SHMUPS, и к чему это? Это букварные истины. И не совсем точные,
DVK,прочитайте внимательно :
В США с этой проблемой столкнулись еще полвека назад, поэтому Департаментом транспорта США (DOT), для того чтобы помочь потребителям выбрать шины, была разработана система классификации Uniform Tire Quality Grade (UTQG), которая учитывает 3 параметра: износостойкость протектора, сцепные свойства и сопротивляемость перегреву.
Классификация шин по UTQG или практическое пособие по выбору шин
Все тесты, необходимые для классификации UTQG, проходят в одном месте – в городе Сан-Анжело и его окрестностях.
Что же это за тесты и где они проходят? За эталон берутся испытания, проводимые на военной авиабазе Гудфелоу и ее окрестностях в штате Техас (США). Все испытания шинные компании проводят сами или нанимают сторонние организации.
Treadwear (Износостойкость)
– показатель, характеризующий ресурс шины.
Это один из самых важных показателей для выбора шины. Ведь для обычного среднестатистического покупателя главное – это цена и то, сколько проходят шины, остальные факторы уходят на второй план. А ведь даже в современных сравнительных тестах шин, этот важный параметр толком не учитывается.
Кортеж из 4 заднеприводных автомобилей наматывает километры по дорогам общего пользования в окрестностях города Сан-Анжело (США). Часть автомобилей экипирована тестируемыми шинами, а часть шинами-образцами (с известными свойствами износа). Это делается для того, чтобы результаты можно было скорректировать с учетом погодных условий и режима тестирования. Машины подбираются таким образом, чтобы нагрузка на шину была на 15% ниже максимально допустимой.
Каждые 1 280 километров шины переставляются между осями, а также проверяется схождение и давление воздуха. Шины должны проехать 11 500 км (во время которых постоянно оценивается глубина протектора), после чего шинной компанией интерпретируются результаты и прогнозируется общий пробег шины до полного износа протектора. Шина, имеющая Treadwear 100 должна проходить 48 000 км до достижения минимально допустимой глубины протектора. А резина, имеющая Treadwear 150, должна проехать в 1,5 раза больше километров, чем покрышка с индексом 100.
Классификация шин по UTQG или практическое пособие по выбору шин
Маршрут для испытания на износостойкость прописан четко. Указаны даже такие детали, как и с какой скоростью поворачивать, как проезжать перекрестки со знаком «STOP». Дорожная книга очень похожа на те, что используются в ралли третьей категории в России.
А что на практике?
С учетом того, что испытания проводятся на пустынных загородных дорогах, то ресурс в 48 000 км (при износостойкости в 100) можно смело делить на 2 (~24 000 км), а в случае с агрессивным вождением в городе на 3 или 4.
Однако самая большая проблема заключается в том, что шинные компании по-разному интерпретируют результаты после 11 500 км и, следовательно, прогнозируемый общий пробег шины варьируется. Поэтому нужно с осторожностью сравнивать показатели treadwear разных шинных компаний. Однако если разница в износостойкости между шинами различается в два раза, то можно с уверенностью сказать, что шина, имеющая treadwear 300, будет ездить дольше, чем шина, имеющая показатель 140. Сравнивать показатели одной и той же шинной компании можно более точно.
Внимательно смотрите при покупке на индекс износостойкости и не удивляйтесь потом, если шины с индексом в 140 износились всего за сезон. Более того, легковые шины, имеющие индекс меньше 130, относятся уже к гоночным шинам, которые в качестве исключения предназначены для дорог общего пользования. По замыслу производителей такие шины нужны для того, чтобы водитель, не меняя шин, смог доехать до места соревнования и вернуться обратно домой. Минусы спортивной резины с износостойкостью меньше 130 в том, что она очень липкая и мягкая в прямом смысле этого слова. Она работает словно пылесос, собирая все от мелких камушков и осколков стекла, до шурупов. Конечно, чтобы она не гудела, как шипованная, все инородные частицы придется убирать вручную.
А следующий параметр (вкупе с Treadwear) помогает точно убедиться в назначении шины.
Traction (Сцепление)
– показатель, характеризующий сцепные свойства шины на мокром асфальте.
До начала испытания шины проходят обкатку в 320 км, после этого в них устанавливают давление в 1,6 атмосфер и ставят на прицеп массой 492 кг.
Заднеприводный автомобиль разгоняет прицеп до 64 км/ч на мокрой дороге (асфальт, а потом бетон), после чего колеса на прицепе блокируются. В промежутке 0,5-1,5 секунды после блокировки тормозов, датчики высчитывают тормозной момент, который создала шина.
Классификация шин по UTQG или практическое пособие по выбору шин
На тестах используется как бетонное, так и асфальтовое покрытие.
Так как шины блокируются и скользят на скорости 64 км/ч, то данный параметр показывает, какими сцепными свойствами обладает резина благодаря своему составу, а не рисунку или функции водоотведения.
Классификация шин по UTQG или практическое пособие по выбору шин
Классификация по сцепным свойствам на мокрой поверхности
Маркировка сцепления (Traction) Перегрузки G на мокром асфальте, g Перегрузки G на мокром бетоне, g
AA Больше 0,54 Больше 0,41
A Больше 0,47 Больше 0,35
B Больше 0,38 Больше 0,26
C Меньше 0,38 Больше 0,26
На практике для покупателя это означает, что чем выше коэффициент, тем лучше. Для обычного среднестатистического водителя сцепления «А» более чем достаточно. А маркировка «АА» вкупе с низкой износостойкостью (например, Treadwear 100) будет говорить о гоночной направленности шины.
Классификация шин по UTQG или практическое пособие по выбору шин
А может ли быть так, что при высокой износостойкости (~300) сцепление по классификации будет «AA»? Да, может. Многие современные (спортивные) шины имеют такие показатели, но стоят достаточно дорого.
Temperature (Cопротивляемость перегреву)
– показатель, характеризующий способность шин выдерживать температурный режим при движении на высокой скорости.
Тестирования проходят в лаборатории, где шину ставят на барабан и раскручивают его до определенных оборотов (которые имитируют скорость на дороге). Тест происходит в жестких временных интервалах. Так, например, шина проваливает тест на категорию «А», если она перегрелась свыше норматива при скорости вращения барабана 575 об/мин.
Маркировка (обозначение) Прогнозируемые скорости
A Свыше 184 км/ч
B От 160 до 184 км/ч
C
От 136 до 160 км/ч
А что на практике? Это, наверное, самый малоактуальный и малозначимый параметр из трех. Почти 90% шин имеют маркировку «А». По сути, она лишь повторяет индекс скорости, который уже был обозначен на шине до этого.
Тесты – не идеальны: в них никак не оценивается шумность, а также управляемость на мокром и сухом асфальте. Но зато большинство шин мира проходят эти три несложных теста, а результаты пишутся на боковине. А это знаете – лучше, чем ничего!
________________________________
p/s/ не забывайте (имейте ввиду )-- что некоторые производители :
1.не утруждают себя данными испытаниями.
2. могут ничего не писать на боковине
3.может быть написана чушь.