Встраиваемые в стену (In-Wall) или в потолок (In-Ceiling) акустические системы выступают очень удобным средством наполнить помещение высококачественным звучанием без ущерба для интерьера. Как и у любого типа аудиотехники, у них есть свои особенности, которые необходимо учитывать при принятии решения о покупке и выборе места установки. Попробуем рассмотреть основные черты встраиваемых решений.
Встраиваемые среди прочих типов АС
Сегодняшний ассортимент акустических систем домашнего применения невероятно широк и разнообразен: классические напольные и "полочные", субкомпактные активные (со встроенным усилителем мощности) и пассивные, встраиваемые, а также пригодные для установки вне помещений. Однако для ценителей лучшего проявления высококачественного звучания ситуация ничуть не изменилась по сравнению с тем, что было десятилетия назад. Настоящий лидер среди всех типов АС для 2-канального стереофонического звуковоспроизведения только один – это классические полноразмерные напольные модели. Независимо от своего класса, они дают лучшую в рамках выделенного бюджета возможность услышать звучание, максимально приближенное к натуральному. Появление всех остальных типов вызвано соображениями удобства, сохранения полезной площади в помещении прослушивания, либо специальными задачами: например, для размещения на столе рядом с монитором и подключения к компьютеру или портативной технике. Все они в большей или меньшей степени уступают напольным АС по тем или иным характеристикам звучания, но могут стать наилучшим выбором по комплексу факторов, из которых часто приоритетными выступают практичность и удобство.
Встраиваемые АС по определению не занимают места в помещении, они исключительно удобны, если решение принимается на этапе ремонтно-отделочных работ. Собственный корпус у них либо отсутствует, либо имеет плоское исполнение, а площадь лицевой панели, как правило, позволяет использовать динамики достаточно крупного размера для хорошей протяженности нижнего регистра. Если серия АС включает как встраиваемые, так и традиционные модели, то ключевые технологии динамиков и кроссоверов будут одинаковыми. Все это позволяет встраиваемым решениям демонстрировать убедительно высокое качество звучания. Но не такое, как у отдельно стоящих АС традиционной конструкции. Специфика расположения диктует свои условия.
Роль стены для АС
Для расположения АС любого типа по отношению к задней стене справедливо правило: начиная с определенного расстояния, чем ближе стена, тем сильнее подъем на определенных участках АЧХ, и прежде всего это заметно по "бесплатной" прибавке баса. Однако эта добавка может оказаться вредной: очень часто нарушается тональный баланс и страдает качество баса – появляются гулкость, рыхлость, неоднородность и другие неприятности. При радикальном размещении АС в стене форма АЧХ может претерпеть существенные изменения также в других регистрах, что вновь нарушает тональный баланс. Эту отклонения можно во многом преодолеть с помощью коррекции АЧХ, предпринятой в конструкции АС – например, в кроссовере. Большинство встраиваемых АС Focal снабжены отключаемой, либо постоянно включенной схемой коррекции Wall Boost Control для выравнивания формы АЧХ.
Другое существенное влияние стены незаслуженно умалчивается в большинстве наставлений. Чем ближе стена – тех хуже глубина звуковой сцены. Возможно, для принципиально неспособных "строить" правильное звуковое поле низкокачественных АС фактор ухудшения глубины сцены не представляет никакой значимости, но для высококлассных АС он очень важен. С этой точки зрения встраиваемые АС находятся в наихудших условиях. И в отличие от АЧХ, "вернуть обратно" глубину сцены с помощью цепей коррекции уже не получится.
Есть и другие негативные воздействия стены на звучание. Корпус классических АС неспроста имеет столь проработанную форму панелей и зон сопряжения между ними. Однако все эти соображения актуальны для самого критичного случая: использования встраиваемых АС в единственной фронтальной стереопаре с основной аудиосистемой. Как раз в этой роли они не очень популярны. Зато в других ролях встраиваемые решения способны отлично раскрыть свои музыкальные и компоновочные достоинства.
Где встраиваемые АС особенно хороши?
Прежде всего, встраиваемые АС будут отличным выбором для высококачественного озвучивания помещений, дополнительных к основной зоне прослушивания. Это может быть другая (отличная от основной зоны прослушивания) комната, спальня, кухня – все что угодно. Если конструкция имеет специальные меры по защите от воздействия высокой влажности, то местом размещения может стать и ванная комната, и помещение для бассейна. Во всех этих случаях не стоит задачи построения развернутой трехмерной стереопанорамы с четко локализованными и эшелонированными в глубину образами исполнителей. Нужен достаточный запас мощности, чистота и красочность тембров, детальность и протяженность частотного диапазона – все это хорошие встраиваемые АС умеют прекрасно. Многие современные стереоусилители и многоканальные AV-ресиверы имеют выход для дополнительной пары АС, а наиболее развиты возможности по подключению и выбору разных групп АС в специальной технике multi-room.
В основном помещении прослушивания встраиваемые АС отлично справятся с работой в многоканальной системе "домашнего кинотеатра". Самая очевидная для них роль: тыловые и боковые каналы эффектов. Отличным по качеству и заслуживающим всяческого одобрения – но при этом довольно дорогим, будет создание в одном помещении двух независимых систем: обычной стереофонической со стереоусилителем и парой классических АС для музыки, и многоканальной с AV-ресивером (или процессором и системой усилителей) и полным комплектом (фронтальные, центральная, surround-каналы) встраиваемых АС. Все-таки у 2-канального стереовоспроизведения и многоканального "домашнего кинотеатра" разные концепции звучания, а среди AV-ресиверов и AV-процессоров любой стоимости нет ни одного, кто мог бы соперничать в 2-канальном режиме со стереоусилителями топ-класса.
Стоит учесть, что в многоканальной аудиосистеме у АС surround-каналов принципиально иная задача, чем у фронтальных: создание диффузного (рассеянного) звукового поля, где при правильно настроенном аудиопроцессоре стереопанорама ни в коем случае не должна "перетягиваться" назад. С этой целью традиционные, крепящиеся на стену АС каналов эффектов Focal разных серий с двойным комплектом разнонаправленных НЧ/СЧ- и ВЧ-динамиков имеют диаграмму направленности, близкую к 180. У встраиваемых АС такой широкой диаграммы направленности нет. В этом случае конфигурация 5.1 позволит получить впечатляющие результаты, но предпочтительнее все-таки 7.1, поскольку отдельные тыловые и боковые встроенные АС оказываются разнонаправленными.
Разумеется, есть и другие способы удачного применения встраиваемых АС. Необходимо только учитывать условия эксплуатации, а также специфику конкретных задач. Например, для высококачественного озвучивания террас (имеющих навес от дождя) и прочих открытых помещений лучше остановить выбор на специальных корпусированных АС исполнения Out-Door (OD, пригодны для установки вне помещений), а для равномерного озвучивания больших помещений с помощью множества АС – аудиотехники категории Public Address (PA, системы озвучивания).
Конструктивное исполнение
Как известно, от объема и типа корпуса (закрытый, с фазоинвертором, с пассивным радиатором и т.д.) очень сильно зависит итоговое звучание любой АС. Тем не менее, у большинства встраиваемых АС корпус отсутствует. Для встраиваемых в стену (In-Wall) моделей роль корпуса (акустического оформления) выполняет закрытый естественный объем ниши в стене, глубина которой определяется монтажной глубиной АС. Это несколько компромиссный вариант акустического оформления, поскольку у АС традиционной конструкции (напольных или полочных) объем корпуса тщательнейшим образом просчитывается с точностью до литра. Как правило, на уменьшение или увеличение объема корпуса относительно оптимальной величины любой НЧ- или НЧ/СЧ-динамик реагирует характерными отклонениями в звучании, главным образом проявляющимися на нижнем краю диапазона частот. Встраиваемые в стену АС изначально спроектированы так, чтобы естественный разброс объема монтажной ниши сказывался на характере звучания по возможности несильно. Однако самым лучшим для них будет объем ниши, чья глубина равна, либо лишь чуть превышает монтажную глубину АС. Более глубокая ниша приведет к неоптимально большому объему.
Для полного исключения зависимости характера звучания от объема ниши в стене старшие встраиваемые в стену АС Focal Electra 1000 Be 2 поставляются с собственным плоским корпусом, монтажной глубиной 99 мм. Также для этой серии доступны приобретаемые за дополнительную плату рамки для настенного (On-Wall) монтажа. В этом случае ниши в стене вовсе не требуется, а отступ от стены АС в рамке составляет вполне умеренные 108 мм.
У встраиваемых в потолок (In-Ceiling) АС предусмотрена работа на свободный объем с тыльной стороны (условия free air). Это не самое выигрышное акустическое оформление с точки зрения соотношения протяженности, отдачи и оформленности нижнего регистра – но зато самое простое по монтажу, подчиненное специфике размещения АС. С этой же целью потолочные встраиваемые модели серий Electra 1000 Be 2, Chorus 700 и Custom 100 имеют 2-полосное коаксиальное исполнение, где ВЧ-динамик размещен на центральной стойке.
В ряде случаев доступ к встроенным АС после установки может быть затруднен. С учетом этого все АС Focal такого типа имеют защиту от перегрузки (слишком мощного сигнала от усилителя мощности) с помощью предохранителя-автомата Polyswich.
Традиционная конструкция используемых в АС динамиков разных регистров очень уязвима для воздействия влаги, пыли и других неблагоприятных факторов. Поэтому при выборе АС для работы внутри помещений в условиях, отличных от обычной жилой комнаты (ванная, бассейн и т.д.) необходимо обращать внимание на их степень защищенности, о чем говорит специальная маркировка. В частности, потолочные АС серии Focal Custom 100 имеют более защищенную конструкцию. Технически это достигнуто частичным использованием технологий, отлично проявивших себя в славящихся высокой надежностью автомобильных АС Focal. Однако в любом случае следует тщательно выбирать место размещения для исключения попадания струй воды.