Взгляд из Дагестана, проясняет почему белорусские и украинские национально ориентированные лидеры считают своим долгом выдавить русский язык из общества. Белорусов от русских отличают только границы. Ментально, по говору, акценту житель Минска от жителя Владивостока ничем не отличим.
> В Дагестане нет массового проявления групповой солидарности на основе этнической идентичности, которая бы превращалась в важный элемент политической и гражданской культуры. В Дагестане нет этнического коллективизма, который мог бы настойчиво стучаться в двери зарождающегося гражданского общества и стать мощным фактором проявления общественных устремлений, нацеленных на сохранение и развитие национальной культуры.
Многие исследователи склонны считать, что с переходом 50% рубежа языковой ассимиляции этническая ассимиляция народа приобретает необратимый характер. Использование родного языка преимущественно в сфере семейного общения обрекает языки народов Дагестана на структурный застой, а народы – на дальнейшую языковую и этническую ассимиляцию. Реализация политики «расцвета и сближения народов», последовательно воспитывавшая в массовом сознании представления о непрестижности, ненужности и нецелесообразности знания языка своей национальности, притупляла национальное (этническое) самосознание народов. Широко декларировалась идея о том, что нарастающий престиж русского языка, вызванный социально-экономической практикой, процессами урбанизации, дальнейшим расширением и укреплением межнациональных связей, особенно брачных, обеспечит и социальное, и этнокультурное развитие народов на основе единого для всех народов русского языка. И такая политика давала свои плоды. В сознании ассимилированной в языковом отношении части дагестанцев русский язык стал восприниматься как естественный атрибут этнического развития народа. Не замечалось или умалчивалось, что языковая и этническая ассимиляция детей, родившихся в межнациональных браках, получившая массовое распространение, разрывает межпоколенную языковую связь, усиливает хрупкость демографической структуры народов, обрекает демографическое воспроизводство народов на бесперспективность.