Сейчас мы ждем ответа на повторные запросы в центр эпидемиологии и гигиены и Мингоркомитет природных ресурсов (по согласованию выделения участка под строительство), а также ответа на повторный запрос во Фрунзенский отдел образования (по наполненности соседних дошкольных учреждений и начальных школ).
Пока я размещу здесь черновик заявления в министерство архитектуры и строительства, а также черновик собственно жалобы на действия архитектурно-градостроительного Совета.
220048, г. Минск, ул. Мясникова, 39
ЗАЯВЛЕНИЕ
О разъяснении вопросов применения пункта 22
«Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь
от 10 февраля 2014 г. № 109
С 25.07.2016 по 18.08.2016 проходило общественное обсуждение объекта строительства: «Строительство административного здания по ул. Д. Сердича, 12 со сносом существующего здания начальных классов ГУО «Средняя школа №116 г. Минска», организатором которого выступило Управление архитектуры и строительства администрации Фрунзенского района г. Минска. Обсуждение проходило в форме информирования физических и юридических лиц и анализа общественного мнения.
16 сентября 2016 г. состоялось заседание архитектурно-градостроительного Совета (далее – Совет) при главном архитекторе г. Минска, на котором было принято решение по данному объекту. Советом был составлен протокол № 09 –16/2.
1.
Из Протокола № 09 –16/2 следует, что анализ собственно общественного мнения Советом не проведен. В указанном протоколе сообщается, что «от участников общественного обсуждения проекта организатору поступило 4 электронных обращения, 6 письменных обращений, 42 обращения в журнале регистрации письменных замечаний и предложений. Однако Совет не рассмотрел и не проанализировал, какое мнение (положительное либо отрицательное) высказано заявителями в обращениях. Совет не подсчитал, в частности, какое количество обращений содержат предложение прекратить реализацию проекта «Строительство административного здания по ул. Д. Сердича, 12 со сносом существующего здания начальных классов ГУО «Средняя школа №116 г. Минска». Насколько мне известно, данное предложение содержится в большинстве, если не во всех обращениях.
Прошу вас разъяснить, допустимо ли, согласно «Положению о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (далее – Положение) отсутствие в протоколе упоминания общественного мнения как такового, отсутствие подсчета положительных и отрицательных мнений о проекте и подсчета предложений прекратить реализацию проекта.
2.
В Протоколе № 09 –16/2 указано, что Совет решил: «Заказчику (проектировщику) дальнейшее проектирование вести … с учетом аргументированных замечаний, поступивших от участников общественного обсуждения». При этом в Протоколе не отмечается, какие из поступивших замечаний и предложений Совет счел «аргументированными», а какие – нет.
Прошу вас разъяснить:
• Что означает формулировка «аргументированное замечание», согласно Положению. Какие замечания являются аргументированными, а какие – нет.
• Имеет ли Совет право, согласно Положению, определять, какие замечания аргументированы, а какие – нет.
• Имеет ли Совет право, согласно Положению, не обозначать в протоколе заседания, какие замечания он счел аргументированными, а какие – нет.
• Имел ли право Совет не упоминать в формулировке своего решения аргументированные предложения, не противоречащие существующим НПА.
• Являются ли все замечания и предложения, фигурирующие в колонке «Замечание, предложение» таблицы Приложения 1 Протокола № 09 –16/2 аргументированными. Если нет, то какие из них являются аргументированными?
В обращении таком-то неоднократно предлагается прекратить дальнейшие работы по объекту. Каждый раз это предложение подкреплено аргументированными замечаниями, касающимися противоречия проекта тем или иным требованиям нормативных правовых актов.
Прошу вас разъяснить, правомочно ли решение Совета «дальнейшее проектирование вести … с учетом аргументированных замечаний, поступивших от участников общественного обсуждения», если таковые замечания аргументируют предложение о необходимости прекращения реализации проекта.
3.
Ни «Положение о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», ни «Положение об архитектурно-градостроительных советах» не наделяют Совет правом отбора замечаний и предложений граждан для их рассмотрения и обобщения на своих заседаниях. Тем не менее, Совет проигнорировал, не рассмотрел и не обобщил целый ряд замечаний и предложений, содержащихся в обращении таком-то. Подчеркиваю, что каждое из проигнорированных замечаний и предложений было аргументировано несоответствием проекта тому или иному положению действующих нормативных правовых актов. Также был проигнорирован ряд замечаний и предложений из обращения такого-то. Данные обращения были оформлены в полном соответствии с требованиями законодательства и зарегистрированы.
Прошу вас разъяснить, имел ли право Совет в этом случае не рассматривать часть поступивших замечаний и предложений.
4.
В главе 2 Положения не определена процедура анализа общественного мнения, рассмотрения и обобщения замечаний и предложений граждан. В то же время в п. 26 указанного положения указано, что при проведении общественного обсуждения в форме работы комиссии, эта комиссия “готовит подробные, аргументированные ответы на такие замечания и (или) предложения и направляет их участникам общественного обсуждения с разъяснениями возможности или невозможности учета поступивших от данных участников замечаний и (или) предложений”.
В Протоколе № 09 –16/2 ответы на ряд замечаний и предложений не были ни подробными, ни аргументированными, ответы на них участникам общественного обсуждения направлены не были.
Пример1.
Согласно Протоколу № 09 –16/2, предложение оставить в здании существующий объект, ввиду нехватки детских учреждений, Советом рассмотрено следующим образом: «по информации управления образования администрации Фрунзенского района г. Минска, в связи с уменьшением численности населения в данном квартале на протяжении последних лет, нуждаемость в данном дошкольном учреждении в системе образования отсутствует».
В протоколе отсутствует ссылка на конкретный документ управления образования администрации Фрунзенского района, что не позволяет считать данное утверждение Совета аргументированным.
Пример 2.
По поводу предложения о реконструкции существующего здания в Протоколе отмечается, что данная реконструкция не целесообразна. «Экономический расчет показал, что работы по реконструкции здания в 1,5 раза выше, чем снос и строительство нового сооружения».
Однако 19.06.2015 Мингорисполкомом было принято решение № 1616, разрешавшее строительство объекта под названием «Реконструкция здания начальных классов ГУО «Средняя школа №116» по адресу Данилы Сердича, 12. Совет проигнорировал этот факт, а также то, что этот факт был скрыт от участников общественного обсуждения.
Утверждение Совета о нецелесообразности реконструкции существующего здания не имеет под собой оснований. Целесообразность реконструкции обоснована, в частности, п. 5.2.5 ТКП 45-3.01-116-2008, согласно которому «реконструкцию территорий функциональных зон следует осуществлять на основе макси¬мального сохранения и использования существующих жилых и общественных зданий, с одновременной реконструкцией и модернизацией эксплуатируемого фонда». Данное замечание фигурирует в обращении таком-то.
Утверждение Совета о якобы проведенном экономическом расчете не содержат ссылки на конкретный опубликованный документ, описывающий процедуру расчета, его исполнителей, аргументацию вывода и т.д., что не позволяет считать данную экономическую оценку аргументированной.
Пример 3.
В ответ на замечание об отсутствии ссылки на источник информации о 80%-ом износе конструкции существующего здания, в Протоколе указано, что вывод сделан на основе визуального осмотра и допустимого срока эксплуатации.
Однако, как указано в п. 5 обращения такого-то, теперешнее состояние здания позволяет надзорным органам выдавать разрешение на размещение в здании ряда организаций, в том числе учреждения образования.
Кроме того, Совет не приводит ссылку на опубликованный протокол якобы проведенного визуального осмотра с указанием списка осмотренных помещений, исполнителей и конкретных оснований вывода. Таким образом, нет оснований считать вывод Совета о степени износа здания аргументированным.
Прошу вас разъяснить:
• Следует ли в данном случае (в случае общественного обсуждения в форме информирования физических и юридических лиц и анализа общественного мнения) применить аналогию закона и выполнить вышеуказанное требование п. 26 Положения, а именно: Совету готовить подробные, аргументированные ответы на замечания и (или) предложения и направлять их участникам общественного обсуждения с разъяснениями возможности или невозможности их учета.
• Допустимо ли, согласно Положению, Совету основывать свое решение на бездоказательной информации; отвечать на замечания и предложения, не ссылаясь на конкретные документы.
5.
В ряде случаев Совет исказил суть поступивших замечаний и предложений. Из Протокола № 09 –16/2 видно, что рассмотрены были не поступившие замечания и предложения, а именно искаженная их версия.
Пример
В качестве замечания/предложения в Протоколе фигурирует фраза «Неблагоприятная экологическая обстановка (загазованность, шум, вырубка зеленых насаждений)». В качестве ответа в Протоколе утверждается, что “в соответствии с экологическим мониторингом экологическая обстановка в данном районе благоприятная”.
В обращении таком-то в пп. 3 и 4 аргументированно доказывается, что запроектированный объект негативно повлияет на окружающую среду. Таким образом, поданное замечание касалось не экологической обстановки в квартале в данный момент, а именно негативного влияния на нее запроектированного объекта. Следовательно, суть поданного замечания искажена, а приведенная в протоколе информация не является ответом на замечание об ухудшении экологической обстановки в результате строительства объекта.
Прошу вас разъяснить, допустимо ли, согласно Положению, подобное искажение сути поданных замечаний и предложений.
6.
Совет рассмотрел не все поступившие обращения. В Протоколе № 09 –16/2 отмечено, что «Остальные обращения не могут быть учтены в связи с отсутствием их регистрации и оформления в установленном порядке». Однако Положение не устанавливает требований ни к регистрации, ни к оформлению обращений участников общественного обсуждения.
Прошу вас разъяснить, допустимо ли и законно ли в данном случае, согласно Положению, игнорирования ряда поступивших обращений.
7.
В Протоколе № 09 –16/2 ничего не сообщается о количестве и содержании обращений, поданных через урну для голосования, имевшуюся в помещении ГУО «Средняя школа № 116 г. Минска» в период общественного обсуждения. Вероятно, данные обращения Советом не рассмотрены.
Прошу вас разъяснить, допустимо ли, согласно Положению, отсутствие в протоколе заседания Совета упоминания обращений, поданных через урну для голосования.
8.
Протокол № 09 –16/2 гласит, что решение по рассматриваемому объекту принято на основании п. 22 «Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности». Согласно этому пункту, протокол заседания составляется по итогам рассмотрения Советом замечаний и предложений. В протоколе указано, что рассмотрение и обобщение замечаний и предложений изложено в Приложении 1. Таким образом, Совет принял свое решение на основании информации, изложенной в Приложении 1.
При этом, исходя из Приложения 1 Протокола, очевидно, что Совет основал свое решение в т.ч. на ложной информации.
Пример 1.
В Протоколе утверждается, что “в соответствии с экологическим мониторингом экологическая обстановка в данном районе благоприятная”. Однако данная информация не соответствует действительности. Ей противоречат результаты комплексной оценки состояния окружающей среды на территории г. Минска, изложенные, в частности, в монографии Городская среда: геоэкологические аспекты : монография / В. С.Хомич [и др.] – Минск: Беларус. навука, 2013. – 301 с.
Согласно данным оценки:
• рассматриваемый квартал является частью района с неблагоприятной экологической ситуацией (рис. 10.7, с. 259);
• экологическая ситуация в данном квартале является относительно неблагоприятной (рис. 10.5, с. 256);
• квартал входит в зону среднего загрязнения атмосферного воздуха и почв (рис. 10.1, с. 247, рис. 10.3, с. 251) с превышением ПДК/ОДК по нескольким элементам;
• древесная растительность квартала сильно повреждена (рис. 6.7, вклейка).
Изложенная выше информация представлена также в «Схеме зон наиболее неблагоприятных экологических условий г. Минска», разработанной УП «Минскградо». Согласно этой схеме, экологические условия в рассматриваемом квартале относительно неблагоприятные. Однако присутствовавшие на заседании руководители УП «Минскградо» не возразили против использования Советом ложной информации.
Пример 2.
В пп. 15 – 24 обращения такого-то указывается на противоречия проекта ряду пунктов существующих НПА, касающихся стоянок и парковок. В Протоколе отмечается, что «проектом не предусмотрена стоянка и хранение ведомственного транспорта».
Однако в текстовых материалах, представленных на общественное обсуждение, указано, что «на участке размещены парковки для работников и посетителей, стоянка для служебного автотранспорта…». Таким образом, Совет не рассмотрел замечания, касающиеся стоянок запроектированного объекта.
Прошу вас разъяснить, может ли, согласно Положению, считаться законным решение Совета, основанное, в том числе, на ложной информации.
9.
Согласно п.11 Положения, «в состав экспозиции (выставки) и (или) презентации проекта, выносимого на общественное обсуждение, включаются графические и текстовые материалы в доступной для восприятия и обсуждения форме с основными технико-экономическими показателями по проекту…».
Текстовые материалы, представленные на экспозиции проекта и размещенные на интернет-сайте Администрации Фрунзенского района г. Минска (http://www.fr.gov.by/public_disc/?ELEMENT_ID=4886) содержат ложную информацию. Там написано: «На территории существующего здания начальных классов, пустующего в данный момент, по заданию на проектирование предполагается размещение…». Однако в данный момент в указанном здании размещены в том числе Отдел принудительного исполнения Фрунзенского района г. Минска и часть помещений Центра дополнительного образования детей и молодежи «Эврика».
Замечание об содержавшееся в п. 1 обращения такого-то, Советом рассмотрено не было.
Прошу вас разъяснить, допустимо ли и законно ли, согласно Положению, присутствие в составе экспозиции проекта ложной информации.
10.
В п. 19 Положения указано, что общественные обсуждения в форме информирования физических и юридических лиц и анализа общественного мнения проводятся в том числе для архитектурно-планировочных концепций объектов строительства (при отсутствии детальных планов). При этом, согласно п. 4.1.7 ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки», «Застройка поселений осуществляется на основе градостроительной документации детального планирования конкретных структурно-планировочных элементов – район, микрорайон, квартал, градостроительный комплекс – территорий предполагаемой инвестиционной деятельности». На квартал, где запроектирован объект строительства, документация детального планирования отсутствует.
Предложение не производить дальнейших работ по объекту, основанное на замечании об отсутствии документации детального планирования на данную территорию высказывалось в обращении таком-то.
Прошу вас разъяснить, допустимо ли, согласно Положению, решение Совета “вести дальнейшее проектирование” в случае отсутствия документации детального планирования на данную территорию.
Приложения:
Протокол заседания Совета,
Обращение.