Абико:
Yur976:
Когда-то читал высказывания величайшего музыканта о композиторах, а сегодня увидел ссылку на передачу, про часть этих высказываний. Ей и делюсь, ведь интересно послушать мнение С. Рихтера
Интересно, как он сказал, что "дух Шуберта приносит другое время, мы его совершенно не знаем".
Да, нужна и такая разновидность эмпатии - понимать дух времени.
Не только дух страны происхождения музыки.
да, гениальность Рихтера в том числе и в том, что он "проживал" каждое произведение сообразно духу его времени... времени произведения
это очень интересно и этот подход увлекает, пока не задашься вопросом: а что такое собственно "музыкальный дух старого времени"?
ведь мы не знаем и не можем знать, КАК во времена Шуберта исполнялись его вещи... (про Баха вообще помолчу)
ведь по одним нотным записям мы этого не можем понять.. .и никто не может
если послушать сохранившиеся записи разной классики выдающихся исполнителей начала ХХ века и сравнить их... ну хотя бы с рихтеровскими... или другими современными, то они совершенно разные именно по духу...
а чего уж там тогда говорить о музыке, которая звучала еще на 100-200 лет раньше начала ХХ века...
нет, конечно, Рихтер не лукавит - просто он ТАК слышит дух времени Шуберта
это ЕГО ЛИЧНЫЙ дух времени Шуберта
и ничего плохого в этом нет - это интересно!
но мне больше нравится гленгульдовский подход к музыке - как полное отрицание некого изначального в ней «Zeitgeist» (духа времени) и полная свобода в "препарировании" так наз. авторского замысла.
да, его совершенно справедливо обвиняли в том, что он мог обращаться с нотным текстом как со своим собственным... и что он ставил СВОЙ замысел выше авторского... и что он выверял длительность нот и пауз в своих записях до мельчайших долей секунды и требовал звукорежиссера исправлять в записи свои "погрешности"...
но РЕЗУЛЬТАТ того стоил!!
я очень люблю гленгульдовские исполнения Моцарта, а понятными и особо близкими они для меня стали, когда я посмотрел фильм Бруно Монсенжона о Гульде...
вот слова Гульда:
...Я думаю, что тенденция 19 века – рассматривать Моцарта с точки зрения внешних эмоций – гораздо ближе к правде, чем его образ как композитора, использующего внешние эмоции только как прикрытие для чего-то другого, более темного и глубокого. Но ты прав, между этими двумя идеями есть связь. В действительности мне всегда казалось, что в самом исполнении Моцарта есть изначально что-то легкомысленное и несерьезное, и для этого обязательно требовалось небо в тучах, или, в крайнем случае, – если таковое отсутствовало – опущенные шторы, чтобы играть его с требуемой концентрацией...
и как здорово, что он всё-таки исполнял Моцарта и записывал целые циклы, несмотря на свою явную нелюбовь к изначальному моцартовскому сверхэмоциональному "посылу"
"Rondo a la Turka" приобретает под его пальцами совершенно не-легкомысленное... настолько современное звучание, насколько это возможно