lawyer_belarus,
я... кстати, не подскажешь, где найти источник этого выражения?
В общем случае - нигде Встречается в некоторых диссертациях по истории того периода. Факт не считается достоверно устанолвенным (как большинство остальных ), но суть... А суть такова, что
1. Современное белорусское законодательство о контрактах формирова-лось преимущественно на протяжении 1990-х годов. До середины 1999 г. оно развивалось в направлении постепенного расширения круга работников, с ко-торыми допускалось заключение контрактов. Действующее законодательство о контрактах не предусматривает ограничений для заключения контрактов, обу-словленных профессией, должностью работника, местом работы и т.п. Исходя из части первой п. 1 Декрета № 29 нанимателям предоставлено право заклю-чать с любыми работниками контракты на срок не менее одного года.
2. Представляется неправильной точка зрения, что контракт есть особый вид трудового договора, отличительными чертами которого являются его срочный характер и возрастание индивидуально-договорного начала в регулировании трудовых отношений.
3. Для нанимателя отказ поступающего на работу от заключения контракта может являться основанием для отказа в приеме на работу, причем такой отказ не будет являться необоснованным. Представляется, что исключение составляют работники, перечисленные в ст. 16 ТК, которая запрещает необоснованный отказ отдельным гражданам в заключении трудового договора. При их несогласии с заключением именно контракта наниматель не может отказать такому работнику в приеме работу и обязан заключить обычный трудовой договор (если поступающего на работу лицо трудовое законодательство не относит-ся к той категории работников, с которыми заключение контракта является обязательным).
4. В то же время широкая практика применения контрактной формы най-ма в Республике Беларусь не лишена недостатков. В соответствии с исследованиями, проведенными НИИ труда в марте-августе 1999 года, той точки зрения, что широкое применение контрактов приводит к ущемлению прав и интересов работников, придерживается 25 % руководителей предприятий, 31,8 % руководителей структурных подразделений, 33,3 % начальников отделов кадров, 47,4 % юрисконсультов и 88,2 % руководителей профсоюзных комитетов. Основными причинами негативного отношения к контрактной форме найма ра-ботников, с которыми заключены контракты, согласно данным НИИ труда, яв-ляются невыполнение нанимателем обязательств по контракту; ущемление прав работников при расторжении контрактов, факт непродления контракта по исте-чении срока его действия; неудовлетворенность работников размером компен-сации; отсутствие условий при использовании данной формы найма для повы-шения квалификации, обучения без отрыва от производства, ограничение воз-можностей продвижения в должности и работы по совместительству [Ткач В. В теории и в жизни // Национальная экономическая газета. — 2000, № 2. — С. 10].
5. В Конвенциях и Рекомендациях МОТ, в трудовом законодательстве большинства зарубежных стран (в том числе России - ст. 59 ТК Российской Федерации 2001 г.), проводится идея ограничения использования срочных трудовых договоров. При доработке и развитии законодательства о контрактах, как представляется, следует учитывать ч. 2 ст. 17 ТК, а также ТК Российской Федерации исходя из продекларированного в Договоре о создании Союзного государства курса на унификацию законодательства (в том числе и трудового) Республики Беларусь и Российской Федерации.
6. Законодательством не предусмотрено обязательное предоставление работнику вместе с предупреждением (уведомлением) о переводе на контрактную форму найма с бессрочного трудового договора проекта текста трудового кон-тракта. Очевидно, что работник должен принимать решение о переходе на кон-трактную форму найма только владея всей информацией об условиях предла-гаемого контракта. Поэтому представляется целесообразным закрепить в зако-нодательстве обязанность нанимателя предоставлять работнику вместе с пре-дупреждением (уведомлением) о переводе на контрактную форму найма с бес-срочного трудового договора проект текста трудового контракта.
7. Необходимо установить в п.п. 2.5 Декрета № 29 нижние пределы до-полнительных мер стимулирования труда.
8. В Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников не со-держится указания о необходимости осуществления соответствующей записи в трудовую книжку работника в случае, когда трудовой договор, заключенный ранее с работником на неопределенный срок, трансформируется в контракт без прекращения трудовых отношений. Полагаем, что необходимо внести измене-ния в Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек работников, которое бы урегулировало данный пробел.
9 Контракт может быть немотивированно прекращен в день истечения его срока по волеизъявлению как работника, так и нанимателя (предваритель-ное предупреждение стороны о намерении прекратить контракт законодатель-ством не предусмотрено). Представляется правильным закрепить в законода-тельстве обязанность как работника, так и нанимателя предупреждать другую сторону контракта об отсутствии намерения его перезаключать на новый срок не менее чем за месяц до истечения срока контракта.
10. В законодательство должна быть включена дополнительная гарантия беременным женщинам и женщинам, находящимся в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком до трех лет, которая заключается в обязанности нанимателя в случаях истечения срока контракта в названные периоды продлить по заявлению женщины срок контракта до достижения ребенком возраста трех лет.
11. Следует законодательно ограничить количество случаев перезаключения контракта между одними и теми же сторонами, что приведет к повыше-нию защитной функции трудового права, повышению стабильности трудовых отношений.
12. Расширение договорных начал в регулировании трудовых отношений не может не коснуться института трудового договора, предоставляя его сторонам самые широкие права по определению его содержания. Теоретически контрактная форма найма является достаточно эффективным и гибким средством индивидуализации трудовых отношений. В тоже время в преамбуле Декрета № 29 (основном нормативном акте, регулирующем контрактную форму найма) отмечается, что он принят «в целях совершенствования организации труда, предупреждения нарушений законодательства в сфере трудовых отношений», а не в целях создания дифференцированного и индивидуально-договорного регулирования условий работы, обусловленное спецификой труда отдельных категорий работников. Для того, что бы теоретическое положение о том, что контрактная форма найма является достаточно эффективным и гибким средством индивидуализации трудовых отношений реализовалось на практике, необходимо реформировать законодательство Беларуси о трудовых контрактах. В ходе дальнейшего совершенствования законодательства Республики Беларусь о контрактах правотворческим органам следует учитывать не только собственный позитивный и негативный опыт в этом вопросе, но и рекомендации доктрины трудового права, опыт судебной и иной правоприменительной практики, а также зарубежный опыт использования контрактной формы трудового найма.