расчетного парка между автомобильными стоянками и автомобильными парковками, как это и предусмотрено в п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116.
4. Охрана окружающей среды
4.1 Обеспеченность населения ландшафтно-рекреационными территориями.
Согласно п. 9.1.2 ТКП 45-3.01-116 «Потребность в ландшафтно-рекреационных территориях следует определять исходя из нормативной обеспеченности населения этими территориями. Показатели обеспеченности населения ландшафтно-рекреационными территориями для поселений разных типов приведены в таблице 9.1».
Согласно таблицы 9.1 ТКП 45-3.01-116 обеспеченность населения крупных городов составляет:
1) озелененными участками в жилой застройке – 10-11 кв.м./чел.;
2) озелененными территориями общего пользования:
- районного значения – 7-9 кв.м./чел.;
- городского значения – 8-10 кв.м./чел.;
Будут ли выполняться данные требования для объектов строительства Концепции? Возможно ли выполнить данные требования с одновременным выполнением требования по размещению парковок и стоянок нормативной вместимости на нормативном рас-стоянии от жилых домов?
Для проверки выполнения требований п. 9.1.2 ТКП 45-3.01-116 требуется разработка ПДП, в котором проводится расчет обеспеченности населения микрорайона озелененными участками в жилой застройке и озелененными территориями общего пользования.
4.2 Озелененность территории
Удельный вес озелененных территорий различного назначения (уровень озелененности) в пределах застроенных территорий поселений должен быть не менее 40 % (п. 9.2.1 ТКП 45-3.01-116).
Будут ли выполняться данные требования для объектов строительства Концепции? Возможно ли выполнить данные требования с одновременным выполнением требования по размещению парковок и стоянок нормативной вместимости на нормативном рас-стоянии от жилых домов?
Для проверки выполнения требований п. 9.2.1 ТКП 45-3.01-116 требуется разработка ПДП, в котором проводится расчет озелененности территории.
5. Размещение жилого дома и элементов его придомовой территории на застроенной территории
Концепция предусматривает размещение двух жилых домов на 225 квартиры каждый вблизи застроенной территории.
Согласно п. 6.2.7 ТКП 45-3.01-116 минимальные расстояния от окон жилых домов следует принимать до площадок, м, для:
– занятий физкультурой (в зависимости от шумовых характеристик) – не менее 10;
– хозяйственных целей – то же 20;
– выгула собак – 40;
Расстояния от площадок для установки мусоросборников до физкультурных площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых, до границ учреждений дошкольного образования, лечебных учреждений и учреждений питания следует принимать не менее 20 м, а от площадок для хозяйственных целей до наиболее удаленного входа в жилое здание – не более 100 м.
Санитарный разрыв от автомобильных стоянок и автомобильных парковок до объектов различного назначения (фасады жилых домов и торцы с окнами; торцы жилых домов без окон; границы территорий учреждений дошкольного образования, общего школьного образования, площадки (зоны) отдыха, детские площадки и др.) следует принимать в соответствии с п.п. 17 и 18 СанПиН № 35.
Согласно п. 17 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов», утвержденных По-становлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.11.2011 № 110, контейнерные площадки для сбора твердых отходов должны быть удалены на расстояние не менее 20 м от: окон жилых домов; границ территорий учреждений образования, организаций здравоохранения и торговых объектов общественного питания; физкультурно-оздоровительных сооружений, площадок для игр детей и отдыха населения.
Согласно п. 14 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.08.2015 № 95 «На территории, прилегающей к жилому дому (группе жилых домов) должны быть оборудованы детские игровые площадки, площадки для занятий спортом, хозяйствен-но-бытовой деятельности, установлены скамейки для отдыха в соответствии с ТНПА».
Будут ли выполняться все вышеуказанные требования в отношении элементов придомовой территории планируемых жилых домов, а также жилых домов № 1В, 1Г по ул.Фатина их детских и физкультурных площадок, площадок для установки мусоро-сборников?
Согласно ст. 2 Конституции Республики Беларусь «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Конституция Республики Беларусь гарантирует право каждого на охрану здоровья (ст. 45) и на благоприятную окружающую среду (ст. 46). В ст. 22 Конституции Республики Беларусь провозглашен принцип равноправия граждан независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе и от места проживания (градостроительные условия). Обеспечение прав граждан Республики Беларусь является высшей целью государства, а государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции и законах (ст. 21 Конституции).
Законы Республики Беларусь предусматривают гарантии реализации права граждан на благоприятную среду обитания и предупреждение причинения вреда жизни и здоровью (ст. 27 Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), на благоприятную среду обитания при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (п. 1 ст. 4 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности).
Учитывая вышеизложенное, ТРЕБУЕМ:
1. Не рекомендовать к дальнейшей разработке и реализации представленную на общественное обсуждение Концепцию.
2. При необходимости строительства объектов– разработать ПДП на данную территорию, утвердить его в установленном порядке и лишь затем проектировать объекты, которые будут предусмотрены к размещению в ПДП.