Белорусский авторынок ждут нелегкие времена
Александр БЕНЬКО
Дилеры рассчитывают на рост продаж по итогам января 2009 года, больше чем на месяц никто прогнозировать не решается.
Високосный 2008 год производители автомобилей будут вспоминать долго. Мировой авторынок показал небывалое падение продаж, скатившись по всем показателям к цифрам 25—30-летней давности. Вместе с тем отечественный сегмент в течение года успел сделать гораздо больше — ощутить эйфорию от взлета продаж по итогам первых 9 месяцев и в последнем квартале впасть в стагнацию. В итоге в новый год дилеры вошли с двойственными чувствами: с одной стороны, они уже успели скорректировать свои планы в расчете на возможный рост продаж, с другой — понимают, что надеяться им особо не на что.
Ситуация вышла из-под контроля еще в октябре прошлого года, когда банки стали массово отказывать клиентам в получении кредитов на покупку автомобилей. Месяцем ранее, когда дилеры еще не думали о каких-то серьезных кризисных проявлениях, в заявках на 2009 год, которые отсылались заводам-производителям, ими вносились показатели в расчете на двукратный рост рынка. Европейские и японские компании, которые столкнулись с резким падением спроса на продукцию автопрома в большинстве основных стран-потребителей, стали относиться к Беларуси несколько иначе. Отдельные автопроизводители даже предпочли выделить ее в отдельный розничный регион в расчете на то, что при общем спаде продаж наша республика может стать отличной антикризисной гаванью.
"В 2009 году мы рассчитывали на стопроцентный рост рынка, как и в прежние годы, поэтому головному заводу в Германии была отправлена заявка на 12 тысяч автомобилей, — рассказывает директор предприятия "Атлант-М Фарцойгхандель" Сергей Михневич. - Но после того как мы столкнулись с проблемами автокредитования, а также с ограничениями при закупке валюты, планы пришлось корректировать в разы".
Дилеры не скрывают, что 2008 год они закончили с не распроданными до конца складскими запасами, и еще в течение I квартала нового года потребителям будут продаваться старые машины, но уже по новым ценам. "Январский всплеск потребительского спроса, связанный со снижением курса белорусского рубля по отношению к мировым валютам, дал знать о себе шквалом звонков. Просьба была одна: продайте машины из расчета по старому курсу, но, к сожалению, это уже невозможно — таких низких цен на автомобили, как в конце 2008 года, уже не будет, — объясняет руководитель группы компании "Интеллект" Сергей Варивода. Девальвация белорусского рубля оказалось нелегким временем для продавцов автомобилей. Фактически сегодня они находятся на распутье, не зная, как им поступить — индексировать цены на машины соразмерно подорожанию той валюты, к которой был привязан их ценник, либо же повышать стоимость на 20% плавно и не торопясь. В любом случае их ожидания вряд ли можно назвать оптимистичными: уменьшение доходов населения плюс сокращение банковского кредитования — далеко не лучший фон для дальнейшего роста рынка. Падение продаж на 15—20% при самых оптимистичных прогнозах в 2009 году вместо стабильного роста — такие цифры называют большинство экспертов и операторов.
Впрочем, в I квартале 2009-го рынок, по всей вероятности, наоборот покажет 10—15%-ый рост. Продавцы рассчитывают, что нестабильная ситуация на валютном рынке привлечет в салоны потребителей, желающих вложить деньги в покупку автомобиля. Ожидания имеют весьма прагматичную основу - автодилеры впервые начали позиционировать машины как способ вложения денег. Если еще несколько месяцев назад такие активы ликвидными не считались, то в нынешней ситуации всякий способ хорош. "В январе мы рассчитываем на рост продаж. Автомобиль - далеко не худшее средство вложения денег. Ведь если граждане не верят в иные перспективы сохранения средств, они приобретают товары. На жилье в данном случае рассчитывать не приходится, цены там не снижаются, а вот следующим по интересу покупательной способности стоят как раз автомобили", — поясняет Сергей Михневич.
Конечно, все сливки в основном достанутся раскрученным брендам. Паника на потребительском рынке уляжется очень быстро. Поэтому белорусский авторынок ждут достаточно низкий уровень объемов продаж, высокая конкуренция и банкротство отдельных автодилеров.
Задняя передача
На мировом авторынке началось сильное снижение продаж. В некоторых странах оно составляет более 90%. Мировым лидером по темпам падения стала Исландия. В декабре там было продано всего 74 авто.
Неустойчивость перед финансовыми проблемами продемонстрировали и автотрейдеры стран Балтии. Из балтийской троицы больше всех потеряла в ноябре Латвия — 61,5%. Однако нельзя сказать, что Эстония и Литва были намного удачливее. Их рынки потеряли за месяц 52,6% и 52,2% соответственно. Еще одной страной, в которой автопродажи к концу года сократились более чем в два раза, стала Ирландия. Потеряв 55,9%, она смогла выйти на второе место по темпам падения среди стран ЕС. Немного не дотянула до тех, кому за 50%, Испания. Ее рынок за прошлый месяц сократился на 49,6%. США в прошлом месяце потеряли 37% от общих объемов продаж машин. Незначительно отстает Великобритания. В декабре англичане купили на 36,8% автомобилей меньше, чем за тот же период в прошлом году. Почетное третье место в этой группе заняла Украина с 35%. Рынок Германии сократился на 17%. Объемы продаж в России и Китае снизились только на 15%. Устойчивой оказалась и Франция, потеряв лишь 14%.
Однако на фоне падения мирового автомобильного рынка и сокращения объемов производства абсолютно невероятными кажутся показатели Чехии и Польши. На чешском рынке в прошлом месяце было продано на 2% больше автомобилей, чем в декабре 2007-го. А поляки умудрились в ноябре улучшить свои показатели на 10,7%. Впрочем, эксперты объясняют этот парадокс: уровень автопродаж в этих странах еще в прошлом году был довольно низким. Поэтому даже в условиях финансового кризиса их рынок показывает положительную динамику.