Добавлено: Апрель 7, 2013
Kastus Dadzkou, Заместитель директора СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ КОЛЛЕГИЯ ООО
Начну с не самой распространенной, но наименее описанной ситуации по проблемам шума. Застройщик строит многоквартирный жилой дом около железной дороги или транспортной магистрали. Дольщики вступили в строительство из-за привлекательных цен, но в тоже время хочется жить в доме с акустическим комфортом.
Некоторые строительные организации станут, конечно же, рекомендовать дополнительную шумоизоляцию внутри и снаружи, но самым узким местом на пути проникновения звука является окно. Теоретически, можно сделать окна с шумоизоляцией, худшей чем стены всего на 12-15 дБ, только вот за все время работы в строительной акустике не встречал я, чтобы у нас в Беларуси кто-нибудь делал окна с разнотолщинными стеклами и с различными межстекольными расстояниями.
Мало кто знает среди дольщиков, что Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 10.02.2011 № 11 утверждены Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду». Тут надо определить пару специальных терминов.
Санитарно-защитной зоной (СЗЗ) называется территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает достаточный уровень безопасности здоровья населения от вредного воздействия (химического, биологического, физического) объектов на ее границе и за ней. Граница СЗЗ устанавливается до границ территорий объектов; границ земельных участков (при усадебном типе застройки); окон жилых домов (при многоэтажной жилой застройке). Размеры СЗЗ определяются в соответствии с нормативами допустимых уровней шума, электромагнитных излучений, инфразвука, рассеянного лазерного излучения и других физических факторов на внешней границе СЗЗ.
Санитарным разрывом называется минимальное расстояние от объекта до границы жилой, общественно-деловой, рекреационной зоны, который имеет режим СЗЗ, но не требует разработки проекта ее организации. Санитарные разрывы создаются для автомобильных дорог республиканского значения, аэропортов, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, а также вдоль границ полос воздушных подходов к аэродромам (их размер определяется в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ и распространения физических воздействий); магистральных трубопроводов углеводородного сырья, компрессорных установок.
Запрещается размещать, проектировать, строить и вводить в эксплуатацию объекты, оказывающие вредное воздействие, при котором имеется превышение гигиенических нормативов и иных нормативов, установленных законодательством Республики Беларусь. В том числе объекты, не обеспечивающий акустический комфорт категории Б-В в жилых помещениях.
Итак, вернемся к ситуации жилой застройки вдоль транспортной магистрали, допустим, железной дороги. Вдоль железной дороги должна быть определена СЗЗ с границами, определенными расчетным путем и подтвержденными натурными измерениями. Производить застройку в пределах СЗЗ железной дороги (как и любой транспортной магистрали) запрещается. Наиболее эффективным методом шумозащиты в данном случае является применение акустических экранов, но стоимость их с учетом проекта, материалов и установки составляет около 1000$/ м погонный. Эффективно, но дорого. Тогда возникает правовой вопрос: кто за это обязан платить?
Белорусская железная дорога уже более десяти лет устанавливает такие экраны вдоль путей. В основном, это касается той жилой застройки, которая была введена в эксплуатацию по крайней мере до 2000-го года. В остальном вдоль путей утверждены границы СЗЗ, жилая застройка в пределах которых запрещена. Но допустим, дом хотят построить в Минске или областном центре, где актуальна проблема уплотнения застройки. Тогда застройщик (проектировщик) обязаны предусмотреть шумозащитные мероприятия, чтобы в жилых помещениях выполнялись гигиенические нормативы в том числе и по шуму. Иначе строительный проект не может быть утвержден!
Проблема в Беларусь в том, что проектанты часто липуют данные акустических расчетов ( http://www.sudexpert.by/analysis/acustic/acusticszz.html ). Один из архитекторов мне рассказывал, что когда санстанция попросила предоставить карту-схему с источниками шума, он самолично на ситуационной карте-схеме нарисовал маркером изолинии за пять минут. И тут снова возникает вопрос: что делать?
Первое, попросить застройщика ознакомить Вас с акустическим расчетом жилых помещений вашего этажа от транспортной магистрали. Должен быть, иначе бы проект не подписал госстройнадзор. В данном разделе должны быть результаты измерений пооктавных уровней звука вдоль транспортной магистрали, расчетные точки на уровне Вашего этажа, характеристики источников звука, карты-схемы с изолиниями уровней шума, предложения по шумозащитными мероприятиям.
Второе, приемка дома. Она проводится в том числе и по шуму. Например, коллеги из моей организации периодически выезжают на аттестацию жилых домов по шуму лифтового оборудования, тепловых узлов и вентиляции. В случае близкого расположения жилого дома около магистрали необходима и аттестация жилых помещений на соответствие по шуму от транспортных потоков (различия в методике измерения шума тут существенны). Поэтому законодательно дольщик нового жилья полностью защищен. Опуская на первых порах нормативные ссылки предлагаю для описанной ситуации следующий алгоритм действий борьбы за тихий дом.
1. Ознакомьтесь с разделом акустического расчета строительного проекта Вашего дома.
2. При отсутствии данного раздела и очевидно интенсивном источнике шума сделайте соответствующий запрос:
а) в организацию, согласовавшую и утвердившую строительный проект;
б) в местный центр санэпидемиологии.
По идее, проект обязаны вернуть проектанту на доработку, и последний должен заложить в смету и затраты на возведение акустических экранов.
3. Требовать перед подписанием актов сдачи-приемки протоколы измерений аттестации жилых помещений по шуму.
К сожалению, имеется практика, когда некоторые крупные застройщики учредили собственные акустические лаборатории, всегда выдающие нужные протоколы измерений. В этом случае, лучше проконсультироваться у компетентных акустиков на предмет потасовки результатов измерений. Опытный специалист сразу увидит ляпы подтасованных результатов контроля. С нормами по шуму (Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 16.11.2011 № 115) можно ознакомиться тут: http://sudexpert.by/metrological-services/harmfulfactors/ips.html .
Если имеются несоответствия, то требовать у застройщика их исправления. Если не помогает, жаловаться в санстанцию.
4. Если и акустический расчет вроде был произведен, и протоколы измерений при приемке дома имеются, но шум от транспортной магистрали все равно не дает спокойно ни спать, ни жить. Тогда обращайтесь в местную санстанцию, проводите акустический контроль с привлечением независимых организаций. Главное, чтобы это было произведено в гарантийный срок жилого дома, иначе сложно будет найти ответственных, все Вам смогут только посочувствовать.
И последнее. Не знаю, связано ли это с нашей белорусской ментальностью, но большинство наших граждан относятся к проблеме шумового загрязнения прямо таки с фаталистическим пессимизмом. Как человек, не первый год занимающийся инженерной акустикой в Беларуси, могу утверждать, что не добиваются надлежащего акустического комфорта или неадекватные граждане (с очень чувствительным слухом/психикой, которым постоянно мроіцца), или же те, кто, сложа руки, ничего не делают. У нас в республике различные органы государственной власти на самом деле эффективно защищают граждан в плане вредного физического воздействия, вот только сами граждане, к сожалению, об этом редко догадываются.