Electrelane не очень вписываются в бесконечную череду англоязычных девушек с электрическими гитарами. То есть по формальным признакам это они самые и есть: четыре англичанки, некрасавицы, с 1998 года играют самодеятельный и преимущественно инструментальный рок, и музыка, сделанная ими на коленке, лежит перед нами как на ладони. Но если вы в принципе способны влюбиться в чью-то ладонь или колено (в ущерб более традиционным объектам поклонения), не чурайтесь проделок этого коллектива. Electrelane не про сердечные баллады и не про мозговые эксперименты, не про длинноволосый сюжетный фолк, не про показной танец. Взамен всего этого квартет с необычайным проворством исполняет монотонный и очень хорошо ритмизованный инди-рок — часто без слов, но всегда c непредвиденными тратами энергии. Они как бы не про секс, любовь и мысль, а просто про движение, про дыхание, про инстинктивный хлопок ресницами. Они не унижают душевной теплотой, но скорее наезжают на грудь паровым катком — есть в них эта нежная девичья бесчеловечность. Одним из главных источников вдохновения им служит краут-рок, а точнее, музыка старой группы Neu! — именно на имитации их тевтонского и машинообразного барабанного строя держится подавляющее большинство сочинений Electrelane. Ровная барабанная колотьба прошивается писклявыми органными соло, регулируется семафорными гудками саксофона, заглушается разбитной фортепианной дребеденью. На новом диске Electrelane даже скрещивают краут-рок и танго (см. композицию «Eight Steps», что звучит в лучших традициях группы Penguin Cafe Orchestra).
Новый (третий) диск, спродюсированный Стивом Альбини, вообще вышел лучшим у группы — первый альбом был совсем уже трепетно-инструментальным, переполняемым собачьим лаем и острым желанием песни, а второй оказался неожиданно по-рокерски хитовым. У «Axes» с пропорциями все в порядке, он одновременно кажется и напористым, и отстраненным, и общедоступным, и навороченным.
При первых же звуках «Axes» вы, должно быть, скажете, что уже слыхали нечто подобное в записях и на концертах популярной английской группы Stereolab, — и это будет резонно, но несправедливо. Stereolab все-таки излишне эклектичны, излишне предрасположены к ахам и вздохам шансонно-французского происхождения, они кокетливы по звуку, они всегда слишком хотели нравиться и в результате на момент 2005 года осточертели, кажется, решительно всем. Electrelane в этом смысле четче и аутичнее. Однако за их скупым систолическим битом угадывается большее количество жизни, нежели в половине всей современной музыки. А уж когда недурная бесконечность их камерных построковых инструменталов вдруг взрывается быстрым и оглушительным «Партизаном», которого когда-то исполнял Леонард Коэн (с похожим рвением лет пятнадцать назад рок-группа Dog Faced Hermans сыграла песню «Белла, чао»), — тут уже впору не цепляться к слову Electrelane, а переходить прямиком на девичьи личности. М