AutVit:
Ніяк не магу зразумеці, пры чым гістарычныя баталіі адносяцца да беларускай мовы.
Элітарная культура была цалкам адарвана ад беларускай(мужыцкай) мовы аж да пачатку дваццатага стагоддзя.
Ізноў папёрлі прапагандонска-трашчанкоўскія ляпы і бязглузьдзіца.
Дамо слова адмыслоўцам філолагам:
А.И. Журавский.
ДЕЛОВАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ СТАРОБЕЛОРУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.
(Восточнославянское и общее языкознание. - М., 1978. - С. 185-191)
...В распространении таких взглядов сказалось прежде всего недостаточное знакомство зарубежных исследователей с живой народной белорусской речью, которая как раз и отражена в старинной деловой письменности.
...Еще Е.Ф. Карский в свое время указывал, что в основе древнего актового языка лежит народный белорусский язык, которому писцы придали некоторую искусственность, внеся в него, хотя и не в значительной степени...
...Канцелярский язык Великого княжества Литовского в это время выступает как язык белорусский, который находится в наиболее близком отношении к белорусским говорам около Вильно. В этом языке постепенно растворился и полоцкий тип актового языка, который раньше выступал в виде самостоятельной формы [5].
Установленная X. Стангом 40 лет назад белорусская диалектная основа актового языка Великого княжества Литовского не встретила возражения в лингвистической литературе и до настоящего времени остается последним словом науки по этому вопросу. Внесенная позже Ю. Шерехом поправка, чтоосновой канцелярского языка Великого княжества Литовского были прежде всего центральные белорусские говоры [6], по существу лишь в деталях дополняет соображения X. Станга и принципиально не меняет положения...
AutVit:
Пры гэтым, усе чамусьці забылі, што дзяржава пачала фарміравацца вакол літоўскіх феадалаў...
Дамо слова найбольш даставернай і сучаснай крыніцы пра фармаваньне ВКЛ, а менавіта Галіцка-Валынскаму летапісу і Наўгародскаму летапісу:
Вспомним о создателе ВКЛ, великом князе и короле Миндовге и о характере подчинения ему земель первоначальной Литвы:
«Вражбою бо за ворожьство с ними литву зая, поимана бЂ вся земля Литовьская и бещисленое имЂние их, притрано бЂ богатьство ихъ.»
«Бысть князящю ему в земьли Литовской, и нача избивати братью свою и сыновцЂ свои, а другия выгна и землЂ, и нача княжити одинъ во всей землЂ Литовьской».
Так вполне категорично и недвусмысленно говорит автор Галицко-Волынского свода Ипатьевской летописи о первых, насильственных днях или месяцах существования нового государства. Он же оставил в веках и подтверждение того, как вторично сыну Миндовга Войшалку пришлось подчинить себе Литву:
«Се же услышавъ Воишелкъ, поиде с пиняны к Новугороду, и оттолЂ поя со собою новгородцЂ, и поиде в Литву княжить.»
В данном контексте наиболее примечательные свидетельства о последнем событии оставляют нам авторы Новгородских первых летописей младшего и старшего изводов, созданных приблизительно в то же самое время, что и Галицко-Волынская летопись, но уже не на юго-, а на северо-востоке Киевской Руси (нынешняя территория Беларуси находится как раз между) :
"По убиении отца своего, не хотящу ему сего створити, нь богу попущьшю на них, на поганую Литву, за крестияньскую кровъ, вложи сему въ сердде, соимя ризу съ собе, обЂщася богу на 3 лЂта, како прияти риза своя, а устава мнишкаго не остася; скопи около себе вои отца своего прйятели, помоляся кресту честному, шедши на поганую Литву, и побЂди их, и стоя на земли их все лЂто.
"По убиении же отца своего, не хотящю ему сего створити, но богу попущьшю на нихъ, на поганую Литву, за христьяньскую кровь, вложи сему въ сердце, соимя съ себе ризу, обЂщася богу на 3 лЂта, како прияти риза своя, а устава мнишьскаго не остася; съвкупи около себе вои отца своего и приятели, помоливъся кресту честному, шедъ на поганую Литву, и побЂди я, и стоя на земли ихъ все лЂто."
Т.о., описывая ту силу, на которую опирался Войшалк при завоевании Литвы, два автономных летописных источника (Галицко-Волынский и Новгородский) сложенные вместе дают нам вполне определённый и утвердительный ответ на вопрос как и с помощью кого было создано Великое княжество Литовское - "пиняны и новгородцЂ" - "вои отца своего и приятели" (отца Войшалка, т.е. Миндовга). Если "летувисами" во главе с "Миндаугасом" были насильственно подчинены земли Наваградчины, то почему Литву насильственно (и нача избивати братью свою и сыновцЂ свои, а другия выгна и землЂ) подчиняют Миндовг и его союзники (приятели) пиняне и наваградцы? Надеюсь, ещё одним историческим мифом стало меньше.