ЗАЯВЛЕНИЕ
Ранее мною направлялось обращение по вопросу размещение объекта «______________________» (далее – Объект), на которое был получен ответ от 30.07.2019 г. №___________
1. В ответе сказано: «Согласно требований пункта 19 Положения________» (переписать абзацы 2-6 со стр. 3 ответа включая слова «(до начала разработки проектной документации)»).
Из чего можно сделать следующий вывод: если для строительства объектов разрабатывается проектная документация стадии «Строительный проект», то местный исполнительный комитет может по своему усмотрению определить «отсутствие необходимости проведения общественного обсуждения объекта», в связи с чем данная процедура не осуществляется. Между тем, в соответствии с ч.ч. 1, 2 и 4 п. 7 ст. 51 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З) проектная документация стадии «Строительный проект» разрабатывается для любых объектов строительства. Соответственно, при отсутствии детального плана местный исполнительный комитет может по своему усмотрению определить «отсутствие необходимости проведения общественного обсуждения объекта», в связи с чем общественное обсуждение архитектурно-планировочной концепции любого объекта строительства может не осуществляться (?!). Такие подходы позволяют застраивать любые территории населенных пунктов, где отсутствуют детальные планы, любыми объектами без общественного обсуждения их архитектурно-планировочной концепции. При этом «Реализация права физических лиц на благоприятную среду обитания предусматривает их участие в… осуществлении архитектурной… и строительной деятельности» (п. 2 ст. 4 Закона № 300-З), а «Решения местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам планирования и застройки населенных пунктов, жилищного строительства принимаются после проведения общественных обсуждений» (п. 3 ст. 4 Закона № 300-З). Очевидно, что подобная застройка населенных пунктов влечет нарушение указанных прав.
2. Возведение Объекта осуществляется по типовому проекту.
В общем случае «До разработки проектной документации на возведение, реконструкцию и реставрацию объектов… разрабатывается предпроектная (предынвестиционная) документация, включая обоснование инвестиций и задание на проектирование, в которой определяются необходимость, техническая возможность, оценка воздействия на окружающую среду (в случаях и порядке, предусмотренных законодательством о государственной экологической экспертизе), экономическая целесообразность осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию и реставрацию объектов, требования к земельному участку (при возведении, реконструкции объектов), варианты объемно-планировочных и технологических решений, сведения об инженерных нагрузках, а также источники и объемы финансирования, расчеты по определению эффективности осуществления инвестиций, социальных, экологических и других последствий возведения, реконструкции, реставрации и эксплуатации объектов» (ч. 1 п. 1 ст. 51 Закона № 300-З). При этом предпроектная (предынвестиционная) документация на «возведение объектов по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам разрабатывается и утверждается заказчиком, застройщиком в форме задания на проектирование» (ч. 4 п. 1 ст. 51 Закона № 300-З). Согласно ч. 2 п. 26 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476 «Задание на проектирование включает требования к составу и объему разрабатываемой проектной документации на строительство объекта с приложением к заданию комплекта разрешительной документации и других сведений, необходимых для разработки проектной документации». Возникает вопрос: содержит ли «задание на проектирование» архитектурно-планировочную концепцию объекта строительства, которая согласно Положения об общественных обсуждениях представляет собой «эскиз, обеспечивающий наглядное представление о размещении, физических параметрах и художественно-эстетических качествах объекта строительства с указанием основных технико-экономических показателей»?
Следует отметить, что содержащееся в Положении об общественных обсуждения определение термина «архитектурно-планировочная концепция объекта строительства» не содержит указания о том, что «эскиз» разрабатывается в составе «предпроектной (предынвестиционной) документации» («разрабатываемый на предпроектной (предынвестиционной) стадии (до начала разработки проектной документации)». Таким образом, «эскиз» может разрабатываться «на предпроектной (предынвестиционной) стадии (до начала разработки проектной документации)», но не в составе «предпроектной (предынвестиционной) документации», а отдельно от нее.
Следует отметить, что «возведение объектов по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам» широко применяется на практике не только при жилищном строительстве, но и при строительстве социально-культурных объектов и др. Соответственно, «возведение объектов по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам» при застройке территорий, где отсутствуют детальные планы, без общественного обсуждения их архитектурно-планировочной концепции, будет приводить к массовому нарушению прав, содержащихся в п.п. 2 и 3 ст. 4 Закона № 300-З.
В подп. 3-1 п. 3 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2011 № 687 поручается Министерству архитектуры и строительства разъяснять вопросы применения указанного Постановления, которым утверждено Положение об общественных обсуждениях.
Исходя из вышеизложенного, прошу разъяснить:
1. Содержит ли «задание на проектирование» (входящее в состав предпроектной (предынвестиционной) документации) «эскиз, обеспечивающий наглядное представление о размещении, физических параметрах и художественно-эстетических качествах объекта строительства с указанием основных технико-экономических показателей»?
2. Может ли «эскиз, обеспечивающий наглядное представление о размещении, физических параметрах и художественно-эстетических качествах объекта строительства с указанием основных технико-экономических показателей» разрабатываться «на предпроектной (предынвестиционной) стадии (до начала разработки проектной документации)» не в составе «предпроектной (предынвестиционной) документации», а отдельно с целью вынесения его на общественное обсуждение (при отсутствии детальных планов)?
3. Необходимо ли проводить общественное обсуждение архитектурно-планировочной концепции объектов строительства при возведении объектов по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам (при отсутствии детальных планов)?
Прошу дать четкие и однозначные ответы на данные вопросы, соблюдая их нумерацию.
Ответ на данное электронное обращение прошу дать в письменной форме и его копию направить на электронную почту заявителя.
«___»___________2019 г.