Не тое што "спрэчна", але гэтае ёсьць тыповым саўковым дзікунствам - ігнараваць сваіх продкаў і пляваць на сваіх дзядоў. Прыкладам на ВК Ягайлу:
Псевдоисторическая концепция низведения средневековых беларусов, носителей традиций и государственного языка ВКЛ, к подчинённому, захваченному и бесправному сословию в Великом княжестве Литовском включает в себя и манипуляции с названием древнего беларуского герба «Пагоня», герба ВКЛ . Слово «пагоня», явно беларуского происхождения, является безусловной помехой для преследуемой летувисскими радикалами цели монополизировать право на историческое наследие княжества.
Не случайно в современной Летуве для его замены используется новодельный термин «Витис», придуманный около 150 лет назад.
Между тем, наиболее раннее дошедшее до нас упоминание слова «пагоня» относится к грамоте (Прывилею) Ягайлы, написанной на латыни в Вильне 20.02.1387 г., и гласящей, что
«Quotiescunque etiam hostes et adversarios nostros et ipsius terrae nostrae Lithuanicae fugitivos insequi opportuerit, ad insequutionem huiusmodi, quod р о g о n i а vulgo dicitur, nоn solum armigeri, verum etiam omnis masculus, cuiuscunque status aut conditionis extiterit, dummodo аrmа bellicosa gestare poterit, proficisci teneatur.
В том же случае, когда придётся преследовать врагов, неприятелей наших, которые убегали бы с нашей литовской земли, то для этого рода преследований, которое по народному называется Погоня, обязуются отправляться не только рыцари, но и каждый мужчина».
Самое примечательное в этом документе два обстоятельства.
Во-первых, то, что слово «Pogonia» подаётся в нём без перевода, а употребляется как термин, как имя собственное.
Во-вторых, говоря о «нашей литовской земле», Ягайла не делает дополнительных, логически совершенно ненужных оговорок по поводу того, на языке КАКОГО народа это преследование называется по народному Пагоней.
Если бы Ягайла излагал свои мысли по-летувисски, наверное в Прывилее было бы написано что-то вроде «vijimasis», «gaudymas» или ещё как-нибудь, но только не так, как написано.
Безусловной является и этимологическая трансформация определения беларуского народного обычая изгонять из своей страны отступающего врага в название герба ВКЛ. Вопрос лишь в том, когда эта трансформация окончательно завершилась.
Вот что по этому поводу говорят летописи – «Хроника Литовская и Жамойская» -
«Той Наримонт мел герб, або клейнот… а то такий: в гербе муж сбройный, на коню белом, в полю червоном (как тут не вспомнить национальный беларуский бело-красно-белый флаг!) , меч голый, якобы кого гонечи держал над головою, и есть оттоля названый «Погоня»
;
Густынский летапис –
«В лето 6786 (127 Витен нача княжети над Литвою, измысли себе герб и всему княству Литовскому печать: рыцер збройны на коне з мечем, еже ныне наричут «Погоня».
Достоверно известно и то обстоятельство, что герб «Пагоня» использовался полоцким князем Глебом (Наримонтом) в первой трети XIV века (договор Полоцка и Риги 1330 г.), а с последней четверти XIV века – всеми великими князьями.
Наконец, официальное, юридически оформленное название герба Великого княжества Литовского «Пагони» и законодательное его использование всеми этническими беларускими землями было закреплено Сатутом ВКЛ 1566 г. (раздел 4, артыкул 10), подтверждено Статутом 1588г (раздел 4, артыкул 12):
«Теж мы господар даем под гербом того панства нашего Великого Князства Литовского, Погонею, печать до кождого повету».
Все последующие переводы Статутов на латынь и польский неизменно передавали беларуское название герба ВКЛ в оригинальном произношении. Следует отметить, что Жамойская земля имела свой герб в виде медведя, стоящего на задних лапах. Его можно наблюдать в гербовнике 1578 г., на монетах ВКЛ, о нём писал Мицкевич в «Пане Тадэвуше», говоря о восстании против русских оккупационных властей
«Пусть здесь, услышав клич, заржёт «Пагоня», взревёт «Медведь» на Жмуди…».
Т.о., приведенные факты безусловно свидетельствуют о беларуском происхождении и названии герба ВКЛ «Пагони», а упрямое желание отдельной части летувисского общества видеть знак равенства между ВКЛ и современной Летувой выглядит абсолютно нелепо уже даже на этапе терминологического определения необходимых для этого атрибутов.