Очередной факт собственного превосходства , хамства и чувства безнаказанности за поступки к гражданам со стороны сотрудников таможенной службы Республики Беларусь.
Почему государство , не смотря на предпринимаемые меры, не может вернуть доверие и уважение граждан к сотрудникам таможни. Для нас, простых граждан, слово "сотрудник таможни" до сих пор является синонимом слова "взяточник" , "безнаказанный хам ", "барин". Почему к сотрудникам МВД медленно, но весьма уверенно возвращается доверие. А таможня, так и остается "кастой". Где процветает хамство, неуважительное и даже презрительное отношение как гражданам своей страны , так и других государств. Темы взяток я касаться не буду, поскольку никогда не давал и не был свидетелем, хотя, именно с коррупцией , государство борется активно, принимая различные правовые акты, делая "показательные " посадки и прочее. Однако, "хамство"," быдлячество", неуважение к гражданам и безнаказанность за это - до сих пор является нормой и просто заканодательными актами это не искоренить.
28 июля 2016 я, вместе с двумя несовершенно летними детьми возвращался в Беларусь на автомобиле Митсубиши Паджеро гос номер*** из Латвии. Следовал через Литву, пункт Котловка. На литовской границе я был в 16-00.В очереди стояло не более 10 машин. Очередь двигалась стабильно и через 35 минут я был на территории Беларуси. На пункт пропуска надвигались тучи, было очевидно, что вот вот наступит гроза, о чем неоднократно предупреждали синоптики по радио обоих стран. Заехав в зеленый коридор и заявив таким образом, что декларировать мне нечего и я не везу запрещенный груз, мы прошли паспортный контроль. Нам предстояло пройти таможенный контроль, который, как правило, для зеленого коридора ограничивается выборочным осмотром авто сотрудником таможни и затем мы свободны. Начал капать дождь. К нам подошел человек. В темной короткой майке с надписью "мытня". На бэдже кроме фотографии нет никакой информации, ни имени ни должности ни звания(если такое полагается). К слову это один из непонятных для меня моментов. ПОЧЕМУ? Даже такая мелочь уже вызывает непонимание и ,как правильно выразиться, проводит некий барьер между гражданином и сотрудником таможни. Этот человек сказал, что нам необходимо пройти дополнительный осмотр в специальной зоне не пояснив причину и методику осуществления этого дополнительного контроля. За нами проследовало еще три машины, по очереди. Остальная же очередь двигалась по прежнему режиму. Подъехав к месту, указанному сотрудником, я увидел мобильный сканер для проверки большегрузных авто. Шел дождь. К нам никто не подходил. По истечении 30 минут. Мы подошли к сотруднику сидевшему в кабине комплекса, выяснить, что происходит. Нам было сказано, ждите, к вам подойдут, вас отправили на сканирование авто. В дождь прибор экксплуатироваться не может. Еще раз отмечу, до проверки было очевидно, что вот вот начнется дождь и он начался, тем не менее нас отправили на скан. По окончании дождя к нам изволил подойти все тот же сотрудник в майке. Женщина из другого автомобиля задала резонный вопрос: "покажите документы, что это безопасно". На что сотрудник таможни фыркнул и удалился. Простояв еще пол часа и не получив никакой информации о дальнейших действиях, мы, оставив авто , подошли опять на пункт досмотра, где пытались хоть каким то образом вызвать начальника смены или человека, который принимает решения, поскольку остальные сотрудники(без имен и должностей)открещивались либо ссылались на руководство(не называя фамилии). Нами было сделано три звонка на телефоны доверия как в Минск так и Ошмяны. В Минске пообещали разобраться, а в Ошмянах на просьбу о том, что есть несовершеннолетние дети, было сказано: " С детьми надо дома сидеть". Находясь в неведении, мы вернулись в авто и на авто проследовали обратно в очередь, заблокировав таким образом ее движение, поскольку пропускать нас, равно как и досматривать(хоть мы и добровольно выбрали зеленый коридор) никто не собирался. Еще через полчаса спустился человек. Не представившись Назвался начальником смены и ПРИКАЗАЛ вернуть машины на скан.
Когда его ПОПРОСИЛИ дать бумаги о том , что это безопасно, ведь в машине есть вещи, еда, в машине будут передвигаться, в том числе и дети, которые будут кушать еду, одевать вещи. Ответ этого человека был таков :Документы в Ошмянах, хотите ждать, ждите вы все равно пройдете эту проверку но это будет еще дольше". Как можно так халатно и нагло давать такие ответы нам, белорусам, которые пережили Чернобыль и боятся всего, что связанно со словом радиация или Литовцам?, которых хлебом не корми, дай позлорадствовать, что у Вас, белорусов на строящейся АЭС "черти что творится", а вы тут с "ветряными мельницами" пытаетесь боороться(уже тогда все знали новость о падении реактора в Островце ).
На другую ПРОСЬБУ, предоставить документ, что это законно, вот так вот без каких либо оснований отправлять на сканирование, снова документ не был предоставлен, но был ответ: "пишите отказ от проверки", Мы составим протокол, в протоколе будут все ссылки на закон, затем мы вызовем эвакуатор и вы все равно пройдете скан. Но вы опять потеряете время.
На третью личную ПРОСЬБУ о том, что я не хочу подвергать детей риску и готов предоставить сотрудникам таможни авто для "досмотра с пристрастием", так же было отказано. На предложение, Взять из очереди любую другую машину без детей, а отпустить детей, которые к тому времени сильно устали , и хотели кушать, так же было отказано. Тем более сам сотрудник подтвердил, что никакой оперативной информации, о том что необходимо сканировать конкретно мой автомобиль либо, что есть прибор, который специальным образом(случайным образом) выбирает авто для сканирования и это где то фиксируется, не было. Стиль общения с гражданами был исключительно повелительный, мол я сказал и так и будет. Таким образом , в начале непогоды, по воле начальника смены, была отдана команда. Людей продержали 2 часа. Не предоставили никаких документов и под угрозой составления протоколов и перспективы отстаться на границе неопределенное время, заставили пройти сканирование. К слову, во второй, следующей за нами машине , был водитель имеющий группу инвалидности, который так же ПРОСИЛ ( не требовал), предоставить документы на предмет безопасности сканирования и провести личный досмотр вместо скана. Ему был ответ: "у вашего авто нет группы инвалидности, авто пройдет скан"
Сотрудники таможни играют на человеческой слабости. На отстутсвии возможности гражданину на месте найти управу на вседозволенность. Гражданин вынужден заискивать,, просить , унижаться. А таможенник, словно получает от этого удовольствие. Он, сотрудник, на работе, его смена закончится, а гражданин, пересекающий границу, особенно с детьми, очень хочет побыстрей добраться до дома. И они этим пользуются и надо сказать, успешно. Ранее , именно таким образом добывались мелкие взятки, надеюсь сечай такого нет, но привычка так себя вести осталась.
Эта история, как и многие другие, еще раз подтверждает, что никакими мерами , как то реконструкция КПП, наказания, показательные посадки, государство не вернет доверие и уважение граждан к сотруднику таможни. Нам не нужны красивые пункты пропуска, и заученные фразы:"хорошей дороги", нам нужен человек!
Хотелось бы закончить словами Александра Розенбаума, которые как нельзя кстати подходят к образу белорусского таможенника :" на Руси каждый дворник барин, коли бляху нацепить ему позволят"