Абико:
А если уж о связи науки и религии, то всё наоборот, из монастырей и церквей зародились первые университеты.
нэть!!!
изучайте историю, Абико, изучайте историю
университеты возникали как раз независимо от церкви
и признание их церковью (что было по тем временам необходимым, к сожалению) происходило далеко не сразу
...В Европе бурно развивались города, и в них стали востребованы образованные кадры — юристы, медики и, конечно, богословы. Для их подготовки нужно было заново осмыслить утраченное и забытое на долгое время античное наследие. Последнее как раз к тому времени начало возвращаться на Запад с Востока.
Каким же образом собирались общины желающих учиться? Обычно ученики (школяры) собирались вокруг практиков (магистров) — как правило, врачей или юристов. Те растили себе помощников и смену. Школяры и преподаватели объединялись. Кстати, само слово «университет» (лат. universitas) означало тогда «объединение, корпорацию» людей, связанных взаимной присягой. Первоначально так называли вообще любые общины, в том числе городские или ремесленные. Именно за высшими школами это название закрепилось лишь к концу XIV столетия.
Например, считается, что так зародился старейший Болонский университет. В 1088 году там стали независимо от церкви изучать право. Оно в те годы борьбы за власть между государственными институциями и клириками имело огромное значение, и это прекрасно понимали, в том числе правители.
Поначалу никакого официального статуса у болонской «общины» правоведов не было. Лишь в 1158 году император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса принял документ под названием Privilegium Scholasticum. Он наделял тех, кто изучал и преподавал в Болонье право, некоторыми привилегиями: они, как и духовенство, получили особый статус, свободу передвижения и поездок с целью учёбы (кстати, для этого надо было, как и духовенству, носить особые одежды — так появились профессорские и бакалаврские мантии).
Но в этом документе ещё не говорилось об университете как об организации.
В 1217 году Болонский университет признал папа Гонорий IV, а в 1291-м римский понтифик выдал ему право присуждать научные степени.
<...>университеты стремились к независимости во внутренних и внешних делах. Они преуспели в этом, получив поддержку властей, и стали фактически «государствами» в государстве. Так, члены корпорации были освобождены от повинностей, а их имущество защищено от посягательств. Судить студентов и преподавателей мог только свой собственный суд (кстати, в этом праве лежат истоки появления карцера — университетской «тюрьмы»). Ещё, как пишет французский историк Жак Ле Гофф, участники этой особой корпорации могли требовать справедливых цен у торговцев и арендодателей города, в котором располагался университет.
Право вручать степени университеты обычно получали от римского папы, реже — от светских монархов. Другие привилегии корпорации тоже получали от властей. Порой для этого применяли шантаж: средневековый университет мог просто собраться и покинуть город, ведь, как правило, он представлял собой лишь объединение людей и не обладал собственным зданием.