Пункт 147 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. N 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (далее – ПДД) говорит о том, что при нарушении водителями предусмотренных настоящей главой (имеется в виду глава 19 ПДД –авт.) правил остановки или стоянки транспортных средств,
в результате которого создано препятствие для дорожного движения или возникла угроза безопасности граждан, работники ГАИ
вправе произвести принудительную эвакуацию таких транспортных средств в порядке, установленном законодательными актами и Инструкцией о порядке принудительной эвакуации транспортных средств, утверждаемой Советом Министров Республики Беларусь.
В этом пункте особое внимание необходимо обратить на два момента:
а) принудительная эвакуация транспортного средства производится не при любом нарушении правил остановки или стоянки транспортных средств, а только в двух случаях:
Þ когда в результате нарушения этих правил создано препятствие для дорожного движения;
Þ когда в результате нарушения этих правил возникла угроза безопасности граждан.
б) произвести принудительную эвакуацию – это право, а не обязанность работников ГАИ.
К сожалению, ни ПДД, ни Инструкция не содержат критериев для определения того, когда это право следует реализовывать, а когда – нет (более того – Инструкция вообще не содержит указания на то, что это является правом). Поэтому логично предположить, что принудительная эвакуация транспортных средств будет производиться в любом случае при наличии к тому достаточных оснований.
А теперь рассмотрим более подробно первый момент, который как раз и посвящен вопросу о том, какие основания являются достаточными для осуществления принудительной эвакуации.
Согласно п. 2.52 ПДД, препятствие для дорожного движения – объект, который находится на пути участника дорожного движения (физического лица, находящегося в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщика и работника, выполняющего в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы) и вынуждает его снизить скорость движения, совершить объезд или остановиться.
Исходя из этого определения, если автомобиль, при остановке или стоянке которого нарушены ПДД, не находится на пути другого участника дорожного движения и не вынуждает последнего снизить скорость движения, совершить объезд или остановиться, то можно говорить о том, что он не создает «препятствия для дорожного движения». Следовательно, его принудительная эвакуация будет неправомерной. Практическая значимость понимания данной нормы выражается также и в том, что почти любой случай эвакуации транспортного средства, находящегося вне проезжей части будет противоречить законодательству Республики Беларусь.
Если еще больше углубиться в системный анализ терминов «препятствие для дорожного движения» и «участник дорожного движения», то можно задаться еще одним вопросом – скорее риторическим – каким образом физ. лицо, находящееся вне транспортного средства, может, к примеру, совершить объезд?..
Сложнее обстоит дело с разрешением вопроса о том, когда нарушение правил остановки или стоянки создает «угрозу безопасности граждан». ПДД этого понятия не раскрывают, поэтому обратимся к словарям.
Угроза (с глаголами «быть», «являться») – то, что может причинить зло, неприятность; возможность, опасность какого-либо бедствия, неприятного события, несчастья[1].
Безопасность – положение, при котором кому-либо, чему-либо не угрожает опасность. Безопасный – не грозящий опасностью, надежно защищенный; не причиняющий вреда, безвредный[2].
Опасный – заключающий в себе опасность, грозящий какой-либо бедой, катастрофой; способный причинить большое зло, несчастье, нанести какой-либо ущерб, урон; внушающий серьезные опасения[3]. Опасность – существительное от прилагательного «опасный».
Исходя из таких определений составляющих рассматриваемого понятия, «угрозу безопасности граждан» можно определить так – то, что может причинить зло (неприятность) положению, при котором гражданам не угрожает нанесение какого-либо ущерба (урона). Непосредственно из выведенного определения и – опосредовано – из понятия «угроза безопасности граждан» следует вывод о том, что из-за неправильной парковки должна возникать угроза не самим гражданам, а только их безопасности.
Соответственно, если автомобиль, при остановке или стоянке которого нарушены ПДД, не создает нечто, что может причинить зло безопасности граждан, то можно говорить о том, что в результате такого нарушения угроза безопасности граждан не возникла. Следовательно, принудительная эвакуация автомобиля в данном случае будет неправомерной.
Вместе с этим, если буквально толковать пункт 3 Инструкции, то можно сделать вывод о том, что основанием для эвакуации является любое нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств, предусмотренных пунктами 143 и 145 ПДД. То есть налицо противоречие между Инструкцией и ПДД.
Данное противоречие должно быть разрешено в пользу Указа Президента, утверждающего ПДД, как юридического акта имеющего большую юридическую силу. Поэтому не любое нарушение правил остановки или стоянки транспортного средства является основанием для его эвакуации.