Администрация Первомайского р-на г. Минска
ФИО заявителя (полностью)
почтовый индекс, адрес заявителя
ОБРАЩЕНИЕ
С 21 июня по 05 июля 2013 года состоялось общественное обсуждение концепции объекта «Застройка микрорайона Восток-2 в границах ул. Кедышко – ул. Калиновского – ул. Славинского с выносом высоковольтной линии ЛЭП 110кВ в кабельную канализацию» (далее – объект). Направляем замечания и предложения по данному объекту.
1. Требования части I «Основные положений градостроительного развития г. Минска» Генерального плана г.Минска
В соответствии с п. 1.3 Направление 1 глава 9 раздел I необходимо «Защитить природный каркас с параметрами водоохранных зон… Слепянской водной системы… путем ограничения размещения производственного и жилищно-гражданского строительства».
Градостроительные проекты (в т.ч. и Генеральный план г. Минска) после их утверждения становятся обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами (п. 23 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 г. № 1476).
Государственные органы, организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, обязаны соблюдать требования градостроительной документации (в т.ч. и Генерального плана г. Минска), утвержденной в установленном порядке (п. 2 ст. 2 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности»).
2. Проект детального планирования
«Застройка поселений осуществляется на основе градостроительной документации детального планирования конкретных структурно-планировочных элементов – район, микрорайон, квартал, градостроительный комплекс – территорий предполагаемой инвестиционной деятельности» (подп. 4.1.7 ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки»). В соответствии с п. 4 ст. 44 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» в проекте детального планирования (далее - ПДП) определяются:
красные линии и линии регулирования застройки;
территориальные зоны по преимущественному функциональному использованию;
размещение объектов общего пользования, социально-культурного назначения и коммунально-бытового обслуживания;
градостроительные требования к застройке территорий;
параметры транспортных сооружений, улиц, проездов, пешеходных зон, магистральных сооружений и коммуникаций связи, инженерного оборудования, благоустройства территорий;
Также согласно п. 2.1 Системы регламентов Генерального плана г. Минска (Регламент В) «На стадии детального градостроительного планирования перечень основных типов параметров застройки дополняется установлением «линий регулирования застройки», которые фиксируют расположение объектов на участке, и архитектурно-строительных параметров – высоты зданий и сооружений, характера благоустройства и озеленения. Официально параметры коэффициента интенсивности застройки инвестиционного участка устанавливаются проектом стадии «Детальный план».
Именно в ПДП осуществляется расчет параметров градостроительного освоения территории, обеспеченности объектами общественного социально-гарантированного обслуживания, балансы застроенной и озелененной территории, обеспеченность местами хранения личного автотранспорта.
Между тем, утвержденный в установленном порядке ПДП на территорию квартала, где размещается испрашиваемый под застройку земельный участок, отсутствует. Таким образом, представленный на общественное обсуждение эскиз объекта предусматривает «точечную застройку» в чистом виде, т.е. строительство объекта без наличия градостроительной документации (ПДП) для данной территории. Соответственно, расчеты выполнения нормативов (параметры градостроительного освоения территории, обеспеченность объектами общественного социально-гарантированного обслуживания, балансы застроенной и озелененной территории, обеспеченность местами хранения личного автотранспорта и др.) и проверка данных расчетов органами и организациями, уполномоченными выдавать государственные экспертные заключения по проекту, отсутствует.
Таким образом, необходимо разработать проект ПДП на данную территорию, утвердить его в установленном порядке и лишь затем проектировать объекты, которые будут предусмотрены к размещению в ПДП.
Между тем, подп. 3.2 п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 23.04.2003 г. № 165 «Об утверждении генерального плана г.Минска с прилегающими территориями и некоторых вопросах его реализации» предусматривает необходимость разработать и утвердить в 2003-2007 гг. детальные планы развития территорий г.Минска, подлежащих реконструкции и новому освоению. Так как ПДП на данную территорию не разрабатывался, то данная территория не подлежит «реконструкции и новому освоению».
3. Плотность населения
На совещании по развитию жилищного строительства в Минске 29 ноября 2012 года Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подчеркнул следующее: «По густоте заселения Минск в полтора-три раза превзошел такие европейские столицы, как Берлин, Вена, Рим, Прага и Стокгольм. Поэтому более оптимальным будет поиск других путей застройки… У нас сегодня море земель, и необязательно людей напрягать в плане дикого уплотнения. У нас и так плотность высока» (http://www.president.gov.by/press141249.html)
Проблема уплотнения затрагивалась и в Послании Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию 19.04.2013 г.: «Жилье в нашей стране должно быть не только доступным, но и удобным. И сегодня эти вопросы от граждан звучат все острее. Прежде всего люди жалуются на отсутствие парковок и пресловутое уплотнение застройки. Кстати, эти два вопроса взаимосвязаны между собой. Да, где–то надо и уплотняться, где–то надо и парковки строить, но только в интересах людей и государства, а не того, кто сегодня придет и вам предложит какой–то проект! Обязательно вот надо влезть к людям, чтобы они обозленные ходили... Неужели в Минске, в черте кольцевой дороги мало земли для того, чтобы строить и парковки, и жилье? Да предостаточно! И на уплотнение идти только в крайнем случае. Мы об этом договорились, и по этому поводу тоже приняты соответствующие решения» (http://www.president.gov.by/press143813.html)
Застройка жилых зон жилых территорий (территории жилой многоквартирной застройки и территории смешанной многоквартирной застройки) характеризуется показателем плотности населения. Так как ПДП на данную территорию отсутствует, то отсутствует информация о плотности населения в жилой зоне микрорайона (квартала). В составе экспозиции информация о плотности населения в жилой зоне микрорайона (квартала) также отсутствовала.
Вместе с тем, «Основные технико-экономические показатели объекта», приводимые в экспозиции:
Плотность жилищного фонда – 10597 кв.м. общ. пл. квартир/га.
Плотность населения – 423,8 чел/га.
Согласно табл. 2.2.1 Системы регламентов Генерального плана г. Минска интенсивность градостроительного освоения высокоплотной жилой застройки на уровне микрорайона (брутто) должна составлять:
6001-7600 кв.м/га;
195-245 чел./га.
Будут ли выполнятся данные показатели для микрорайона? В экспозиции об этом ничего не сказано, а исходя из того факта, что микрорайон застроен многоэтажными жилыми домами и жилыми домами повышенной этажности – вряд ли.
4. Регламенты Генерального плана г. Минска
Эскиз предусматривает размещение в жилой зоне двух объектов «гараж-стоянка» на 300 м/мест каждая высотой 3 этажа (№№ 11 и 12 по г/п).
При этом размещение гаражей-стоянок в жилых зонах возможно только по градостроительному обоснованию, разработанному в составе Детального плана (подп. 11.1 п. 11 табл. 2.2.7 Системы регламентов Генерального плана г. Минска). Между тем, ПДП на данную территорию Мингорисполкомом не утверждался, соответственно, данный объект отсутствует в ПДП, также как и градостроительное обоснование его размещения в составе ПДП. Таким образом, размещение гаража-стоянки в жилой зоне при указанных обстоятельствах будет является нарушением градостроительных регламентов Генерального плана г. Минска. Согласно п. 3 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков в г. Минске и областных центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений), утв. Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667, несоответствие объекта строительства градостроительным регламентам является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
5. Обеспеченность объектами общественного социально-гарантированного обслуживания
Реализация проекта строительства объекта приведет к увеличению численности населения в микрорайоне (квартале), что ухудшит обеспеченность проживающих на данной территории общественными социально-гарантированными объектами обслуживания.
Согласно стратегии развития социальной инфраструктуры (Направление 3 Глава 6 Раздел I Генерального плана г. Минска) предусматривается формирование в городе сети социально гарантированных финансируемых государством объектов обслуживания.
5.1 Спортзалы, бассейны, спортивные площадки
К социально гарантированным объектам обслуживания в сфере физкультуры и спорта отнесены спортзалы, бассейны, спортивные площадки (подп. 3.1 Направления 3 Глава 6 Раздел I Генерального плана г. Минска). Соблюдаются ли основные технико-экономических показатели Генерального плана г. Минска в части обеспеченности спортплощадками жителей города (0,3 га/тыс.жит.)? Информация об отсутствует.
5.2 Детские дошкольные учреждения
Статья 49 Конституции Республики Беларусь предусматривает право каждого на образование. Согласно ст. 8 Закона «О государственных минимальных социальных стандартах» государственными минимальными социальными стандартами в области образования являются нормы и нормативы обеспеченности населения бесплатными и общедоступными социальными услугами, наполняемости групп в государственных учреждениях образования при реализации образовательных программ.
Для г. Минска норматив обеспеченности детей раннего и дошкольного возраста местами в учреждениях дошкольного образования, учреждениях образования, организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, а также норматив охвата детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению в учреждениях общего среднего образования, составляют 100 % (п.п. 14 и 15 Перечня государственных минимальных социальных стандартов по обслуживанию населения города Минска согласно приложению, утвержденного Решением Минского городского исполнительного комитета от 26.06.2003 № 1013).
Наполняемость групп в детских дошкольных учреждениях не должна превышать показателей, установленных в п.п. 8-10 ст. 147 Кодекса об образовании.
В соответствии с п. 4.2 гл. 6 Генерального плана г. Минска необходимо «Снизить наполняемость групп для детских дошкольных учреждений до 15 человек в группе; для подготовительных классов на базе дошкольных учреждений - до 20 человек…, что повысит уровень обслуживания и качество образования».
В городских поселениях радиус обслуживания детских дошкольных учреждений и начальных школ или классов следует принимать до 500 м. (подп. 7.4.5 ТКП 45-3.01-116). В пределах радиуса обслуживания размещаются следующие детские дошкольные учреждения:
№ 253 по ул.Седых, д.54 в г.Минске
№ 273 по ул.Калиновского, д.89 в г.Минске
№ 286 по ул.Калиновского, д.14А в г.Минске
№ 291 по ул.Славинского, д.25А в г.Минске
№ 296 по пр.Независимости, д.151А в г.Минске
№ 313 по пр.Независимости, д.137А в г.Минске
№ 339 по пр.Независимости, д.137Б в г.Минске
Указанные учреждения переполнены. Так, расчетная мощность (вместимость) д/с №____ составляет ____ детей, а реальная наполняемость ___ детей *
__________________________
* По возможности уточнить информацию по мощности и наполняемости д/с у заведующих д/с
Выполняются ли в указанных учреждениях требования п.п. 8-10 ст. 147 Кодекса об образовании, а также требования Приложения 1 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 8 от 25 января 2013 г.?
Необходимо учесть прирост населения, связанный с осуществляемым и планируемым строительством жилых домов в радиусе до 500 м. от указанных детских дошкольных учреждений. Так, вблизи дду № 296,313,339 осуществляется строительство крупного жилого комплекса «Маяк Минска».
5.3. Поликлиники
5.3.1 Взрослые поликлиники
Радиус обслуживания (зона обслуживания) амбулаторно-поликлинических учреждений в населенных пунктах – до 1000 м. (п. 7.4.11 ТКП 45-3.01-116). На данном расстоянии от объекта располагаются:
городская поликлиника № 19 по пр.Независимости, д.119 в г.Минске
городская поликлиника № 27 по ул. Калиновского, д.55А в г.Минске
5.3.2 Детские поликлиники
В радиусе 1000 м. от объекта располагается городская детская поликлиника № 19 по пр.Независимости, д.119 в г.Минске.
5.3.3 Норматив обеспеченности населения поликлиниками
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений для городов следует определять исходя из 23 посещений в смену на 1000 чел. (п. 7.4.8 ТКП 45-3.01-116). Соблюдается ли данный норматив в отношении жителей микрорайона? Информация об этом в составе экспозиции отсутствовала.
Основные технико-экономические показатели Генерального плана г. Минска предусматривают обеспечение населения поликлиниками исходя из повышенного стандарта на 1000 человек: 30,2 посещений в смену к 2015 г. и 30,3 посещений в смену – к 2030 году. Будет ли выполнятся данный показатель в отношении жителей микрорайона после строительства объекта?
Мощность (количество посещений в смену) городской поликлиники № ___ составляет ___ пос./смену, утвержденная в установленном порядке численность взрослого населения, проживающего в зоне обслуживания поликлиники составляет ____чел., общая численность взрослого населения, обслуживаемая поликлиникой (с учетом граждан, проживающих вне зоны обслуживания («прикрепленных» к поликлинике по заявлениям и с разрешения главврача)) составляет _____чел. *
_______________________
* По возможности уточнить информацию в кабинете статистики поликлиник
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 № 724 утверждена Система государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики, в п. 37 которой установлен норматив обеспеченности врачами общей практики, участковыми врачами (терапевтами и педиатрами). Согласно подп. 1.4 п. 1 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18.07.2002 № 963 «О государственных минимальных социальных стандартах в области здравоохранения» на основе государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в административно-территориальных единицах Республики Беларусь разрабатываются и утверждаются территориальные программы государственных гарантий по обеспечению медицинским обслуживанием граждан. Территориальная программа государственных гарантий по обеспечению медицинским обслуживанием населения г. Минска на 2013 год утверждена Минским городским советом депутатов.
Выполняются ли нормативы п. 37 Системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики и нормативы Территориальной программы государственных гарантий по обеспечению медицинским обслуживанием населения г. Минска на 2013 год в отношении жителей микрорайона? Будут ли они выполняться после строительства объекта?
5.3.4 Прирост населения в результате уплотнения
Необходимо учесть прирост населения, связанный с осуществляемым и планируемым строительством жилых домов в радиусе до 1000 м. от поликлиник № __ и № ____:
- жилой дом повышенной этажности……
- жилой дом повышенной этажности….
6. Обеспеченность местами хранения и стоянки автотранспорта
6.1 Обеспеченность местами хранения автотранспорта
Согласно подп. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116 при проектировании территорий многоквартирной жилой застройки необходимо предусматривать автомобильные стоянки (паркинги, гаражи) для хранения легковых автомобилей, микроавтобусов и других транспортных средств, принадлежащих гражданам, причем их вместимость принимается по расчетному уровню автомобилизации на расчетный срок действия генерального плана населенного пункта и должна составлять 100 % численности расчетного парка автомобилей, принадлежащих гражданам.
Согласно подп. 1.3.1 направления 10.1 гл. 10 Генерального плана г. Минска необходимо принимать расчетный уровень автомобилизации на срок действия Генерального плана г. Минска (2030 год) исходя из расчета 1 автомобиль на семью (т.е. на квартиру), или 380 машин на 1000 жителей. При этом в настоящее время текущий уровень автомобилизации в г. Минске уже превысил указанный уровень.
Проектом предусматривается строительство жилых домов, включающих 1090 квартир. Соответственно, из расчета 1 м/место на 1 квартиру необходимо 1090 м/мест в гараже-стоянке («паркинге»). Согласно эскиза, предусматривается 1079 м/мест в «ранее запроектированных многоуровневых гараж-стоянках № 13,14 по г/п». При этом неизвестно, кем, когда и для кого были «ранее запроектированы многоуровневые гараж-стоянки № 13,14 по г/п». Если для хранения автотранспорта жителей всего микрорайона, то в таком случае для хранения автотранспорта жителей объекта предусматривается 600 м/мест в двух гараж-стоянках по 300 м/мест каждая (№№ 11 и 12 по г/п), что явно недостаточно для 1090 квартир.
Допускается учитывать в качестве мест хранения автомобилей места на парковках, на которых обеспечивают условия для хранения автомобилей согласно Указа Президента Республики Беларусь «Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок» от 3 октября 2006 г. № 589» (подп. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116). Согласно подп. 1.1 п. 1 Указа № 589 под автомобильной парковкой понимается место стоянки транспортных средств, представляющее собой участок проезжей части автомобильной дороги, улицы и дороги населенного пункта или прилегающей к ним территории, организованный в соответствии с Правилами дорожного движения, а также Правилами организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.01.2007 № 9. Согласно подп. 2.1 п. 2 указанных Правил владелец автомобильной парковки – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по оказанию услуг в области хранения транспортных средств, являющийся собственником или на иных законных основаниях осуществляющий владение, пользование и распоряжение имуществом автомобильной парковки. Владельцами бесплатных и общедоступных парковок у жилых домов не являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, «осуществляющие деятельность по оказанию услуг в области хранения транспортных средств». Таким образом, парковки у жилых домов требованиям Указа № 589 не соответствуют и учитываться в качестве мест хранения автомобилей не могут.
Об уровне обеспеченности населения микрорайона местами хранения автотранспорта из расчета 1 м/место на 1 квартиру говорить не приходится. В результате проезды и дворовые территории превратились в места хранения автотранспорта. Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович во время заседания Мингорисполкома потребовал решить проблему стихийных парковок в Минске: «Все дворы превратились в стихийные парковки. Особенно в старых дворах не то что не проехать, пройти невозможно вечером, все заставлено машинами. Еще 20-25 лет назад все хотели ставить машины в гаражи. Сейчас большинство ставит их возле дома». По словам Премьер-министра, необходимо решать эту проблему: «Случись беда, к примеру пожар, ведь из-за невозможности спецтехники вовремя подъехать к тому или иному дому можно и жизни потерять. Поэтому там, где не положено, транспорт стоять не должен. Там должны быть соответствующие знаки, должна действовать система штрафов. Но для этого вы должны предложить альтернативные варианты – новые стоянки или найти какие-то другие решения». Мингорисполкому совместно с заинтересованными госорганами было поручено найти оптимальный выход из сложившейся ситуации (http://www.belta.by/ru/all_news/society/mjasnikovich-potreboval-r ... 23469.html)
Соответствует ли реализация данного проекта указанному поручению Премьер-министра?
6.2 Обеспеченность местами стоянки автотранспорта
Эскизом предусматривается размещение в жилых домах «магазинов продовольственных и непродовольственных 1000 кв. м. торг. пл.», для обслуживания которых требуется по расчету 100 м/мест. При этом из них 71 м/место размещается в «ранее запроектированных многоуровневых гараж-стоянках № 13,14 по г/п». А для обслуживания объектов предусматривается только 30 м/мест на парковках возле объектов.
Согласно подп. 11.6.12 ТКП 45-3.01-116 вместимость автомобильных парковок следует определять по расчету для конкретного объекта, исходя из его посещаемости, уровня автомобилизации населения, количества персонала, работающего на объекте, и других факторов, а при отсутствии расчетов следует ориентироваться на показатели, приведенные в Приложении В. Соответственно, в Приложении В ТКП 45-3.01-116, которое именуется «Ориентировочный расчет вместимости автомобильных парковок» приводится методика расчета парковок, в т.ч. и для объектов торгово-бытового и коммунального назначения. Соответственно, торговые объекты должны быть обеспечены м/местами на парковках, а не на стоянках («гараж-стоянка»).
Согласно подп. 1.1 п. 1 Указа № 589 под автомобильной парковкой понимается место стоянки транспортных средств, представляющее собой участок проезжей части автомобильной дороги, улицы и дороги населенного пункта или прилегающей к ним территории, организованный в соответствии с Правилами дорожного движения, а также Правилами организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими.
Между тем, разместить необходимое для торговых объектов 100 м/мест на парковке при соблюдении нормативных расстояний от парковки до жилых домов и иных объектов придомовой территории не представляется возможным из-за отсутствия территориального ресурса на испрашиваемом под застройку участке и вблизи него.
При этом «Не взимается плата за парковку на автомобильных парковках, расположенных на рынках, возле торговых объектов и объектов социально-культурного назначения в границах, определенных местными исполнительными и распорядительными органами» (п. 4 Указа № 589). Выполнить требования п. 4 Указа № 589 для представленного эскиза невозможно.
7. Пропускная способность улицы Калиновского
Пропускная способность улицы Калиновского не рассчитана на существующий уровень автомобилизации. При этом крайние ряды улицы заняты под стихийную стоянку. Если запретить стоянку в крайних рядах, то все автомобили с улицы переместятся во дворы.
Реализация проекта строительства объекта еще более усугубит ситуацию.
Учитывая изложенное, ТРЕБУЕМ:
1. Не рекомендовать к дальнейшей разработке и реализации представленную на общественное обсуждение концепцию объекта.
2. Разместить копию протокола, составленного комиссией по итогам общественного обсуждения объекта, на сайте Администрации Первомайского р-на г. Минска
3. Предоставить следующую информацию, содержащуюся в указанном протоколе:
- количество рассмотренных письменных замечаний и предложений участников общественного обсуждения (из них «за» и «против» реализации архитектурно-планировочной концепции объекта строительства);
- выводы и предложения по результатам анализа письменных замечаний и предложений.
4. Благоустроить испрашиваемый под застройку участок (высадить кустарник и деревья, разбить клумбы).
Приложение на ___ листах:
Список _____ граждан, подписавших данное коллективное обращение.
«___»_____________2013 г. __________ (подпись заявителя)