На примере России. Может кому интересно будет.
Правовые основы дропшиппинга. Поскольку дропшиппинг юридически мало отличается от несанкционированной торговли бабушек на блошиных рынках, то основным инструментом правового регулирования здесь выступает Таможенный кодекс РФ. Государство физически неспособно отследить каждого из миллионов интернет-пользователей. Да и затраты на обеспечение собираемости налоговых сборов вряд ли компенсировались бы этими сборами.
Что же касается таможенного регулирования, то ситуация для дропшипперов существенно улучшилась с введением с 6 июля 2010 года нового Таможенного кодекса. Согласно этому нормативному акту в течение одного календарного месяца в адрес одного получателя в международных почтовых отправлениях можно беспошлинно пересылать товары, совокупная таможенная стоимость которых не превышает 1000 евро, а общий вес 31 кг. В случае превышения указанных норм получатель оплачивает таможенные сборы по единой ставке 30% от таможенной стоимости товара, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной нормы в 1000 евро и (или) весовой нормы в 31 кг.
Это означает, что если в семье конечного получателя три члена, включая малолетнего ребенка, то указанные показатели можно смело умножать на три. Единственное ограничение – получаемые товары должны предназначаться исключительно для личного пользования. Иначе говоря, переслать 10 сотовых телефонов в одном отправлении беспошлинно будет сложно. Хотя и здесь есть лазейка: таможенная пошлина не будет взиматься, если 10 человек лично предъявят для таможенного оформления свои паспортные данные и договор-поручение с получателем посылки о приобретении на их средства 10 сотовых телефонов.
Тем более что дропшипперы вообще не выступают в качестве получателей товаров. Товары каждый раз приходят на адрес конечного получателя, и дропшиппер юридически как участник сделки в таможенных документах вообще не фигурирует. 10 сотовых телефонов здесь сразу идут на 10 несвязанных между собой адресов.
Поэтому дропшиппинг может вполне легально использоваться при продаже любых товаров, кроме запрещенных Таможенным кодексом РФ к пересылке в международных почтовых отправлениях:
– алкогольной продукции, этилового спирта, пива;
– любых видов табачных изделий и курительных смесей;
– любых видов оружия (их частей), патронов к ним (их частей) и конструктивно сходных с оружием изделий;
– радиоактивных материалов;
– культурных ценностей;
– скоропортящихся товаров;
– живых животных, за исключением пчел, пиявок, шелковичных червей;
– растений и семян растений;
– драгоценных камней и природных алмазов, кроме ювелирных изделий;
– наркотических и психотропных веществ, в том числе в виде лекарственных средств;
– озоноразрушающих веществ;
– иных товаров, запрещенных к пересылке на основании актов Всемирного почтового союза и действующего таможенного законодательства.
В остальном дропшиппинг – абсолютно неконтролируемая сфера предпринимательства со стороны государства в условиях современной глобальной экономики. Специфика дропшиппинга не позволяет государственным фискальным органам отслеживать такого рода сделки, но зато открывает большие перспективы для решения, к примеру, проблем обеспечения жизнедеятельности сельских районов.
С ростом доступности сети «Интернет» и наведением порядка в ФГУП «Почта России» этот ассортимент станет доступным не только в крупных городах, но и в сельской местности. Сегодня доступ в интернет есть практически в каждой российской школе. Проблема с равным доступом учащихся к современным информационным технологиям была успешно решена несколько лет назад на государственном уровне.
Но есть и другая проблема, связанная с низкой рентабельностью сельской торговли из-за высоких оборотных издержек и малых объемов продаж. Крупным торговым организациям невыгодно открывать и содержать сельские магазины (низкая платежеспособность, малые объемы продаж, высокие транспортные издержки и т.д.). Отчасти решить эту проблему призван закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», легализующий создание потребительских кооперативов в сфере коллективной закупки товаров. Создание потребительских кооперативов способно поднять на качественно новый уровень организацию снабжения потребительскими товарами на селе.
Схема может быть следующая: потребительский кооператив заказывает через интернет товары для своих членов, оказывая, по сути, посреднические услуги по поиску товара и организации его доставки. В сравнении с традиционной торговлей здесь не нужные ни торговые и складские помещения, ни оборотные средства, ни торговое оборудование. Пара человек плюс один компьютер с выходом в интернет потенциально могут организовать снабжение целого села всем спектром необходимых промышленных товаров.
Поэтому правовое регулирование интернет-торговли в целом (и дропшиппинга в частности) следует рассматривать не через призму подконтрольности действующему законодательству, а через призму его социальной значимости. В конце концов, не так важно, что какие-то законы не способны регулировать дропшиппинг. Гораздо важнее, что в России дропшиппинг развивается с не меньшей скоростью, чем в других странах, а отсутствие препятствий на пути его развития позволяет сполна воспользоваться теми преимуществами, которые предоставляет дропшиппинг для социально-экономического развития территорий