Ранее, заявитель неоднократно обращался в органы прокуратуры с обращениями, содержащими сведения о нарушениях требований законодательства при размещении, проектировании и строительстве объекта «Многоквартирный жилой дом в районе пересечения улиц Лобанка, Мазурова (микрорайон Красный Бор 2)» (далее – Объект). Указанные обращения по-существу органами прокуратуры не рассматривались, а направлялись для рассмотрения по-существу в те органы, которые допустили указанные нарушения (ответы прокуратуры от28.03.19 № 0703р-23, от 27.06.19 № 0703-32-2019, от 11.07.19 №7р-576, от 29.07.19№, от 05.08.19 №7-353-2019).
При этом в ответах государственных органов, которые рассматривали направленные им обращения по-существу, указанные в обращениях нарушения требований законодательства не опровергнуты, но оценка им не дана и никаких мер по устранению нарушений не принято.
1) Градостроительная документация
В ответе Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома (далее – КАиГ) от 12.06.2018 №14-7-2/06-330(2) сказано:
«Начатая в 90-е годы прошлого столетия застройка территории жилых микрорайонов Красный Бор-l, 2 осуществлялась в соответствии с разработанной на основании решений исполкома Минского городского Совета народных депутатов от 07.09.1989 № 238, от 06.05.199З № 224 градостроительной документацией, согласно которой рассматриваемый участок располагался в зоне жилой многоквартирной застройки, предусмотренной для размещения жилой многоквартирной высокоплотной застройки, и был зарезервирован планировочными решениями под перспективное строительство участка межсекторной магистрали, связывающей периферийные районы города…».
Из чего можно сделать вывод, что на данную территорию в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. разрабатывалась градостроительная документация. При этом «рассматриваемый участок располагался в зоне жилой многоквартирной застройки, предусмотренной для размещения жилой многоквартирной высокоплотной застройки, и был зарезервирован планировочными решениями под перспективное строительство участка межсекторной магистрали, связывающей периферийные районы города», а не для размещения жилого дома. Таким образом, размещение жилого дома в данном месте градостроительная документация не предусматривала.
В ответе Минстройархитектуры от 22.06.2018 г. № 01-1-15/Ш-833 сказано: «Градостроительная документация, разработанная в 1989-1993 г. и утвержденная в установленном законодательством порядке, является действующей в настоящее время при условии, если после 1993 г. она не подлежала корректировке и последующему утверждению». Сведений о том, что указанная градостроительная документация, разработанная в 1989-1993 г., подлежала затем «корректировке и последующему утверждению» не имеется. Соответственно, указанная градостроительная документация является действующей в настоящее время.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 2 Закона Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З)… «Государственные органы, организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, обязаны соблюдать… требования градостроительной документации и проектной документации, утвержденных в установленном порядке». Согласно п. 2 ст. 53 Закона № 300 «Строительная деятельность на территории Республики Беларусь должна осуществляться с соблюдением требований… градостроительной документации».
Согласно абз. 3 п. 30 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476 «Об утверждении» (далее – Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации) «Проектная документация разрабатывается… на основании утвержденных в установленном порядке градостроительных проектов общего, специального и детального планирования…».
Также в ответе УП «Минскградо» от 22.07.19 №01-06-, сказано, что генпланом г.Минска от 23 апреля 2003 г. № 165 в редакции указа от 15 сентября 2016 г. № 344 не предусмотрено строительство Объекта и иной многоквартирной застройки на месте размещения Объекта.
Из чего можно сделать следующий вывод: градостроительная документация на Объект в установленном порядке отсутствует, что нарушает права заявителя.
2) Градостроительный проект детального планирования.
Какая именно градостроительная документация разрабатывалась в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в., когда и кем была утверждена? По этим вопросам жильцы дома №62 по ул. Лобанка неоднократно обращались в КАиГ и другие государственные органы. Так, в ответе КАиГ от 29.06.2018 №14-7-2/06-330(3,4) сказано: «Застройка территории жилого микрорайона Красный Бор-2 осуществлялась в соответствии с градостроительной документацией, в тоже время сведения о дате и номерах решений утверждения данной документации отсутствуют. Получить такую информацию можно в архивах г. Минска».
Между тем, согласно ст. 12 Закона Закон № 300-З «К основным направлениям государственного регулирования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности относятся… создание и ведение градостроительного кадастра». Согласно п. 2 ст. 18 Закона 300-З «Территориальные подразделения архитектуры и градостроительства в пределах своей компетенции:
«организуют разработку… градостроительных проектов детального планирования…
обеспечивают на соответствующей территории реализацию градостроительной документации…
осуществляют на соответствующей территории ведение градостроительного кадастра, формирование и ведение архивных фондов градостроительных проектов...».
Согласно п. 2 ст. 26 Закона 300-З «Градостроительный кадастр выполняет регистрационные функции по отношению к градостроительной документации… детального планирования, регламентам градостроительного развития и использования территорий, иным элементам, которые не входят в другие государственные кадастровые и регистрационные системы». Согласно п. 2 ст. 27 Закона 300-З «В градостроительном кадастре подлежат учету… содержание градостроительной документации… детального планирования, регламентов градостроительного развития и использования территорий». Согласно п. 6 ст. 44 Закона 300-З «Утвержденный градостроительный проект детального планирования, а также все вносимые в него изменения подлежат учету в градостроительном кадастре в порядке, устанавливаемом Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь».
Исходя из вышеизложенного, территориальные подразделения архитектуры и градостроительства должны обладать сведениями о наличии утвержденных в установленном порядке градостроительных проектах, в т. ч. и градостроительных проектах детального планирования (далее – ПДП) для конкретной территории, а также о вносимым в него изменениях.
Заявителем направлялось 31.05.2019 г. обращение в КАиГ, содержащее в том числе следующие вопросы:
«1. Имеется ли на территорию, включающую испрашиваемый под застройку указанным объектом строительства земельный участок, утвержденный в установленном порядке и действующий в настоящее время градостроительный проект детального планирования (Детальный план)?
2. Если такой Детальный план имеется, то:
2.1 Каково его наименование, кем и когда утвержден?
2.2 Вносились ли в указанный Детальный план изменения (корректировка)? Если вносились, что кем когда?
2.3 Зарегистрирован (учтен) ли указанный Детальный план и внесенные в него изменения в градостроительном кадастре?
2.4 Если указанный Детальный план и внесенные в него изменения зарегистрирован (учтен) в градостроительном кадастре, то кем и когда, какими документами оформлены решения о регистрации (учете) Детального плана и вносимых в него изменений?...»
В ответе КАиГ от 18.06.2019 г. №14-7-2/06-280(5) не содержатся ответы на указанные выше пять вопросов.
Таким образом, до настоящего времени не ясно, на основе какой градостроительной документации осуществляется застройка территории микрорайона Красный Бор-2.
Из чего можно сделать следующий вывод: размещение Объекта не подтверждено ПДП.
3).Красные линии.
В ответе Мингорисполкома от от 29.07.2019 г. №6-7-2020/5,6,7эл сказано: «Основанием для установления (корректировки) красных линий является утвержденный градостроительный проект детального планирования либо поручение комитета архитектуры и градостроительства».
Из чего можно сделать вывод, что основанием для установления (корректировки) красных линий улиц в г. Минске являются следующее:
1. Утвержденный в установленном порядке градостроительный проект детального планирования.
Действительно, действующее законодательство предусматривает такое основание для установления (корректировки) красных линий улиц. Так, в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З) содержится определение следующего термина: «красные линии – предусмотренные градостроительной документацией детального планирования условные линии, предназначенные для отделения в населенных пунктах земель общего пользования от территорий, предназначенных для застройки или иного использования». Согласно п. 4 ст. 44 Закона № 300 «В соответствии с регламентами градостроительного развития и использования территорий, установленными в генеральных планах, в детальном плане определяются… красные линии». Согласно п. 3 ст. 44 Закона № 300 «Для одной и той же территории может быть действителен только один градостроительный проект детального планирования».
Таким образом, красные линии определяются в градостроительном проекте детального планирования (далее - ПДП), а не в каком-то ином документе. ПДП разрабатывается, согласовывается и утверждается в порядке, установленном Положением о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденным Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476. А именно: после разработки ПДП согласовывается с комитетом архитектуры и градостроительства, выносится на общественное обсуждение, направляется на три государственные экспертизы и затем утверждается Решением горисполкома. Соответственно, красные линии не могут быть определены (изменены) иными документами, разного рода «комиссиями», должностными лицами и иными неуполномоченными лицами.
Согласно ст. 12 Закона Закон № 300-З «К основным направлениям государственного регулирования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности относятся… создание и ведение градостроительного кадастра». Согласно п. 2 ст. 18 Закона 300-З «Территориальные подразделения архитектуры и градостроительства в пределах своей компетенции… осуществляют на соответствующей территории ведение градостроительного кадастра...».
Согласно п. 2 ст. 26 Закона 300-З «Градостроительный кадастр выполняет регистрационные функции по отношению к градостроительной документации… детального планирования… иным элементам, которые не входят в другие государственные кадастровые и регистрационные системы». Согласно п. 2 ст. 27 Закона 300-З «В градостроительном кадастре подлежат учету… содержание градостроительной документации… детального планирования…». Согласно п. 6 ст. 44 Закона 300-З «Утвержденный градостроительный проект детального планирования, а также все вносимые в него изменения подлежат учету в градостроительном кадастре в порядке, устанавливаемом Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь».
Закон № 300-З вступил в силу с 1 января 2005 г. (ст. 66 Закона № 300-З)
Исходя из вышеизложенного, с 1 января 2005 г. красные линии улиц определяются и корректируются только в ПДП, а после утверждения ПДП подлежат учету в градостроительном кадастре.
2. Поручение комитета архитектуры и градостроительства.
В ответе Мингорисполкома от 29.07.2019 г. №6-7-2020/5,6,7эл сказано: «Исходя из планировочной ситуации и на основании проектных проработок планировки улично-дорожной сети в районе пересечения улиц Лобанка, Мазурова в 2012 г. УП «Минскградо» была выполнена корректировка красных линий ул. Лобанка и согласована руководством комитета архитектуры и градостроительства»
В ответе Министройархитектуры от 30.07.2019 г. . № «01-15-15/А-3932п, А-393 3п» сказано:
«Справочно: С целью упорядочения и разработки красных линий, их расчета, учета и изменения разработаны и утверждены приказом Управления по делам строительства и архитектуры Мингорисполкома от 3 августа 1967 г. № 62 «Технические указания по изготовлению, оформлению и выпуску разбивочного чертежа-акта изменения (установления) красных линий в М 1:2000 в г. Минске и лесопарковой зоне»
Как указывалось выше, с 1 января 2005 г. красные линии улиц определяются и корректируются только в ПДП, а после его утверждения подлежат учету в градостроительном кадастре. Соответственно, после 01.01.2005 г. установление (изменение) и учет красных линий в «разбивочном чертеже-акте изменения (установления) красных линий» противоречит требованиям Закона № 300-З.
При этом следует различать:
а) основания для принятия какого-либо решения
б) само решение ;
в) согласование чего-либо.
Соответственно, в данном случае основанием для корректировки красных линий улиц Мазурова и Лобанка являлось поручение комитета архитектуры и градостроительства. В ответе упоминаются основания для установления (корректировки) красных линий, но не сами решения об установлении (корректировки) красных линий. Соответственно, возникают следующий вопрос: если «в 2012 г. УП «Минскградо» была выполнена корректировка красных линий ул. Лобанка и согласована руководством комитета архитектуры и градостроительства», то кем именно было принято решение о корректировке в 2012 г. красных линий ул. Лобанка? Неужели УП «Минскградо», которое является коммерческой организацией? При этом термин «проектные проработки» не был определен в законодательстве ранее и не определен законодательством в настоящее время – это т.н. «жаргонизм» (жаргон проектировщиков).
Из чего можно сделать следующий вывод: КаиГ Мингорисполкома корректируют красные линии своему усмотрению, а не в ПДП как по закону, что нарушает права заявителя.
4) Общественное обсуждение архитектурно-планировочной концепции объекта строительства
В ответе Мингорисполкома от 29.07.2019 г. №2-3-7/Б-158/1 сказано: «Согласно требованиям пункта 17 Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2011 № 687 (в редакции Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.04.2019 г. № 256) при отсутствии проектов детального планирования, общественные обсуждения проводятся для архитектурно-планировочных концепций объектов строительства. Учитывая, что для данного объекта разработана документация стадии «Строительный проект», проведение общественного обсуждение не требуется». Аналогичные сведения содержатся в ответе Мингорисполкома от 11.06.2019 г. №2-3-7/Б-158/1, в ответе КАиГ от 18.06.2019 г. №. №14-7-2/06-280(5), в ответе Минстройархитектуры от 30.07.2019 г. № «01-15-15/А-3932п, А-393 3п.
В ответе Министерства архитектуры и строительства (далее Минстройархитектуры) сказано от 30.07.2019 г. № «01-15-15/А-3932п, А-393 3п» сказано, что проект детального планирования (далее ПДП) на данную территорию (включающую Объект) не разрабатывался. Также в ответе Минстройархитектуры сказано, что Мингорисполком решил не проводить общественное обсуждения Объекта.
Из чего можно сделать следующий вывод: если для строительства объектов разрабатывается проектная документация стадии «Строительный проект», то местный исполнительный комитет может по своему усмотрению определить «отсутствие необходимости проведения общественного обсуждения объекта», в связи с чем данная процедура не осуществляется. Между тем, в соответствии с ч. 1, 2 и 4 п. 7 ст. 51 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З) проектная документация стадии «Строительный проект» разрабатывается для любых объектов строительства. Соответственно, при отсутствии детального плана местный исполнительный комитет может по своему усмотрению определить «отсутствие необходимости проведения общественного обсуждения объекта», в связи с чем общественное обсуждение архитектурно-планировочной концепции любого объекта строительства может не осуществляться (?!). Такие подходы позволяют застраивать любые территории населенных пунктов, где отсутствуют детальные планы, любыми объектами без общественного обсуждения их архитектурно-планировочной концепции. При этом «Реализация права физических лиц на благоприятную среду обитания предусматривает их участие в… осуществлении архитектурной… и строительной деятельности» (п. 2 ст. 4 Закона № 300-З), а «Решения местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам планирования и застройки населенных пунктов, жилищного строительства принимаются после проведения общественных обсуждений» (п. 3 ст. 4 Закона № 300-З).Отсутствие общественного обсуждения архитектурно-планировочной концепции объекта строительства при отсутствии утвержденного в установленном порядке ПДП на данную территорию противоречит нормам п.п. 1-3 ст. 4 Закона, указанным выше нормам Положения №687 и нарушает права и законные интересы заявителя.
4) Обеспеченность Объекта местами для стоянки автотранспорта
Проектная документация Объекта предусматривает 114 машиномест на 143 квартиры(ответ администрации Фрунзенского района от 11.06.2019 № 2-3-7/Б-1582/) .
Согласно ответу Госстандарта РБ от 23.07.19 № 01-27/А-158/2 расчет мест хранения подтверждён письмом комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома (далее КаиГ) от 28.03.2018 №14-17-1/1199 с учетом 80% обеспеченностью машино-местами.
Согласно ТКП 45-3.01-116-2008 11.6.1 При проектировании территорий многоквартирной жилой застройки должно быть предусмотрено размещение автомобильных стоянок и автомобильных парковок для хранения 100 % численности расчетного парка автомобилей, принадлежащих гражданам, но не менее одного машино-места на одну квартиру. На территориях многоквартирной жилой застройки с плотностью жилищного фонда 7000 м2 общ. пл/га и более должны быть предусмотрены одно- и многоуровневые подземные, многоуровневые встроенные, пристроенные, отдельно стоящие автомобильные стоянки, обеспечивающие хранение не менее 60 % численности расчетного парка автомобилей, принадлежащих гражданам».
Соответственно не менее 60% стоянки и 40% парковки (100% или 143 машиноместа), а не 80% суммарно или 115 машиномест на 143 квартиры. Соответственно РУП«Главстройэкспертиза» не проверяла на соответствии ТКП стоянки и парковки в экспертизе, что позволила КАиГ и Мингорисполкому согласовать 80% машиномест в нарушения ТКП.
Необеспеченность Объекта местами для стоянки автотранспорта, а также отсутствие проверки со стороны экспертизы нарушает права заявителя.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 г. № 220-3 «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее – Закон о прокуратуре) задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за «точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов… местными представительными, исполнительными и распорядительными органами… должностными лицами».
В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями рассматриваются обращения граждан, содержащие сведения о нарушении законодательства, в порядке и сроки, установленные законодательными актами (п. 1 ст. 14 Закона о прокуратуре).
Прокурор осуществляет надзор за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан (п. 2 ст. 14 Закона о прокуратуре).
Прокурор «принимает меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан… привлечению нарушителей к установленной законодательными актами ответственности» (п. 3 ст. 14 Закона о прокуратуре).
При установлении нарушений законодательства (в том числе приводящих к нарушению прав и законных интересов граждан), в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает меры прокурорского реагирования, указанные в п. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре.
Исходя из вышеизложенного, ПРОШУ:
1. Рассмотреть данную жалобу по-существу органами прокуратуры.
2. Провести прокурорскую проверку, в ходе которой проверить соблюдение требований:
1) ст. 9, ч. 1 п. 1 ст. 14 и ч. 1 п.1 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» при рассмотрении обращений заявителя,
2) абз. 3 п. 2 ст. 2, п. 2 ст. 53 Закона № 300 и абз. 3 п. 30 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, при размещении, проектировании и строительстве Объекта;
3) пп. 1-3 ст. 4 Закона № 300 и норм Положения № 687 при размещении и строительстве Объекта.
4) Закона № 300-З при корректировке и учете красных линий улиц Мазурова и Лобанка, осуществленной в 2012 г.;
5) Закона № 300-З в нормах Приказа Управления по делам строительства и архитектуры Мингорисполкома от 3 августа 1967 г. № 62 «Технические указания по изготовлению, оформлению и выпуску разбивочного чертежа-акта изменения (установления) красных линий в М 1:2000 в г. Минске и лесопарковой зоне».
3. В случае установления нарушений законодательства принять меры прокурорского реагирования, указанные в п. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре, в т.ч. принести протест в отношении решений, которым были откорректированы красные линии улиц Мазурова и Лобанка в 2012 г.;
Ответ на данное обращение прошу дать в письменной форме, а также выслать его копию на электронный адрес заявителя.
«09»08.2019 г.
Приложения на 8 листах:
ответы прокуратуры от28.03.19 № 0703р-23, от 27.06.19 № 0703-32-2019, от 11.07.19 №7р-576, от 29.07.19№, от 05.08.19 №7-353-2019)
1.ответе КаиГ Мингорисполкома от 12.06.2018 №14-7-2/06-330(2)
ответе КаиГ Мингорисполкома от 29.06.2018 №14-7-2/06-330(3,4)
ответ Минстройархитектуры от 22.06.2018 г. № 01-1-15/Ш-833
.ответ администрации Фрунзенского района от 11.06.2019 № 2-3-7/Б-1582/
ответе КаиГ Мингорисполкома 18.06.2019 г. №14-7-2/06-280(5)
1. Копия ответа государственного комитета по стандартизации РБ от 23.07.19 № 01-27/А-158/2. (стр.
2. Копия ответа УП Минскградо от 22.07.2019 № 01-06-2/977(стр.12)
В ответе Мингорисполкома от 29.07.2019 г. №2-3-7/Б-158/1
1. в ответе Минстройархитектуры от 30.07.2019 г. № «01-15-15/А-3932п, А-393 3п