Основные проблемы оплаты за техническое обслуживание
Тема в разделе "Новостной и статейный раздел", создана пользователем Наталия Кулеш, 4 сен 2015.
Товарищество собственников (ТС) или организация застройщиков (ЖСПК) - это некоммерческая организация. И как у любой организации, в ТС (ЖСПК) могут быть расходы, связанные с текущей, финансовой и инвестиционной деятельностью. В ТС (ЖСПК) текущей деятельностью является управление недвижимым имуществом. Если ТС (ЖСПК) выбирает такой способ эксплуатации, как самообслуживание, то текущей деятельностью также является и предоставление жилищно-коммунальных услуг. Что при этом получается:
с одной стороны, ТС (ЖСПК) - эксплуатирующая организация, оказывающая жилищно-коммунальные услуги и покрывающая расходы за счет коммунальных платежей;
с другой стороны, ТС (ЖСПК) - организация, занимающаяся управлением недвижимым имуществом, покрывающая расходы за счет различных видов взносов (членских, вступительных, целевых, дополнительных и иных).
Теперь давайте попробуем разобраться.
Рассмотрим первую сторону:
Начнем с такой основной жилищно-коммунальной услуги как техническое обслуживание.
В соответствии с гл. 2. Постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 03.06.2014 N 11 "Об утверждении Инструкции о порядке планирования и калькулирования затрат на оказание услуг по техническому обслуживанию, теплоснабжению (по услугам, оказываемым организациями Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь), водоснабжению, водоотведению (канализации), пользованию лифтом, вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов" (далее Постановление №11) затраты на оказание жилищно-коммунальных услуг при планировании и калькулировании формируются по месту возникновения, объектам планирования и калькулирования и группируются по статьям затрат и экономическим элементам, учитываемым при планировании и калькулировании затрат на оказание услуг по техническому обслуживанию, теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению (канализации), пользованию лифтом, вывозу, обезвреживанию и переработке ТКО, в следующем порядке:
при группировке по статьям затрат:
• материалы, используемые для технологических целей при оказании жилищно-коммунальных услуг (далее - материалы);
• топливо, используемое для технологических целей при оказании жилищно-коммунальных услуг (далее - топливо);
• электроэнергия, используемая для технологических целей при оказании жилищно-коммунальных услуг (далее - электроэнергия);
• затраты на оплату труда производственных рабочих (затраты на оплату труда и резерв предстоящей оплаты отпусков (в случае его создания) производственных рабочих основного производства, непосредственно участвующих в технологическом процессе по производству и оказанию жилищно-коммунальных услуг, рассчитываются исходя из форм и систем оплаты труда, учетной политики, действующих в организации в соответствии с законодательством, и нормативов численности, рассчитанных в соответствии с законодательством);
• отчисления на социальные нужды;
• амортизация;
• ремонт и техническое обслуживание основных средств, непосредственно используемых в производственном процессе при оказании жилищно-коммунальных услуг (за исключением услуг по техническому обслуживанию жилого дома) (далее - ремонт и техническое обслуживание основных средств);
• содержание и обслуживание инженерных систем жилого дома (затраты на техническое обслуживание внутридомовых систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (канализации), тепловых сетей и инженерного оборудования, обеспечивающего предоставление жилищно-коммунальных услуг непосредственно потребителю);
• проведение аварийно-восстановительных работ;
• приобретенная продукция;
• технологические потери;
• прочие прямые затраты;
• общепроизводственные затраты;
• управленческие расходы;
• общехозяйственные затраты.
Особое внимание хотелось бы уделить управленческим расходам. К ним, в соответствии с приложением 1 указанного выше Постановления №11, относятся следующие статьи расходов:
• затраты по управлению организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) оказывающей жилищно-коммунальные услуги (далее - организация);
• затраты на оплату труда управленческого персонала (затраты на оплату труда и резерв предстоящей оплаты отпусков (в случае его создания) работников аппарата управления организации;
• отчисления на социальные нужды;
• командировки и служебные разъезды;
• затраты на аудиторские услуги;
• представительские затраты;
• прочие затраты по управлению организацией.
Так как ТС (ЖСПК) является организацией осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и оказывающей жилищно-коммунальные услуги, то, исходя из Постановления №11, затраты, связанные с управлением ТС (ЖСПК) (т.е. заработная плата председателя, бухгалтера и др.), а также общехозяйственные и общепроизводственные затраты, связанные с покупкой инвентаря, лампочек и пр., являются непосредственно затратами по техническому обслуживанию.
И все было бы хорошо, если оплаты за техническое обслуживание по установленным государственным тарифам хватало для качественного содержания и эксплуатации дома. На практике, собранные за технического обслуживание средства по государственным тарифам, не покрывают всех расходов (даже если они минимальные). Тогда собственники дома должны решить, откуда им брать недостающие денежные средства.
Есть два выхода.
Первый - получение субсидии государства. Этот выход оправдал себе в тех регионах Республики Беларусь, где местными органами власти установлены адекватные тарифы. Что касается г. Минска - данная субсидия ничтожна по сравнению даже с минимальными затратами и проблемы полностью все равно не решает.
Второй выход – покрытие затрат собственниками дома. Тут каждое ТС (ЖСПК) сталкивается с проблемой, а как же назвать эту часть технического обслуживания, расходы по которой не покрываются за счет начисленной платы по государственным тарифам (названия различные: расходы по содержанию общего имущества, и эксплуатационные расходы и дополнительный взнос, и членский взнос и др.).
И, в конце концов, эта разница является техническим обслуживанием или нет?
Исходя из Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 N 571 (ред. от 31.12.2014) "Об утверждении Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их структурных элементов" (далее Постановление № 571) Жилищно-коммунальные услуги делятся на основные и дополнительные. Плата за основные жилищно-коммунальные услуги включает в себя плату за: техническое обслуживание; текущий ремонт; капитальный ремонт; коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро- и теплоснабжение, пользование лифтом, вывоз, обезвреживание и переработка твердых коммунальных отходов).
По-поводу начисления и выставления в счетах-извещениях на оплату жилищно-коммунальных услуг капитального ремонта, основных коммунальных услуг по приборам учета вопросов нет. Проблемы и противоречия есть по таким услугам, как техническое обслуживание, пользование лифтом, вывоз, обезвреживание и переработка твердых коммунальных отходов, а также дополнительным услугам.
В гл.19 Постановления №571 четко сказано, что «плательщики жилищно-коммунальных услуг - граждане вносят плату за техническое обслуживание по субсидируемому тарифу для населения в пределах 20 кв. метров общей площади, приходящейся на каждого зарегистрированного по месту жительства в жилом помещении плательщика жилищно-коммунальных услуг и (или) члена его семьи, и 10 кв. метров общей площади на всю семью, а также дополнительной площади жилого помещения, полученной в соответствии с пунктом 1 статьи 106 Жилищного кодекса Республики Беларусь в размере до 15 кв. метров, с даты регистрации по месту жительства. Плата за техническое обслуживание соразмерно общей площади жилого помещения сверх указанных размеров вносится по тарифу, обеспечивающему полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание этой услуги». Таким образом, независимо от того, какой у Вас дом, какой этажности, какое оборудование у Вас стоит, какие конструктивные и инженерные особенности вашего здания, все платят по одинаковым тарифам в данном конкретном регионе. А то, что по тарифам не покрывается, вроде как и не техническое обслуживание, так как ничего про это в Постановлении № 571 не сказано. Все должны жить одинаково, и платить по одинаковым тарифам.
Может быть тогда эта разница – это дополнительные услуги?
По Постановлению №571 плата за дополнительные жилищно-коммунальные услуги включает в себя плату за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые дополнительно к основным жилищно-коммунальным услугам в соответствии с договорами на оказание дополнительных жилищно-коммунальных услуг. Т.е., если исходить из того, что все, что не относится к основным жилищно-коммунальным услугам - это дополнительные, то, в принципе, заключив договор с собственником на возмещение затрат, связанных с техническим обслуживанием общего имущества и не покрываемых за счет технического обслуживания по государственным тарифам (назвать можно по-разному, суть от этого не меняется: эксплуатационные расходы, расходы, связанные с содержание общего имущества и пр.) можно выставить в счета-извещения на оплату коммунальных услуг. И опять возникает «но…» По Постановлению № 571 собственники жилых и (или) нежилых помещений, в том числе собственники блокированных и одноквартирных жилых домов, наниматели и арендаторы жилых помещений, члены организации застройщиков, дольщики, заключившие договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, вправе отказаться от получения дополнительных жилищно-коммунальных услуг, т.е. не заключить договор. И как тогда быть?
Пришли к противоречию: вроде бы то, о чем мы говорим – это техническое обслуживание, но не техническое обслуживание; дополнительная услуга, но не дополнительная услуга. Тогда что же это????
Рассмотрим вторую сторону.
//-------------------------------------
Не совсем согласна с выводами. Поэтому предлагаю по-другому посмотреть на проблему.
Я ежемесячно, по каждому дому, рассчитывают свой фактический тариф на технической обслуживание. Он не превышает ни по одному из домов 3 200 руб., что говорит о том, что тариф обеспечивающий полное возмещение экономически обоснованных затрат рассчитан верно и если бы все платили только по нему, то средств на тех. обслуживание дома хватало бы. Их не хватает в основном лишь по причине того, что 571 Постановление для части населения устанавливает субсидируемые тарифы. Но, если кто-то решил установить льготный тариф, которого не хватает на ТО он и должен компенсировать эту разницу, если разницу никто не компенсирует, то логично, что все должны платить по экономически обоснованному тарифу.
Сейчас во многих домах возникает такая ситуация:
Есть квартиры в которых никто не зарегистрирован и они соответственно платят ТО по полному тарифу, остальные платят по субсидируемым. ТС, ЖСПК при этом не подаётся на дотацию, соответственно возникает убыток по ТО и этот убыток в виде членского взноса делится на всех и на тех, кто уже заплатил по полному тарифу и на тех кто уплатил по субсидируемым. Что на мой взгляд абсолютно не справедливо, получается, что те кто заплатил по полному тарифу, ещё и субсидируют тех, кто заплатил по субсидируемому, в то время как это является задачей тех кто и придумал эту льготу. По итогу одна квартира заплатит за ТО, например 4200 руб (3200+1000), а вторая 1958,5 (958,5+1000), если членский взнос будет установлен 1000 руб. с м2. Получается, что в домах где применяются субсидируемые тарифы, а сама субсидия не получается, граждане уже заплативший в полном объёме доплачивают за тех к кому применили субсидируемый тариф, что является нарушением ГК РБ.
Поэтому спора, чем является разницы и быть не может, это убыток по статье ТО, который спровоцирован применением субсидирумых тарифов.
//-------------------------------------------------------------------------
Основные проблемы оплаты за техническое обслуживание. Часть 2
Тема в разделе "Новостной и статейный раздел", создана пользователем Наталия Кулеш, 30 ноя 2015.
Основная деятельность ТС (ЖСПК после завершения строительства) – это управление и эксплуатация недвижимым имуществом.
В соответствии со ст. 212 гл. 32 Жилищного Кодекса «Товарищество собственников обязано обеспечивать:
организацию обслуживания объектов недвижимого имущества и придомовой территории;
сохранность общего имущества, соблюдение технических норм и требований по его содержанию и эксплуатации;
соблюдение интересов членов товарищества собственников при определении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общим имуществом, осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, распределении между его членами расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества;
внесение в установленном порядке платы за капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем при эксплуатации объектов недвижимого имущества;
соблюдение требований настоящего Кодекса, иных актов законодательства и устава товарищества собственников».
Если следовать обязанностям ТС, то расходы на содержание общего имущества должны нести собственники, независимо от того, какие в государстве тарифы на техническое обслуживание. Данный тариф по каждому конкретному региону один, независимо от конструктивных особенностей здания, а также от желаний собственников по обслуживанию и эксплуатации дома. Рассчитывается он, исходя из Постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 05.07.2007 N 29 "Об утверждении рекомендуемых Отраслевых норм времени, обслуживания и норм расхода материалов на техническое обслуживание жилищного фонда", по отраслевым нормам времени, которые составлены на основе государственных организаций, обслуживающих большое количество домов. Конечно же, в крупных обслуживающих организациях имеет место быть экономия на масштабах, т.е. количестве обслуживаемых домом. В товариществе или организации застройщиков, как правило, один дом, и экономии на постоянных затратах (например, управленческих) не может быть. Также собственники могут решить, что они хотят, чтобы убирали и мыли полы у них в доме 2 раза в день или по мере загрязнения, или, чтобы мыли окна в местах общего пользования 1 раз в месяц и т.д., т.е. не по отраслевым нормам времени на техническое обслуживание. Собственники имеют на это полное право, но тогда и не нужно забывать об обязанностях, указанных в статье Жилищного Кодекса, т.е. несении расходов на содержание общего имущества.
Таким образом, можно сделать вывод, что если ТС (ЖСПК) полностью не покрывает свои расходы по содержанию общего имущества средствами, собранными по государственным тарифам, то это вопросы, связанные с деятельностью ТС (ЖСПК), и тогда собственники должны решить, как покрывать данные затраты. Способов немного, хотя и есть разные варианты:
- получение субсидии от государства;
- сдача в аренду мест общего пользования, помещения товарищества собственников;
- использование полученной пени;
- использование процентов от депозита (кроме процентов по депозиту от средств капитального ремонта);
- средства собственников.
Использоваться может как один вариант, так и комбинация различных вариантов.
Что касается средств собственников, то исходя из того, что ТС (ЖСПК) является некоммерческой организацией, называться они будут взносами, сущность которых утверждена ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь. Это могут быть членские взносы, т.к. «членский взнос – это денежные средства, периодически вносимые членом организации застройщиков, товарищества собственников на цели, связанные с деятельностью организации застройщиков, товарищества собственников, в том числе на оплату труда работников, вознаграждение членов правления, членов ревизионной комиссии (ревизора)», а содержание и эксплуатация общего имущества – это и есть деятельность ТС (ЖСПК). Это может быть целевой взнос, т.к. «целевой взнос - денежные средства, вносимые членом организации застройщиков, товарищества собственников на основании решения общего собрания их членов для дополнительного финансирования работ и мероприятий, утвержденных собранием», а ТС (ЖСПК) как раз необходимо дополнительно к средствам, собранным по государственным тарифам, финансировать ряд работ по содержанию и эксплуатации общего имущества. Также это может быть и дополнительный взнос, т.к. «дополнительный взнос – это денежные средства, вносимые членом организации застройщиков, товарищества собственников для покрытия убытков организации застройщиков, товарищества собственников». И если рассматривать, что разница между расходами, связанными с содержанием и техническим обслуживанием дома и средствами, собранными по государственным тарифам – это и есть убыток, то его необходимо покрыть за счет дополнительного взноса. А еще ТС (ЖСПК) вправе устанавливать иные взносы, и поэтому, данный взнос можно назвать, например, «расходы по эксплуатации (содержанию, техническому обслуживанию) общего имущества». Или скомбинировать название, например, целевой взнос на покрытие расходов по эксплуатации (содержанию, техническому обслуживанию) общего имущества». Все варианты имеют право на существование, а как они будут называться - решать собственникам на общем собрании.
При этом собственники не должны забывать, что в соответствии с ст. 166 Жилищного кодекса Республики Беларусь участник совместного домовладения обязан нести расходы по эксплуатации (содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту и капитальному ремонту) общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на это имущество, если иное не установлено законодательством. Неиспользование участником совместного домовладения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества либо отказ от владения и пользования общим имуществом не являются основаниями для освобождения его полностью или частично от участия в расходах по эксплуатации (содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту и капитальному ремонту) общего имущества