apache, давайте немного абстрагируемся от стиральных порошков и лекарств и представим себе рынок автомобилей.
Допустим, у автомобилей есть следующие характеристики: скорость, расход топлива, безопасность и комфорт. Ну и цена, естественно.
Пусть на этом рынке есть всего 3 марки автомобилей – БМВ, Киа и Жигули. БМВ по всем характеристикам лучше (и, естественно, дороже), Жигули – хуже (и дешевле). Киа – такой «середнячок».
Комфорт – понятие достаточно субъективное, хотя никто не будет спорить, что БМВ комфортнее Жигулей. Остальные характеристики поддаются измерению, причём как производителями, так и независимыми организациями (краш-тесты и т.д.)
Автомобили продаются в салонах дилеров. Их продают квалифицированные продавцы, а обслуживают специально обученные механики. Предоставляется официальная гарантия производителя.
Тут на рынок выходит MLM-производитель AmCar (ну или HerbaCar). Ну, не то чтобы выходит – никакого официального представительства в Беларуси нет, только в России (и головной офис на Каймановых островах ).
Автомобили AmCar продаются и обслуживаются не в салонах, а через «дистрибьюторов» - таких же покупателей. Ни в каких сравнительных тестах они не участвуют (БМВ, Киа и Жигули протестированы журналом «За рулём»), но «дистрибьюторы» утверждают, что они по всем параметрам превосходят БМВ. Стоят, кстати, дороже. А вот где выпущены – не понятно. Похоже на Корею, но «дистрибьюторы» темнят, кивая то на Германию, то на США, то на Японию (где действительно делают хорошие автомобили).
ВОЗМОЖНО, автомобили AmCar ДЕЙСТВИТЕЛЬНО лучше БМВ, т.е. стоят своих денег. Но узнать это можно, только купив себе такой автомобиль (за большие деньги). Когда «дистрибьюторов» просят привести результаты каких-то независимых исследований, они говорят что-то вроде «А мой племянник доехал из Минска до Бреста за 2 часа, потратив 10 литров бензина. В Бресте он врезался в КамАЗ, водитель которого погиб, а мой племянник не пострадал.» Им говорят: «Ну хоть безопасность-то надо как-то сравнить с другими автомобилями! EuroNCAP и т.д.» А «дистрибьюторы» отвечают: «AmCar – это вообще не автомобили, а 4-колёсные мотоциклы с закрытым кузовом. Никто краш-тесты производить не будет, да и это вообще незаконно!»
Вот так, господа сетевики, для меня выглядит MLM…