Ок. Не вели казнить. Немного ликбеза в тему:
Плагиат, ремейк, кавер - в чем разница?
Уже не раз возникали в сети вопросы по плагиату. При этом некоторая часть пользователей путает понятия (плагиат, ремейк, кавер).
Последний на настоящий момент скандал связан понятно с кем. В связи с противоборством за авторство поп-шлягера между Филей и Дидье, чуть ли не весь репертуар Киркорова в инете объявлен плагиатом, о чем свидетельствуют комменты к роликам в трубке, и на околомузыкальных сайтах. При всем моем, мягко говоря, неуважении к творчеству и личности великого болгарско-российского выпендрежника, тем не менее, не все, что он поет – определенно краденое.
Итак.
Плагиат – есть незаконное присвоение авторства любого творческого труда. Частный случай – музыка. Если какой-либо "автор" скопировал полное произведение (мелодию, текст, идею, аранжировку), либо любую часть его у другого автора, и опубликовал любым образом под своим именем, он может быть признан виновным в плагиате. При этом «может быть признан» вовсе не означает «будет признан». Для признания автора плагиатором необходимо: чтобы автор оригинального произведения имел желание судиться; чтобы сторона обвинения имела необходимые исследования и доказательства плагиата; чтобы специально назначенная судом комиссия определила, является ли произведение плагиатом. В интернете есть своеобразная мифология: мол, для того, чтобы произведение было признано плагиатом, достаточно совпадения подряд в двух различных композициях - пяти (семи, десяти, одиннадцати) нот. Это полная чушь. Музыка - более сложное дело, чем простое сочетание нот. Определением плагиата профессионально занимаются серьезные люди, а вовсе не любители жареного в сети. Разумеется, иногда можно легко определить плагиат на слух (как в случае с песней Маруани).
Ремейк – более раннее музыкальное произведение, исполненное заново. Ремейк – не плагиат, потому что в данном случае исполнителем на концертах и звуковых носителях указываются имена реальных авторов. При этом в ремейке может присутствовать лишь часть оригинального произведения (например, мелодия та же, а текст заменен на другой; может быть использована другая аранжировка). Ремейк может быть вновь исполнен как первым исполнителем, так и любым другим. При исполнении ремейка могут присутствовать нарушения: например, исполнение без разрешения автора, либо невыплата авторских, но это к плагиату не относится, скорее к пиратству (в 2005 тот же Киркоров проиграл суд композитору Евзерову и выплатил компенсацию за исполнение песни «Маленькая моя» без разрешения автора).
Кавер – более узкий случай ремейка. В отличие от ремейка, обычно исполняется на языке оригинала с тем же текстом; иногда текст может быть на другом языке, но должен быть близким к оригиналу (т.е. содержать аутентичный перевод). Также, в отличие от более общего случая (ремейка) кавером обычно считается композиция, исполненная только другим, отличным от первого, исполнителем.
Таким образом, товарищ Киркоров, в-основном, является тем, кем его и зовут – «королем ремейков». Плагиат, хоть и имеет место быть в исполняемых им песенках, но доля его в общей массе всей выдаваемой им на-гора продукции не так уж и велика. Кроме того, в плагиате замечена только одна-две песни, якобы «сочиненные» конкретно им. Остальные принадлежат «авторству» иных композиторов. Тут еще один подводный камень: если в договор "купли-продажи" песни внесен пункт о "гарантиях порядочности" композитора, то этот пункт и вовсе освобождает исполнителя от ответственности за плагиат, если он не является автором той части композиции, к которой обращена претензия.