ЖАЛОБА:
О порядке определения (корректировки)
красных линий в г. Минске
Ранее, заявитель неоднократно обращался в различные государственные органы с обращениями, содержащими сведения о нарушениях требований законодательства при размещении, проектировании и строительстве объекта «Многоквартирный жилой дом в районе пересечения улиц Лобанка, Мазурова (микрорайон Красный Бор 2)» (далее – Объект).
В ответе Мингорисполкома от от 29.07.2019 г. №6-7-2020/5,6,7эл сказано: «Основанием для установления (корректировки) красных линий является утвержденный градостроительный проект детального планирования либо поручение комитета архитектуры и градостроительства».
Из чего можно сделать вывод, что основанием для установления (корректировки) красных линий улиц в г. Минске являются следующие.
1. Утвержденный в установленном порядке градостроительный проект детального планирования.
Действительно, действующее законодательство предусматривает такое основание для установления (корректировки) красных линий улиц. Так, в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З) содержится определение следующего термина: «красные линии – предусмотренные градостроительной документацией детального планирования условные линии, предназначенные для отделения в населенных пунктах земель общего пользования от территорий, предназначенных для застройки или иного использования». Согласно п. 4 ст. 44 Закона № 300 «В соответствии с регламентами градостроительного развития и использования территорий, установленными в генеральных планах, в детальном плане определяются… красные линии». Согласно п. 3 ст. 44 Закона № 300 «Для одной и той же территории может быть действителен только один градостроительный проект детального планирования».
Таким образом, красные линии определяются в градостроительном проекте детального планирования (далее - ПДП), а не в каком-то ином документе. ПДП разрабатывается, согласовывается и утверждается в порядке, установленном Положением о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденным Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476. А именно: после разработки ПДП согласовывается с комитетом архитектуры и градостроительства, выносится на общественное обсуждение, направляется на три государственные экспертизы и затем утверждается Решением горисполкома. Соответственно, красные линии не могут быть определены (изменены) иными документами, разного рода «комиссиями», должностными лицами и иными неуполномоченными лицами.
Согласно ст. 12 Закона Закон № 300-З «К основным направлениям государственного регулирования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности относятся… создание и ведение градостроительного кадастра». Согласно п. 2 ст. 18 Закона 300-З «Территориальные подразделения архитектуры и градостроительства в пределах своей компетенции… осуществляют на соответствующей территории ведение градостроительного кадастра...».
Согласно п. 2 ст. 26 Закона 300-З «Градостроительный кадастр выполняет регистрационные функции по отношению к градостроительной документации… детального планирования… иным элементам, которые не входят в другие государственные кадастровые и регистрационные системы». Согласно п. 2 ст. 27 Закона 300-З «В градостроительном кадастре подлежат учету… содержание градостроительной документации… детального планирования…». Согласно п. 6 ст. 44 Закона 300-З «Утвержденный градостроительный проект детального планирования, а также все вносимые в него изменения подлежат учету в градостроительном кадастре в порядке, устанавливаемом Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь».
Закон № 300-З вступил в силу с 1 января 2005 г. (ст. 66 Закона № 300-З)
Исходя из вышеизложенного, с 1 января 2005 г. красные линии улиц определяются и корректируются только в ПДП, а после утверждения ПДП подлежат учету в градостроительном кадастре.
2. Поручение комитета архитектуры и градостроительства.
В ответе Мингорисполкома от 29.07.2019 г. №6-7-2020/5,6,7эл сказано: «Исходя из планировочной ситуации и на основании проектных проработок планировки улично-дорожной сети в районе пересечения улиц Лобанка, Мазурова в 2012 г. УП «Минскградо» была выполнена корректировка красных линий ул. Лобанка и согласована руководством комитета архитектуры и градостроительства»
В ответе Минстройархитектуры от 30.07.2019 г. . № «01-15-15/А-3932п, А-393 3п» сказано:
«Справочно: С целью упорядочения и разработки красных линий, их расчета, учета и изменения разработаны и утверждены приказом Управления по делам строительства и архитектуры Мингорисполкома от 3 августа 1967 г. № 62 «Технические указания по изготовлению, оформлению и выпуску разбивочного чертежа-акта изменения (установления) красных линий в М 1:2000 в г. Минске и лесопарковой зоне»
Как указывалось выше, с 1 января 2005 г. красные линии улиц определяются и корректируются только в ПДП, а после его утверждения подлежат учету в градостроительном кадастре. Соответственно, после 01.01.2005 г. установление (изменение) и учет красных линий в «разбивочном чертеже-акте изменения (установления) красных линий» противоречит требованиям Закона № 300-З.
При этом следует различать: а) основания для принятия какого-либо решения
б) само решение;
в) согласование чего-либо.
Соответственно, в данном случае основанием для корректировки красных линий улиц Мазурова и Лобанка являлось поручение комитета архитектуры и градостроительства. В ответе упоминаются основания для установления (корректировки) красных линий, но не сами решения об установлении (корректировки) красных линий. Соответственно, возникают следующий вопрос: если «в 2012 г. УП «Минскградо» была выполнена корректировка красных линий ул. Лобанка и согласована руководством комитета архитектуры и градостроительства», то кем именно было принято решение о корректировке в 2012 г. красных линий ул. Лобанка? Неужели УП «Минскградо», которое является коммерческой организацией? При этом термин «проектные проработки» не был определен в законодательстве ранее и не определен законодательством в настоящее время – это т.н. «жаргонизм» (жаргон проектировщиков).
Также заявителем были направлено обращение по уточнение вопросов выше в Мингорисполком, на что был получен ответ от от 15.08.2019 г. №2-3-7/Б-158/1. В ответе содержались следующие воросы и ответы:
Вопрос 1. Каким правовым актом установлен порядок корректировки красных линий улиц г.Минска?
В ответе на вопрос сказано, что нормативного правового акта по установлению красных линий улиц г.Минска не существует.
Анализируя ответ, следует различать «правовые акты», «нормативные акты» и «нормативные правовые акты». Любой «нормативный правовой акт» является «правовым актом», но не любой «правовой акт» является «нормативным правовым актом».
Заявитель же задавал вопрос про правовой акт,а получил ответ про «нормативный акт»?
По этому вопросу заявитель получил ответ от Минстройархитектуры от 30.07.2019 г. № «01-15-15/А-3932п, А-393 3п», в котором сказано, что с целью упорядочения и разработки красных линий, их расчета, учета и изменения разработаны и утверждены приказом Управления по делам строительства и архитектуры Мингорисполкома от 3 августа 1967 г. № 62 «Технические указания по изготовлению, оформлению и выпуску разбивочного чертежа-акта изменения (установления) красных линий в М 1:2000 в г. Минске и лесопарковой зоне»
(приказ 1967 г.)? Является ли приказ 1967 г. «нормативным правовым актом» – неизвестно, но «правовым актом» – является.
Вопрос 2. каким нормативным правовым актом комитет архитектуры и градостроительства наделен полномочиями поручать кому-либо устанавливать (корректировать) красные линии улиц?
В ответе сказано, что комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкома (далее КаиГ) наделен такими полномочиями решением Мингорисполкома от 05 февраля 2004 по старому градостроительному законодательству, т.к. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ№ 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» был изменен от 1 января 2005 г., через 9 месяцев.
В законе от 1 января 2005 г красные линии установлены в проекте детального планирования(далее ПДП), а в старом(предыдущем) градостроительном законодательстве в разбивочном чертеже-акте изменения (установления) красных линий.
Соответственно, как и с Вопросом 1, КаиГ и Мингорисполком пользуются в принятии решений по изменению красных линий положениями устаревшего(предыдущего) градостроительного законодательства.
Вопрос 3. Что именно понимается под «проектными проработками» планировки улично-дорожной сети в районе пересечения улиц Лобанка, Мазурова, выполненными в 2012 г. УП «Минскградо»?
В ответе сказано, что термин «предпроектные проработки», означает корректировки улиц, инженерных сетей УП «Минскградо» и т.д. на перекрестке улиц Лобанка- Мазурова, что позволило принять решение о корректировке красных линий этих улиц.
Однако термин «предпроектные проработки» не был определен законодательством ранее и не определен в настоящее время. Это – т.н. «жаргонизм» (жаргон проектировщиков). Соответственно, порядок разработки, согласования и утверждения «предпроектных проработок» законодательством не определен.
Вопрос 4. Кем именно было принято решение о корректировке в 2012 г. красных линий ул. Лобанка, если такое решение вообще принималось?
В ответе сказано, что решение было принято КаиГ.
Исходя из ответе Минстройархитектуры от 30.07.2019 г. № «01-15-15/А-3932п, А-393 3п» решение об изменении, согласование и установление красных линий г.Минска не в ПДП принято КАиГ . Как я писал ранее, данная норма закона была в устаревшем градостроительном законодательстве, которое уже утратило силу 1 января 2005 года.
По вопросу наведения порядка с определением (корректировкой) красных линий в г. Минске заявитель обращался в Минстроайрхитектуры 31.07.2019.
В обращении содержались следующие требования:
1. Направить в облисполкомы и Минский горисполком информационные письма о необходимости:
1) приведения правовых актов территориальных подразделений архитектуры и градостроительства, которыми установлен порядок определения, корректировки и учета красных линий, в соответствие с требованиями Закона № 300-З;
2) пересмотра всех решений по определению, корректировке и учету красных линий, принятых после 01.01.2005 г. с нарушениями требований Закона № 300-З;
2. Принять иные меры реагирования по наведению порядка в части определения, корректировки и учета красных линий.
Как следует из ответа Минстройархитектуры от от 15.08.2019 № какие-либо меры по этому вопросу не принимались».
Красные линии являются важнейшим элементом градостроительного планирования территорий. Соответственно, нарушения установленного законодательством порядка определения, корректировки и учета красных линий создают угрозу потери управляемости градостроительной сферой.
Исходя из вышеизложенного, ПРОШУ:
1. Направить в Мингорисполком информационное письмо о необходимости:
1) приведения правовых актов территориальных подразделений архитектуры и градостроительства, которыми установлен порядок определения, корректировки и учета красных линий, в соответствие с требованиями Закона № 300-З;
2) пересмотра всех решений по определению, корректировке и учету красных линий, принятых после 01.01.2005 г. с нарушениями требований Закона № 300-З;
2. Принять иные меры реагирования по наведению порядка в части определения, корректировки и учета красных линий.
18.08.2019
Приложения на 12 л.:
1. Копия ответа Мингорисполкома от от 29.07.2019 г. №2-3-7/Б-158/1
2. Копия ответа Минстройархитектуры от 30.07.2019 г. № «01-15-15/А-3932п, А-393 3п»
3.Копия ответа Мингорисполкома от от 15.08.2019 г. №
4. . Копия ответа Минстройархитектуры от 15.08.2019 №