Совет Министров
Республики Беларусь
ФИО заявителя (полностью)
почтовый индекс, адрес.
ЖАЛОБА
Ранее мною направлялось обращение в Министерство здравоохранения Республики Беларусь по вопросу соблюдение государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в отношении населения, проживающего на территории в границах улиц Кольцова – Восточной – переулка 4-го Полиграфического в г. Минске в связи с планируемым уплотнением квартала многоквартирными жилыми домами повышенной этажности в рамках реализации проекта строительства объекта «Комплекс многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной гараж-стоянкой в границах улиц Кольцова – Восточной – переулка 4-го Полиграфического в г. Минске» (далее – объект). На обращение был получен ответ Минздрава от 17.07.2013 г. (далее – ответ Минздрава).
1. В ответе Минздрава сказано: «Размещение объекта «Комплекс многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной гараж-стоянкой в границах улиц Кольцова, Восточной, переулка 4-го Полиграфического» не противоречит… градостроительному проекту «Детальный план жилой застройки в границах: ул. Кольцова, Логойский тракт, ул. Широкая, ул. Восточная» (разработан УП «Минскпроект» в 2007 году, объект 06.016.0.00, утвержден решением Мингорисполкома 29.10.2009 № 2557)».
Решением Мингорисполкома от 29.10.2009 г. № 2557 был утвержден градостроительный проект детального планирования «Детальный план территории в границах ул. Кольцова – Логойский тракт – ул. Широкая – ул. Восточная» (далее – ПДП). В соответствии с обязательным Приложением К СНБ 3.01.01–96 «Состав, порядок разработки и согласования градостроительных проектов» основные технико-экономические показатели Детального плана включают:
а) Население
- численность населения (тыс. чел.);
- плотность населения (чел./га);
б) Жилищный фонд:
- общее количество (тыс. кв.м. общ. пл. квартир)
- средняя обеспеченность населения жилищным фондом (кв.м./чел.)
- средняя плотность населения (чел./га)
- прирост жилищного фонда (тыс. кв.м. общ. пл. квартир).
В ПДП предусматривается комплексная реконструкция территории с заменой всей малоэтажной застройки на многоэтажную и доведением проектируемой территории до параметров категории Жм-в. Планируется снос 39-ти 1 и 2-х этажных жилых домов общей площадью 13,6 тыс. кв.м. и реконструкция с модернизацией 8-ми жилых домов. Новый жилой фонд, представлен 16-ю 5-7-10-14-16 и 17 этажными секциями общей площадью 81,65 тыс. кв.м.
Количество жилищного фонда составит 168,85 тыс. кв.м. общей площади (увеличение на 85,95 тыс. кв.м.). Плотность жилищного фонда – 7518 кв.м./га.
Проектное население 7,9 тыс. чел. (прирост на 1,1 тыс. чел.) при средней обеспеченности общей жилой площадью 21,4 кв.м./чел.). Плотность населения – 352 чел./га при обеспеченности жилой площади 21,4 кв.м./чел., а при обеспеченности 25 кв.м./чел. составит 305 чел./га.
С целью реализации ПДП был разработан архитектурный проект застройки территории «Комплекс многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной гараж-стоянкой в границах улиц Кольцова – Восточной – переулка 4-го Полиграфического» в г. Минске».
Согласно указанному проекту предусмотрено строительство семи жилых домов (шести 25-ти этажных и одного 17-ти этажного) общей площадью квартир 95,6 тыс. кв.м. Таким образом, в пределах одного квартала ПДП запланировано строительство жилых домов общей площадью большей, чем запланировано ПДП для всей территории в границах ПДП – 95,6 тыс. кв. м. и 81,65 соответственно (?!) .
2. В ответе Минздрава сказано: «Государственным учреждением «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии» в октябре 2010 года было согласовано место размещения земельного участка в зоне многоквартирной жилой застройки (37 Жм) для проектирования комплекса многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной гараж-стоянкой в границах ул. Кольцова, Восточной, пер. 4-го Полиграфического». Возникает вопрос: каким образом было согласовано место размещение объекта, строительство которого не соответствует требованиям ПДП?
3. В ответе Минздрава сказано: «В 2011 году УП «Минскградо» разработано «Градоэкономическое обоснование размещения «Комплекса многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной гараж-стоянкой в границах улиц Кольцова, Восточной, переулка 4-го Полиграфического», в котором определена возможность увеличения плотности жилищного фонда. Расчеты обеспеченности населения социально-гарантированными объектами выполнены в составе указанного обоснования».
При этом законодательство Республики Беларусь не содержит термина «градоэкономическое обоснование размещения объекта», не ясен его правовой статус.
Согласно «градоэкономического обоснования»: «Плотность населения многоквартирной застройки составляет 246 чел./га (при современной обеспеченности 20,4 кв.м/чел), по нормативной плотности по Генеральному плану г. Минска (при обеспеченности 31 кв.м./чел.) – 163 чел./га. Современные показатели …плотности населения квартала соответствуют плотности жилой среднеплотной застройки, что свидетельствует о необходимости (возможности) их увеличения до нормативной высокоплотной застройки». И далее «…плотность населения при обеспеченности 31 кв.м./чел. составит 282 чел./га, что соответствует высокоплотной застройке». Между тем, основные технико-экономические показатели Генерального плана г. Минска (являющиеся частью основных положений градостроительного развития столицы) предусматривают достижение средней обеспеченности населения общей площадью в 24 кв.м. к 2015 г. При этом средняя жилищная обеспеченность общей жилой площадью населения в 31 кв.м. – это прогноз на 2030 г.: «Принять прогнозируемое на 2030 год увеличение средней жилищной обеспеченности общей жилой площадью населения города от существующих в 2006 году 19 кв.м до 31 кв.м на человека» (подп. 1.4 гл. 1 ч. 1 Генерального плана г. Минска).
Реализация архитектурного проекта застройки территории предполагает изменения всех вышеуказанных основных технико-экономических параметров ПДП. Между тем, основные технико-экономические показатели Детального плана являются частью Основных положений Детального плана, которые относятся к утверждаемой части Детального плана (п. 9.14 СНБ 3.01.01–96). Согласно п. 4.7 СНБ 3.01.01–96 «Состав, порядок разработки и согласования градостроительных проектов» требования утверждаемой части градостроительных проектов обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами. Согласно п. 23 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 г. № 1476 градостроительные проекты (в т.ч. и ПДП) после их утверждения становятся обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами. Согласно п. 2 ст. 2 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» государственные органы, организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, обязаны соблюдать требования градостроительной документации (в т.ч. и ПДП), утвержденной в установленном порядке.
Соответственно, основные технико-экономические показатели ПДП обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами и недопустимо их «корректировка», в т.ч. и на основании «градоэкономического обоснования размещения объекта».
Строительство объекта предполагает увеличение общей площади жилых помещений в микрорайоне по сравнению с данными, установленными в ПДП за счет использования в расчетах более высокой средней обеспеченности жилой площади по сравнению с данными, указанными в ПДП. Между тем, средняя обеспеченность жилой площади влияет на количество населения, которое будет проживать в жилых помещениях объекта. А от количества проживающего населения зависит обеспеченность населения объектами общественного социально-гарантированного обслуживания (учреждения образования, медицины, торговли и т.д.). Соответственно, «корректировка» средней обеспеченностью жилой площади по сравнению с данными, указанными в ПДП и Генеральным планом г. Минска, недопустима.
4. Из ответа Минздрава следует, что согласование места размещения земельного участка для строительства объекта ГУ «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии» было произведено в 2010 г., т.е. без наличия «градоэкономического обоснование размещения объекта», которое было разработано УП «Минскградо» только в 2011 г.
5. В ответе Минздрава сказано: «по занятым должностям норматив обеспеченности врачами участковыми-терапевтами не выполняется, как в целом по городу Минску, по Советскому и Первомайскому районам, так и по взрослым поликлиникам данных районов, кроме 33 городской студенческой поликлиники». Таким образом, в ответе констатируется неисполнение требований важнейшего норматива – обеспеченности участковыми врачами-терапевтами населения не только Советского р-на г. Минска, но и всего г. Минска (!). А как же требования соблюдения государственных минимальных стандартов в области здравоохранении, установленных ст. 9 Закона Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах»? Можно ли в такой ситуации говорить о соблюдении конституционных прав граждан Республики Беларусь по получению бесплатной медицинской помощи в государственных организациях здравоохранения за счет бюджетных средств (ч. 1 ст. 45 Конституции), о создании государством условий доступного для всех граждан медицинского обслуживания (ч. 2 ст. 45 Конституции)? Реализуются ли на территории Советского р-на г. Минска и г. Минска в целом основные принципы государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения, закрепленные в ст. 3 Закона «О здравоохранении» и предусматривающие:
- создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения;
- обеспечение доступности медицинского обслуживания;
- приоритетность развития первичной медицинской помощи;
- ответственность республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов и других организаций за состояние здоровья населения?
Соблюдается ли право на доступное медицинское обслуживание, которое обеспечивается предоставлением бесплатной медицинской помощи на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 4 Закона «О здравоохранении»)?
По мнению Минздрава «Данная ситуация обусловлена нехваткой врачебных кадров в системе здравоохранения города». Однако, даже если в ближайшее время «система здравоохранения города» каким-то «чудесным образом» пополнится необходимыми «врачебными кадрами», то будут ли обеспечены им необходимые рабочие места, в т.ч. в поликлиниках? Как показывают прилагаемые расчеты, мощность имеющихся поликлиник недостаточна.
В ответе Минздрава сказано: «норматив обеспеченности врачами-педиатрами участковыми (по штатным и занятым должностям) выполняется, как в целом по городу Минску, по Советскому и Первомайскому районам, так и по детским поликлиникам районов». Однако, даже если это и так в настоящее время, то что будет после уплотнения квартала жилыми домами повышенной этажности?
Необходимо учесть прирост населения в ближайшее время, связанный с осуществляемым и планируемым строительством жилых домов в радиусе до 1000 м от взрослых поликлиник № 30, № 27 и детской поликлиники № 17:
Строящиеся жилые дома:
- «Многоквартирный жилой дом, не относящийся к категории повышенной комфортности, с подземным гаражом-стоянкой по ул.Лукьяновича в г.Минске» ОДО «ОлКи»,
- Группа многоквартирных жилых домов по ул.Лукьяновича со встроенными административными и торговыми помещениями, пристроенным магазином, гаражом-стоянкой открытого типа со сносом зданий и сооружений филиала треста ДСУ № 12 (заказчик: ОАО «Дорожно-строительный трест №5)
- 10-18 этажный трёхсекционный многоквартирный жилой дом с административными помещениями и подземным гаражом-стоянкой по улице Кольцова. (Застройщик: ООО "Принком-Строй" )
- Жилой дом по Логойскому тракту, 21
- Трехсекционный жилой дом по ул. Широкая 3,5,7 (144 квартиры)
-19 этажный панельный дом серии М 111-90 (113 квартир) на пересечении ул. Кольцова – Восточная (Застройщик ООО «Карпович»).
- жилой дом на Беды 45, застройщик ООО Карпович
Планируемые к строительству жилые дома:
- Комплекс многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной гараж-стоянкой в границах улиц Кольцова – Восточной – переулка 4-го Полиграфического в г. Минске. В составе комплекса предусматриваются семь жилых домов повышенной этажности (шесть 25-ти этажных и один 17-ти этажный) общей площадью квартир 95,6 тыс. кв. м. с общим количеством квартир 1311 единиц
- Два многоквартирных жилых дома по ул. Мирошниченко в микрорайоне «Зеленый Луг-6»
- «Группа многоквартирных жилых домов по ул. Олешева со встроенными помещениями общественного назначения для обслуживания населения со сносом административных, производственных, складских зданий и сооружений по ул.Олешева, 5». – заказчик ЗАО «СовавтоИнвест»
- «Застройка микрорайона Восток-2 в границах ул. Кедышко – ул. Калиновского – ул. Славинского с выносом высоковольтной линии ЛЭП 110кВ в кабельную канализацию»
Таким образом, для обеспечения норматива обеспеченности взрослого населения поликлиниками с учетом уплотнения микрорайона требуется строительство взрослой поликлиники мощностью в сотни посещений в смену, а детская поликлиника №17 также окажется переполненной.
При этом в настоящее время строительство каких-либо амбулаторно-поликлинических учреждений вблизи уплотняемого квартала не осуществляется.
6. В обращении указывалось, что детские дошкольные учреждения №№ 71, 125, 154, 268, 302, 356, 406, располагающиеся в радиусе 500 м. от места предполагаемого строительства объекта, переполнены. В ответе Минздрава информация о принятии каких-либо мер реагирования по этому факту отсутствует. Между тем, наполняемость групп в учреждениях дошкольного образования регламентирует Приложение 1 к Санитарным нормам и правилам «Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденным Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8. Обращаю особое внимание на тот факт, что указанное Приложение 1 называется «Наполняемость групп в учреждениях дошкольного образования» и регламентирует именно наполняемость (т.е. списочный состав) групп, а не посещаемость (ежедневную либо иную) детьми детских дошкольных учреждений.
Помимо предполагаемого строительства объекта необходимо учесть прирост населения в ближайшее время, связанный с осуществляемым и планируемым строительством жилых домов в радиусе до 500 м от детских дошкольных учреждений №№ 71, 125, 154, 268, 302, 356, 406.
Строящиеся жилые дома:
….
Планируемые к строительству жилые дома:
…….
Наполняемость групп в детских дошкольных учреждениях не должна превышать показателей, установленных в п.п. 8-10 ст. 147 Кодекса об образовании.
В соответствии с п. 4.2 гл. 6 Генерального плана г. Минска необходимо «Снизить наполняемость групп для детских дошкольных учреждений до 15 человек в группе; для подготовительных классов на базе дошкольных учреждений - до 20 человек…, что повысит уровень обслуживания и качество образования».
При этом в настоящее время строительство каких-либо детских дошкольных учреждений вблизи уплотняемого квартала не осуществляется.
7. Планировка и застройка территории населенных пунктов должны предусматривать создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, комплексное благоустройство городов и других населенных пунктов, предотвращение и устранение неблагоприятного воздействия факторов среды обитания человека на его здоровье (п. 6 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к проектированию, строительству, реконструкции и вводу объектов в эксплуатацию», утв. Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.02.2011 № 12). О каких «благоприятных условиях для жизни и здоровья населения» может идти речь при безудержном уплотнении квартала жилыми домами повышенной этажности?
8. В ответе Минздрава сообщается, что «настоящий ответ может быть обжалован Вами в суд». Между тем, обращение направлялось в Министерство здравоохранения Республики Беларусь. Согласно ч. 1 п. 1 ст. 20 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» ответ организации на обращение могут быть обжалованы в вышестоящую организацию. Вышестоящим органом для министерств является Совет Министров Республики Беларусь.
Исходя из вышеизложенного, ПРОШУ:
1. Рассмотреть данную жалобу в порядке, установленном п. 1 ст. 20 Закона «Об обращении граждан и юридических лиц».
2. Проверить выполнение требований п. 1 ст. 14 и п. 1 ст. 18 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» при рассмотрении обращения заявителя Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
3. Провести проверку соблюдения государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в отношении населения, обслуживаемого взрослыми поликлиниками № 30, 27, а также детской поликлиникой № 17:
а) норматив обеспеченности населения врачами (п. 37 Системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 № 724);
б) норматив кадрового обеспечения государственных учреждениях здравоохранения, в т.ч. и взрослой поликлиники № 8, а также детской поликлиники № 11 (Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь 24.04.2003 № 76 «Об утверждении нормативов кадрового обеспечения и штатных нормативов должностей врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению в государственных организациях здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, финансируемых за счет средств бюджета»);
в) нормативы объемов медицинской помощи (подп. 1.2 п. 1 Приложения к Территориальной программе государственных гарантий по обеспечению медицинским обслуживанием населения г. Минска на 2013 год, утвержденной Решением Минского городского совета депутатов от 6 февраля 2013 г. № 298 ).
4. Провести проверку соблюдения требований наполняемости групп в учреждениях дошкольного образования №№ 19, 378, 406, 125, 302, 356 г. Минска (Приложение 1 к Санитарным нормам и правилам «Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденным Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8 ).
5. Провести проверку обоснованности выдачи ГУ «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии» заказчику заключения о согласовании места размещения земельного участка для строительства объекта «Комплекс многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной гараж-стоянкой в границах улиц Кольцова, Восточной, переулка 4-го Полиграфического».
6. По всем выявленным нарушениям принять меры реагирования, в том числе выдать предписания.
7. Принять меры реагирования, направленные на недопущение строительства объекта «Комплекс многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной гараж-стоянкой в границах улиц Кольцова, Восточной, переулка 4-го Полиграфического»
Приложения на __листах:
1. Соблюдение государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в отношении населения, проживающего в квартале улиц Кольцова – Восточной – переулка 4-го Полиграфического в г. Минске
2. Копия обращения в Министерство здравоохранения Республики Беларусь от____
3. Ответ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.07.2013
4. Копия ответа Комитета по здравоохранению Мингорисполкома от 11.06.2013 г.
5. Копия ответа Управления образования Администрации Первомайского р-на г. Минска от 13.06.2013 г.
«___»_____________2013 г. /__________/ (подпись заявителя)