Покупка автомобиля с НДС в Германии, памятка
(примерный вариант, желающие могут внести дополнения и исправления)
1. Далеко не все продающиеся автомобили имеют в своей цене НДС. НДС в своей цене могут иметь лишь те автомобили, которые были зарегистрированы на юридическое лицо. Как только хозяином автомобиля становится физическое лицо, НДС из цены пропадает.
2. Жителям ЕС машины с НДС продаются исключительно по цене брутто, т.е. НДС после покупки им не возвращается. Точно так же, т.е. по цене брутто, машины продаются и жителям не ЕС, имеющим вид на жительство в ЕС и временно или постоянно проживающих там. Поэтому некоторые продавцы, с подачи своего налогового органа, иногда требуют от покупателя копии ВСЕХ страниц его паспорта, даже и пустых, - чтобы убедиться в том, что отметки о виде на жительство в ЕС там нигде нет.
3. Продавец машины, имеющей в своей цене НДС, по любому после продажи должен отдать НДС с продаваемой машины:
- или немецкому государству, через свою налоговую, в случае, когда он продает машину по цене брутто, например, жителю ЕС,
- или покупателю, в случае, когда он продает машину за пределы ЕС, по цене нетто.
4. Продажа машины с НДС по цене нетто всегда происходит с оплатой сразу цены брутто (т.е. нетто + НДС), а потом уже, после вывоза машины за пределы ЕС, происходит возврат НДС. НДС в этом случае представляет собой ничто иное, как залог за правильно оформленные таможенные документы. В случае, когда покупатель, например, неправильно оформил эти документы, или вообще, не вывез машину за пределы ЕС и перепродал ее, например, в Польшу, продавец может просто отдать немецкому государству этот, заложенный у него НДС, и провести продажу автомобиля по своим документам, как обычную продажу по цене брутто. Именно для этого и берется залог в полном размере НДС. Некоторые отчаянные продавцы идут на то, что берут залог не в полном размере НДС, а, например, в размере 500 или 1000 (и т.д...) евро. Как говорят, кто не рискует (продать-то очень хочется), тот не пьет шампанского. Самые отчаянные продавцы вообще не берут никакого залога. Обычно они это делают при продаже машины надежному и не один раз проверенному покупателю.
5. НДС всегда возвращает продавец и никто другой.
6. Перед тем, как покупать машину с НДС, первым делом необходимо поинтересоваться у продавца, согласен или сможет ли он продать вам машину по цене нетто, т.е. с возвратом НДС. Некоторые продавцы этого не делают ни при каких условиях и всегда продают только по цене брутто. Если нет, - ищите другой вариант, или узнавайте у продавца, возможно его машину можно купить по цене нетто через какую нибудь другую, работающую с ним фирму. Пример - лизинговая фирма http://www.cars.de которая продает машины исключительно немецким хендлерам и работающая в тесном контакте с ней фирма Hild & Hof, через которую вы можете купить по цене нетто любую машину лизинговой фирмы cars.de (за исключением тех, которые находятся под Мюнхеном).
7. После того, кода продавец подтвердил вам свою готовность продать вам машину по цене нетто, выясните у него, насколько он владеет ситуацией в вопросах такой продажи, есть ли у него свой таможенный номер (EORI-номер), знает ли он, что такое Ausfuhrbegleitdokument (экспортная таможенная декларация), Ausgangsvermerk (подтверждение немецкой таможни факта экспорта) и т.д. и т.п. Если продавец во всех этих вопросах "плавает", готовьтесь к тому, что могут возникнуть конкретные проблемы, - или на стадии покупки и оформления автомобиля (еще куда ни шло...) или на стадии возврата НДС. В таком случае есть повод хорошенько задуматься, а стоит ли вообще связываться с этим продавцом.
8. Если по пункту 7 все ОК, можно приступать к обсуждению нюансов:
- в каком размере оставляется залог
- как возвращается залог, налом/безналом
- какие документы нужны продавцу для возврата НДС (самым продвинутым достаточно лишь Ausgangsvermerk),
- до какого срока желательно забрать НДС
- кто и где будет оформлять Ausfuhrbegleitdokument, за чей счет
- на каких номерах можно будет выгонять автомобиль, красных транзитных или желтых перегонных
- имеет ли машина действующий техосмотр (он нужен будет при оформлении красных транзитных номеров)
ну и т.д. и т.п.
9. В большинстве случаев продавцы, в полном соответствии с законом, требуют обязательного оформления на автомобиль красных транзитных номеров, в некоторых случаях достаточно и 5-дневных желтых. Очень часто, наряду с оформлением красных транзитных номеров, требуется еще и оформление международного техпаспорта на автомобиль (зеленая книжечка), - Internationaler Zulassungsschein. Заранее выясняйте, требуется ли он для возврата НДС в вашем конкретном случае. Т.к. потом, при его отсутствии, возникают очень серьезные проблемы с возвратом НДС. Таможня присылает продавцу Ausgangsvermerk с пометкой "для возврата НДС не годится", - все, приплыли...
Разница в желтых и красных номерах: желтые намного дешевле (от 55 евро), легче делаются и при их получении никого не интересует, имеет ли автомобиль действующий техосмотр и чьей страны у него техпаспорт. Для красных номеров нужен действующий, всегда исключительно НЕМЕЦКИЙ (!) техосмотр, очень часто сверка номера кузова (не во всех федеральных землях), оплата минимум месячного налога на автомобиль..., в общем, цена их набегает минимум от 150 и до 200-230 евро...
10. В большинстве случаев экспортную таможенную декларацию (Ausfuhrbegleitdokument, сейчас он делается в электронном виде) делает вам делает сам продавец, бесплатно. Когда продавец этого сделать не может, он посылает вас в ближайшую к нему транспортно-экспедиционную компанию, к таможенным декларантам, которые могут сделать вам такую декларацию за деньги (от 20-30 евро и до 70-80, в зависимости от аппетитов декларанта, иногда торг уместен). Декларанту, для оформления вы должны предъявить техпаспорт на автомобиль, договор купли-продажи и EORI-номер продавца (наличие его у продавца говорит о том, что продавец зарегистрирован на таможне в качестве участника внешнеторговой экономической деятельности). От таможенного декларанта вы получаете потом не сам Ausfuhrbegleitdokument, а лишь его так называемый MRN-номер. С этим номером едете на местную таможню, там у вас сверяют номер кузова и распечатывают для вас сам Ausfuhrbegleitdokument. Никаких печатей или штампов на документе НЕТ, - только сам MRN-номер в верхнем правом углу и под ним штрих-код, все.
11. Все, можно выдвигаться в сторону границы ЕС. На границе ЕС, например, у польского ТАМОЖЕННИКА (не погранца!!!) предъявляете документы на автомобиль + Ausfuhrbegleitdokument, обязательно говорите при этом, что в цене машины имеется выделенный НДС. Польский таможенник забирает у вас Ausfuhrbegleitdokument, считывает с него штрих-код. Все, чисто теоретически вы уже можете ехать назад к продавцу и забирать у него свой НДС. На руках у вас, правда, не остается при этом никакого подтверждения того, что вас действительно (и правильно!) оформил польских таможенник (подтверждение приходит продавцу в электронном виде, по электронной почте). Лучше всего, на всякий случай, сделать все-таки копию Ausfuhrbegleitdokumentа и попросить таможенника поставить на нем свою печать. Таможенники в Бресте и Домачево без проблем сделают вам такую копию с печатью, в Гродно и Бобровниках - НЕТ, так же, как и на литовско-белорусской границе. В этом плане лучше всегда ввозить авто через Брест. Кстати, при оформлении Ausfuhrbegleitdokumentа в Германии от вас потребуют сообщить конкретный пограничный переход, через который вы будете въезжать в РБ, так что подумайте об этом заранее!
Остальное, если вспомню, допишу позже. Какие еще остались вопросы, что непонятно?
Из того, что вспомнил:
12. Перечень документов, с которыми нужно приехать на границу:
- Гражданский паспорт
- Договор купли-продажи автомобиля, из которого четко видно, что в цене автомобиля имеется выделенный НДС, т.е. машина имеет цену нетто и цену брутто. Если этого не видно из договора, у вас должен быть на руках еще счет-фактура, по которой вы производили фактическую оплату и где четко указано про брутто-нетто-залог(НДС). Для оформления на белорусской границе нужен договор купли-продажи, для возврата НДС, в случае каких то недоразумений с продавцом, - счет-фактура
- Технический паспорт автомобиля, который у немцев состоит из 2-х частей - Fahrzeugbrief (большой бриф) и Fahrzeugschein.(малый бриф). В случае, когда на машину оформляются перегонные желтые номера, в малом брифе должна стоять отметка о снятии машины с учета. В случае, когда машина оформляется на красные транзитные номера, отметка о снятии с учета не нужна, т.к. по документам видно, что машина оформлена непосредственно на вас и в них стоит уже ваш белорусский адрес.
- Экспортная таможенная декларация (Ausfuhrbegleitdokument).
- Нотариальная доверенность в случае, когда машина пригоняется по доверенности. В этом случае договор купли-продажи для белорусской таможни должен быть предъявлен на заказчика. Для поляков - без разницы, на кого им будет предъявлен договор купли-продажи, главное - на жителя РБ (например на перегонщика). Полякам (таможенникам) нужно будет оставить копию паспорта ПЕРЕГОНЩИКА.
13. Купля-продажа машины в Германии (без НДС!). Тут все очень просто: покупатель дает продавцу деньги, продавец взамен дает покупателю техпаспорт на автомобиль (состоящий из 2-х частей!!!) и ключи. Все, сделка фактически состоялась. По хорошему необходимо составить и подписать еще обеими сторонами договор купли-продажи, но многие продавцы (и покупатели тоже) этот пункт пропускают, т.к. покупатель, в принципе, и сам может нарисовать себе этот договор, так, как он ему больше понравится. Главное у немцев - у кого в руках большой бриф, тот и хозяин автомобиля. Малый бриф немцы всегда возят с собой, большой - хранят в укромном месте (до продажи или переоформления). Без большого брифа продать или переоформить (в Zulassungsstelle имею ввиду) автомобиль не возможно. А с брифом снять с учета или переоформить автомобиль может любой человек, в любом месте Германии. Для постановки на учет на кого то другого только нужна будет доверенность от этого "кого то". Для снятия с учета достаточно только брифа. Договор купли-продажи никого при этом не интересует.
Нужные бланки договоров купли-продажи можно легко распечатать из гугла, задав предварительно в поисковике нужное ключевое слово, например, "Kaufvertrag PKW" (PKW = л/а).
14. Для возврата НДС продавцу обычно достаточно лишь подтверждения таможней факта экспорта автомобиля за пределы ЕС. Это подтверждение присылается продавцу в электронном виде и называется Ausgangsvermerk. В случае, когда продавец сам оформляет Ausfuhrbegleitdokument (экспортную таможенную декларацию), такое подтверждение он получает от местной таможни, в случае, когда Ausfuhrbegleitdokument делают за него декларанты транспортной экспедиции, подтверждение продавец получает потом от них (после телефонного звонка, например). Некоторые недостаточно продвинутые продавцы на всякий случай просят покупателя прислать им еще и целый ряд других подтверждений, типа копии таможенного удостоверения, копии таможенной платежки, копии свидетельства о постановке машины на учет в РБ (бел техпаспорт), копии всех страниц паспорта покупателя и т.д. и т.п. В принципе, в этом есть вполне здравый смысл, если учесть то, что, продавая автомобиль за рубеж по цене нетто, продавец всегда рискует своими деньгами в размере этого НДС. В случае любого сбоя (после того, как он уже выплатил НДС вам) ему придется выплатить этот НДС еще и немецкому государству. Дело в том, что в случае сбоя (например Ausgangsvermerk вообще не пришел по какой то причине или пришел с пометкой "для возврата НДС не годится"
всегда имеется возможность альтернативного доказательства факта экспорта и получения на местной таможне альтернативного документа, называющегося уже Ausgangsvermerk, alternativer Nachweis. Для этого и нужны продавцу все эти запрашиваемые им копии. Если такой сбой произошел, а продавец еще не успел выплатить вам НДС, добыванием всех этих документов, их переводом на немецкий язык и нотариальным заверением придется заниматься уже вам. Ибо уже вы, а на продавец, становитесь тут главным заинтересованным лицом. Получив потом в местной таможне Ausgangsvermerk, alternativer Nachweis, вы опять-таки можете обращаться к продавцу и требовать от него возврата НДС.