3639142:
а та сторона ленты что прижималась к тонвалу проскальзывала изза разной линейной скорости и стирала потихоньку металл тонвала.
Да, про это пишут и в книжках как о недостатке высоких роликов.
vernic:
чем больше диаметр ролика тем меньше скорость транспортирования ленты
Здесь какой-то частный случай. В общем случае такого быть не должно. Хотя от ролика скорость тоже зависит. У меня в катушечнике установлен цифровой счетчик, который может измерять скорость ленты с высоким разрешением. И я вижу изменение скорости при замене ролика. Ставлю новый резиновый ролик, скорость повышается примерно на 0.02%. Ставлю полиуретановый - повышается еще на столько же. Надо будет проверить полиуретановый с шарикоподшипниками.
Разицу в скорости для лент разной толщины тоже четко вижу. Но эта разница меньше, чем по расчетам. Выходит, J. McKnight прав, что вычисляя эффективный диаметр вала добавляет толщину ленты с каким-то коэффициентом меньше единицы. Вероятно, этот коэффициент приближается к единице для студийных катушечных аппаратов с широкой лентой, которые обычно и описываются в литературе. Там ролик по ширине не выступает за пределы ленты. А когда ролик шире ленты, то движение на ленту передается как от вала, так и от ролика. И соотношения тут могут быть разные, про это написано у Травникова. Для такого ролика коэффициент может быть найден только экспериментально.
Для кассетных ЛПМ ситуация может заметно отличаться от той, что в катушечниках. Лента тоньше, натяжение меньше, ширина меньше, свойства ленты другие, вал тоньше. Но простой расчет скорости для кварцованных ЛПМ с известным диаметром вала дает сильно заниженные значения. Если взять эффективный диаметр вала, куда входит полная толщина ленты, получаются очень близкие к реальным значения (учитывая проскальзывание, которое в правом ведущем узле порядка 0.1 - 0.3%). Эффективный диаметр вала и проскальзывание можно измерить отдельно, но для этого нужны довольно хитрые эксперименты. Когда-то делал измерения на ЛПМ RS-B965, но довольно приблизительные.